Насколько успешно пилотировал беспилотье Андрей Белоусов: что говорят о бывшем отраслевом кураторе БПЛА участники форума «Архипелаг-2023»

Перед назначением министром обороны РФ Андрей Белоусов на посту первого вице-премьера курировал запуск в России сектора экономики, связанного с беспилотными авиационными системами. Значимой вехой, обозначившей старт в развитии этого направления на государственном уровне, стал прошедший в 2023 году в Новосибирске масштабный интенсив «Архипелаг». Почти год спустя «Континент Сибирь» попросил участников отрасли оценить, насколько эффективен был экс-заместитель председателя правительства в качестве куратора национального проекта по беспилотью.

Для Новосибирской области национальный проект «Беспилотные авиационные системы» (БАС), утвержденный российским правительством в декабре 2023-го, имеет особое значение. Прошлым летом территория стала эпицентром главного события года по развитию беспилотья, биотеха и креативной экономики. На масштабный форум «Архипелаг-2023» съехались не только тысячи бизнесменов, айтишников и инженеров со всей страны. Интенсив лично посетил Андрей Белоусов — в то время первый вице-премьер РФ, а с мая этого года — министр обороны. На момент визита в Новосибирск высокопоставленный чиновник возглавлял созданную по поручению главы государства правительственную комиссию по развитию БАС, курировал соответствующий национальный проект, согласно которому Россия к 2030 году должна получать более 30 тысяч гражданских беспилотников ежегодно, на что из бюджета предполагается выделить около 700 млрд рублей. Будущий руководитель Минобороны обсуждал в Новосибирской области перспективы беспилотной отрасли с ведущими сотрудниками Минтранса, Минпромторга, Росавиации, Минобрнауки, правительства Москвы, представителями «Росатома», «Газпрома», «Газпром нефти», «РЖД» и так далее. Среди участников той встречи, помимо губернатора Новосибирской области, отметилось руководство Рязанской, Новгородской, Калужской, Воронежской, Белгородской, Нижегородской областей, Сахалина, Башкортостана и Севастополя.

Отраслевые круги с большим энтузиазмом восприняли солидное мероприятие, растянувшееся почти на две недели, которое в 2023 году федеральные структуры решили проводить в Новосибирской области. Собеседники «Континента Сибирь» делали акцент на перспективах, которые открывает внимание государства к сфере БПЛА: «СВО закончится, а беспилотники нужны будут всегда — в полях, на стройках, в грузоперевозках», — говорили визави редакции. Экономический тренд определял региональные задачи и, казалось бы, подавал определенный сигнал о том, какая деятельность сегодня на высшем уровне особенно востребована.

Тот посыл уловили не только крупные игроки: новосибирский губернатор Андрей Травников заявлял, что регион сделает упор на тяжелые беспилотники, но сам национальный проект не ограничивается «гигантами», а учитывает и «легкие» машины от одного килограмма. «Неправильно относиться к этой теме как к модной и кратковременной, мы все осознаем, что развитие беспилотников — это тренд на ближайшее десятилетие. И в этом тренде Новосибирская область должна занять лидирующие позиции, потенциал для этого у нас есть», — говорил накануне приезда Белоусова в Новосибирск в 2023 году Андрей Травников на оперативном совещании, обозначая беспилотную авиацию как приоритет развития региона.

Учитывая дефицит БПЛА, работы должно бы хватить всем, то есть и малому бизнесу тоже. В 2023 году многотысячный форум «Архипелаг» давал ощущение, что отрасли нужны не только госкорпорации, но и усилия рыночного сообщества.

При определении специализации власти ориентировались на ФАУ «СибНИА им. С. А. Чаплыгина». На прошлой неделе правительство Новосибирской области объявило о планах к 2025 году в рамках нацпроекта «БАС» запустить единый центр компетенций — АНО «Научно-производственный центр беспилотных авиационных систем Новосибирской области». Релиз пресс-службы регионального правительства еще раз подчеркнул роль СибНИА им. С. А. Чаплыгина: «В реализации проекта примут участие ведущие авиационные производственные предприятия и образовательные учреждения региона. Среди них — Новосибирский государственный технический университет НЭТИ и Сибирский НИИ авиации им. С. А. Чаплыгина».

