Как изменится ситуация на авторынке, и что будет с ценами?

По итогам 5 месяцев 2024 года количество регистраций новых легковых автомобилей в России, по данным агентства «Автостат», выросло на 86%, а количество регистраций авто с пробегом сократилось на 0,1%. На рынок продолжают активно выходить китайские бренды, в многообразии которых все сложнее разобраться неподготовленному покупателю. Будет ли их количество расти или сокращаться, как долго может продлиться период скидок, и чего ждать дальше, в интервью «Континенту Сибирь» рассказал директор сектора регионального развития «Восток» Авто.ру Бизнес ВАДИМ МАНЬКОВ.

─ Вадим, большинство аналитиков, опираясь на текущие показатели российского авторынка, считают, что по итогам 2024 года в целом по стране будет зарегистрировано не менее 1,5 млн новых легковых автомобилей. То есть если говорить про СФО, то речь о порядке 75 тыс автомобилей. Разделяете ли вы этот прогноз, или придерживаетесь более оптимистичного?

─ По нашим данным, реализация 1,5 млн. новых автомобилей по РФ ─ это уже достаточно оптимистичный прогноз, ведь в 2023 году было зарегистрировано 1,05 млн новых автомобилей. В СФО мы прогнозируем порядка 90 тыс. новых проданных по итогам года автомобилей при сохранении текущей тенденции к спросу и при отсутствии стрессовых внешних факторов. Эти цифры соответствуют общероссийской динамике.

 На фоне превышения предложения над спросом у покупателя появилась возможность получать от дилеров более интересные условия покупки. На ваш взгляд, это долгосрочная или краткосрочная история? То есть покупателю есть смысл подождать и присмотреться к моделям, или наоборот, лучше срочно покупать автомобиль, пока не выросли цены и действуют скидки?

─ Давать общие рекомендации на всех в таком ответственном деле, как приобретение автомобиля, будет не очень корректно. Каждый принимает решения на основе своих возможностей. Но сейчас, действительно, можно обратить внимание на некоторые модели, так как при росте дилерских сетей увеличивается конкуренция и, как следствие, покупателям дают больше всевозможных бонусов. Прогнозировать, сколько продлится такое состояние рынка, достаточно сложно с учетом большого количества факторов влияния. Но пока бонусы и скидки есть, на мой взгляд, логично ими пользоваться.

Купить новый автомобиль, что выбрать?

Когда стоит купить автомобиль и что будет происходить с рынком? Интервью Дениса Пронина

 По данным агентства «Автостат», сегодня на авторынке около 120 марок, 780 моделей, что превышает емкость рынка. На ваш взгляд, стоит ли ожидать неизбежного дальнейшего сокращения количества марок со всеми вытекающими для покупателей последствиями или, наоборот, это только начало большой экспансии авто из Поднебесной?

 ─ Сейчас происходит саморегулирование рынка. Все, что выводится на рынок ─ это новый для него продукт. Сколько бы мы не прогнозировали и не фантазировали, решит в итоге покупатель. Бренды, на которые будет предъявляться спрос, увеличат свою долю и расширят модельные линейки. Марки, за которые покупатели не проголосовали рублем, уйдут. Какой эта пропорция будет в будущем, узнаем года через три.

Китайские марки выводят на рынок очень много суббрендов. У одной только марки CHERY есть CHERY, EXEED, OMODA, JAECOO, Jetour, Soueast, Kaiyi, и зарегистрировано еще большое количество суббрендов. В свою очередь HAVAL разделил дилерскую сеть на HAVAL Pro и HAVAL CITY, вывел на рынок Wey, Ora, Tank. Некоторые считают, что такого рода действия могут осуществляться на случай вынужденного ухода с российского рынка из-за риска вторичных санкций. Согласны ли вы с такой оценкой? Если нет, то чем, на ваш взгляд, может быть обусловлена такая политика, ведь покупателю сложно разобраться в таком количестве китайских брендов?

 ─ Вторичные санкции — это одна из гипотез, какого-либо подтверждения от самих брендов мы не слышали. Российский рынок сложный для китайских автопроизводителей, и прошло всего два года с момента его формирования в том виде, в котором он представлен сейчас. На наш взгляд, большое количество брендов обусловлено, прежде всего, созданием высококонкурентной среды, стимулированием соперничества внутри дилерской сети, предоставлением выбора покупателям в разных ценовых сегментах. Для производителя — это удешевление производства за счет модульности платформ и унифицированных элементов интерьера и экстерьера, чтобы сохранить конкурентные ценники в текущем рынке. В общем, рыночная экономика во всей красе. Покупатель от этого должен выиграть.