беспилотники
Фото Михаила Перикова из архива «Континента Сибирь»

«Внедрение БАС в повседневную эксплуатацию потребует опережающего развития инфраструктуры взлетно-посадочных площадок, аэродромов, вертодромов и перспективных дронопортов, предоставляющих наземное и техническое обслуживание беспилотных авиационных систем, а также инфраструктуры для целей интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство РФ в районах и на маршрутах их применения», — пояснил министр науки и инновационной политики Новосибирской области Вадим Васильев, чье ведомство станет учредителем научно-производственного центра, который власти планируют создать в следующем году.

Вадим Васильев
Вадим Васильев. Фото Михаила Перикова из архива «Континента Сибирь»

СибНИА им. С. А. Чаплыгина — один из крупнейших в стране научно-исследовательских и испытательных центров авиационной отрасли, у организации есть опыт работы как с БПЛА массой свыше 3,7 тонны, так и с системами малой размерности. Предприятие входит в состав ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н. Е. Жуковского», то есть СибНИА — часть большой федеральной структуры.

«Весь период взаимодействия СибНИА с Андреем Рэмовичем Белоусовым и подведомственными ему структурами по реализации национального проекта «Беспилотные авиационные системы» был выстроен эффективно. Это в короткие сроки позволило внедрить работоспособные механизмы по начальному регулированию и ускоренному развитию отрасли БПЛА», — отметил в разговоре с «Континентом Сибирь» директор СибНИА Владимир Барсук.

Дмитрий Еловский

Дмитрий Еловский о планах «ужесточения системы»: «Введение смертной казни — хороший способ поддержания дисциплины в обществе, но, с другой стороны…»

Год назад участники форума «Архипелаг» выражали точку зрения, согласно которой мелким, и зачастую более проворным и поворотливым, компаниям бывает проще сориентироваться, переориентироваться, самоорганизоваться в новых условиях и перенастроить производство. Рыночное сообщество быстро реагирует на смену «климата»: при соответствующей отмашке от государства энтузиасты едва ли заставили бы себя ждать. Но эксперты отрасли осторожно высказывали предположение, что бюрократии будет удобнее и привычнее поручать госконтракты именно «крупняку».

Спустя почти год после завершения «Архипелага» «Континент Сибирь» еще раз задал участникам отрасли вопросы: по какой модели — рыночной или нерыночной — двинулся нацпроект под кураторством Андрея Белоусова, оказались ли востребованы способности всех, кто готов работать в новом секторе экономики?

Исполнительный директор новосибирского конструкторского бюро «СПЕКТР» Андрей Братеньков — один из тех, для кого прошедший летом 2023 года в Новосибирске «Архипелаг» стал знаковым событием. Как представитель компании, которая занимается БПЛА, он с вдохновением воспринимал внимание к этой площадке со стороны федеральных структур. Но собеседник «Континента Сибирь» не испытывал иллюзий насчет доступности нацпроекта для представителей малого бизнеса. Опасения, что подряды разберут крупные корпорации, участник отрасли в дни «Архипелага» обозначал в разговоре со специальным представителем президента по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрием Песковым.

С самим первым вице-премьером Братенькову своими ощущениями поделиться не удалось. «Может быть, с приходом Андрея Белоусова в должность министра обороны РФ с обратной связью и коммуникациями станет проще», — замечает исполнительный директор «СПЕКТРа», говоря о потенциале малых компаний, который, с его точки зрения, на государственном уровне остается недооцененным и слабо задействованным в плане БПЛА. Изменится ли подход, покажет время, а пока Братеньков обратил внимание на то, что Белоусов не пытается приукрашивать действительность — в данном случае это немало.

«Белоусов на встрече с Советом Федерации РФ, вступая в должность министра обороны, сказал, на мой взгляд, очень важную вещь о том, что ошибаться можно — врать нельзя. Самое главное — он рассказал правду о текущем состоянии отрасли. Спасибо господину Белоусову, что не приукрашивает, не говорит, как у нас все прекрасно. Не всем на это хватает смелости, — делится впечатлениями Андрей Братеньков. — Белоусов производит впечатление человека, который понимает суть процессов и разбирается в экономике применения БПЛА, развития этого производства».

беспилотники
Фото Михаила Перикова из архива «Континента Сибирь»

По словам предпринимателя, малому бизнесу, представителем которого он сам является, сегодня крайне трудно получить субсидирование по сертификату на беспилотные летательные аппараты, при том, что Андрей Братеньков не преуменьшает значимости того, что эта возможность хотя бы существует. «Да, нужно заполнить тонну бумаг, быть большой и сильной компанией, чтобы выйти на субсидию, но стоит признать: хотя бы что-то начинает меняться в лучшую сторону, инструменты начинают появляться», — рассуждает участник отрасли, который пока не имеет доступа к этому инструменту, хотя юрлицо и зарегистрировано в Новосибирской области, то есть на территории экспериментально-правового режима. (Российское правительство в прошлом году утвердило параметры эксперимента по внедрению сельскохозяйственных беспилотников. Новосибирская область — один из 12 регионов страны, где во время эксперимента действуют особые правовые режимы по эксплуатации беспилотных авиасистем).

Тем временем конструкторское бюро «СПЕКТР» продолжает делать беспилотники, которые можно использовать в том числе в полях для внесения удобрений, средств защиты растений. Андрей Братеньков поясняет, что при стоимости сельхозагродрона в 1 млн рублей акт летной годности к нему выходит примерно в ту же цену — 800 тысяч рублей. «Надеюсь, что различные мероприятия, проработка решений в сфере БПЛА на федеральном уровне будут способствовать в том числе тому, чтобы такие компании, как наша, могли рассчитывать на меры поддержки со стороны областного правительства, регионального минпромторга», — продолжает Братеньков.

беспилотники
С кем полетит беспилотье: зачем в Новосибирске прошёл масштабный смотр БПЛА «Архипелаг»

Профессор кафедры самолето- и вертолетостроения Новосибирского государственного технического университета (НГТУ) Илья Зверков лично Андрею Белоусову представлял на «Архипелаге-2023» разработку студенческого конструкторского бюро — универсальное воздушное судно «Сарма», которое в настоящий момент готовится к летным испытаниям. Именно в дни форума разработчики определились с первоочередной специализацией беспилотника как аппарата для внесения средств защиты растений. НГТУ станет одной из площадок Научно-производственного центра беспилотных авиационных систем в Новосибирской области, распоряжение о создании которого губернатор Андрей Травников подписал 15 мая.

По словам Ильи Зверкова, во время «Архипелага-2023» первый вице-премьер заинтересовался высокой дальностью полета, которую декларировали разработчики «Сармы». «Сразу были заданы четкие уточняющие вопросы, говорящие о глубокой погруженности в тему. На меня Андрей Белоусов произвел впечатление человека, заинтересованного в развитии этого направления», — Илья Зверков в беседе с «Континентом Сибирь» высказал надежду, что Белоусов сможет, встав во главе Минобороны, навести тот самый баланс «между пушками и маслом», который, по словам президента, нужно вписать в стратегию развития страны.

Илья Зверков
Илья Зверков. Фото Михаила Перикова из архива «Континента Сибирь»

Константин Корюкин возглавляет ООО «Опытно-конструкторское бюро» (ОКБ), которое работает по всей России, несколько лет назад компания открыла офис в Новосибирске. После приезда Андрея Белоусова на «Архипелаг-2023» и запуска нацпроекта по БПЛА, к которому подключилась Новосибирская область, Константин Корюкин приходил с разработками ОКБ к региональным чиновникам, беседовал, в том числе, с вице-губернатором Сергеем Сёмкой. Предпринимателя, по его словам, вдохновило внимание к БПЛА со стороны государства в прошлом году. ОКБ по собственной инициативе и на личном энтузиазме вложило в опытные образцы с нуля до подъема на крыло около 12 млн рублей. Прототип был готов к применению, но в декабре компания приняла решение «заморозить» проект из-за его невостребованности.

«Мы сделали двадцатикилограммовую машину, подняли в воздух, — объясняет «Континенту Сибирь» Константин Корюкин. — Сделали то, что не тянет большой авиационный завод. В налаженном производстве себестоимость была бы небольшой, около 300 тысяч, крупным предприятиям это не очень интересно, не сулит большой прибыли. Региональный минпромторг предложил нам доработать специфику машины, на что нужно было найти еще пару миллионов рублей. Без субсидии у нас уже не было лишних средств, все-таки мы — малый бизнес. На федеральные структуры, на Белоусова мы не выходили, контактировали только с профильными ведомствами в Новосибирской области. Мы подождали, в минпромторге о нас знают. Помощи, каких-либо предложений не последовало, мы заморозили проект до других времен», — констатирует Константин Корюкин и добавляет, что две машины, сделанные по личной инициативе, компания отправила на Донбасс.

Председатель новосибирского отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Игорь Салов акцентирует внимание на проблеме импортозамещения. Собеседник «Континента Сибирь» говорит, что государство посылает сигнал не только насчет потребности в БПЛА — стране нужно полностью отечественное производство, включая элементы сборки. «Форум, прошедший в Новосибирской области, «Архипелаг-2023», по крайней мере заострил проблему и расставил приоритеты перед участниками отрасли. Белоусов дал понять: разработчикам, предпринимателям, стоит искать, изучать, смотреть, что они могут сделать из собственных комплектующих. Процесс переориентации не может быть быстрым, странно было ожидать грандиозного результата спустя всего несколько месяцев после запуска нацпроекта, — рассуждает Игорь Салов в беседе о роли Андрея Белоусова в качестве куратора проекта по развитию беспилотья. — Но компании услышали ясный сигнал: государство не готово оплачивать то, что скуплено по деталям в Китае, героически собрано и презентуется как свое».

Академпарк

Что интересного и полезного делает сейчас Академия наук? Мнение академиков

Эксперт считает важным, чтобы предприниматели этот посыл услышали, что, по его наблюдениям, и происходит: «Начинают заниматься инноватикой, принимаются за создание элементной базы», — замечает Игорь Салов.

Переориентация на импортозамещение неизбежно приводит к удорожанию отечественной продукции, и как раз этот фактор, по отзывам предпринимателей, в чиновничьих кругах не всегда встречает понимание и энтузиазм. Потому бизнесмены, которые связывают свою деятельность в том числе с гражданским беспилотьем, с осторожным воодушевлением восприняли на посту Минобороны человека с экономическим мировоззрением.

«Если с назначением господина Белоусова в Минобороны власти придут к пониманию, что у малого бизнеса тоже можно покупать беспилотники, нам не нужны будут ни кредиты, ни гранты из бюджета. Мы будем развивать свои собственные небольшие частные компании, направлять ресурсы в технологии — и поставки пойдут гораздо быстрее и надежнее», — замечает Андрей Братеньков в разговоре с редакцией.

«Континент Сибирь» направил запрос министру промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Андрею Гончарову с вопросами, чего удалось добиться региону в рамках нацпроекта «БАС» за время, прошедшее после «Архипелага», и о роли Андрея Белоусова в этом промежуточном итоге. Также издание предложило руководству регионального минпромторга оценить масштабы вовлеченности местного предпринимательского сообщества в проект по развитию БПЛА, прокомментировать результаты диалога участников рынка с властями и факторы, которые могут препятствовать сотрудничеству. «КС» рассчитывает опубликовать эту информацию в ближайшее время, после того, как получит ответ от ведомства.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