За первое место в китайском сегменте борются CHERY и HAVAL. В прошлом году CHERY занимала 1 место, в этом году впереди HAVAL. Хотя ситуация в целом разнится от региона к региону. Так, в Сибири CHERY и в текущем году удерживала 1 место. Но вот, например, в Кузбассе HAVAL традиционно занимает 1 строчку. Как вы считаете, устойчива ли текущая конфигурация, или стоит ждать возвращения CHERY на пьедестал? Или, возможно, вперед вырвутся Geely или Changan, у которых тоже есть потенциал роста?

─ Первенство брендов с точки зрения спроса зависит от множества факторов. Очевидно, что для потребителя важно соотношение цена-качество. Оба бренда имеют явных лидеров продаж в разных ценовых сегментах, как пример — CHERY Tiggo 4 PRO и Haval Jolion. На основе публикуемых объявлений мы видим, что количество «джолионов» больше, что говорит о большем предложении от дилеров. Может ли это являться фактором роста? Безусловно. Другой важный фактор ─ развитие дилерской сети и внутренняя конкуренция. Как пример, в Кузбассе четыре дилерских центра HAVAL (имеется в виду суммарное количество дилерских центров HAVAL City и HAVAL Pro – «КС») и три CHERY. Возможна ли смена лидеров? Конечно. Шансы есть у всех. Многое зависит от политики импортеров, дилеров и отсутствия стрессовых факторов.

  Как трансформировался премиум-сегмент авторынка? Складывается впечатление, что несмотря на вступление в силу постановления правительства РФ, которое предусматривает введение новых правил расчета размера утилизационного сбора для транспортных средств, ввезенных из стран — участниц Евразийского экономического союза, европейские премиум-бренды по-прежнему удерживают свои позиции. C активным проникновением Hongqi, Voyah, Lixiang, Zeekr стоит ли ожидать, что китайские бренды займут аналогичную долю и в премиум-сегменте?

─ В 2024 году новые автомобили в ценовой категории от 7 млн.руб составили 5% от общей доли всех машин. Авто с пробегом от 5 млн. руб возрастом до 7 лет занимают 7%. В текущих условиях потенциальная маржа от этого сегмента автомобилей не перекрывает издержки дилеров: высокие затраты на проценты, большой срок оборачиваемости, заморозка оборотных средств. Всё это стало причиной сокращения доли автомобилей премиум-сегмента, и по сравнению с прошлым годом оба показателя уменьшились: у новых падение составило 58%, у авто с пробегом – 12,5%.

В 2024 году в пятерку лидеров действительно вошли и китайские бренды, по нашим прогнозам их доля будет только расти. Однако европейские бренды всё еще сильны в этом сегменте. Самыми популярными моделями как среди новых, так и подержанных автомобилей премиум-сегмента стали Lexus LX, Lixiang L7, Lixiang L9, BMW X5 и Toyota Land Cruiser.  При этом, средняя стоимость нового автомобиля LX — 9 682 758 руб, с пробегом — 7 896 648 руб.

Как вы оцениваете потенциал электрокаров в Сибири? Это наше ближайшее будущее или нишевый продукт со статистически незначимой долей рынка?

 ─ Доля электро- и гибридных автомобилей планомерно растет, но на текущий момент не превышает 5% общей базы на Авто.ру в Новосибирской области.

Так, с января 2022 по май 2024 года число гибридов на сайте увеличилось с 1,3% доли до 4,15%. Число электрокаров за аналогичный период увеличилось с 0,1% доли до 1,1%. По прогнозам аналитиков, тренд будет стабилен, хоть и продвигается очень медленно.

Говорить о том, что Сибирь находится в стороне от гибридных и электрических автомобилей было бы не совсем корректно.  Самый популярный автомобиль в сегменте подержанных гибридов в Новосибирске и Новосибирской области на протяжении последних двух лет – Toyota Prius, а в сегменте подержанных электрокаров – Nissan Leaf. Каждая модель подорожала примерно на 35-40% за 2,5 года: б/у Toyota Prius с  996 737 руб. в 2022 до 1 300 420 руб. в 2024, а б/у Nissan Leaf: с 828 512 руб. в 2022 до 1 187 333 руб. в 2024 году.

Где в Сибири приобрести новые автомобили европейских премиум-брендов?

Где в Сибири приобрести новые автомобили европейских премиум-брендов?

Среди новых автомобилей в сегменте гибридов самой популярной моделью в 2024 году стал Tank 500, сместив лидера прошлого года – Voyah Free. Средняя стоимость китайского внедорожника составляет 6 383 138 рублей. В сегменте новых электрокаров второй год подряд первое место как не странно занимает Volkswagen ID4. Стоимость автомобиля повысилась на 22%: с 3 800 417 рублей в 2023 году до 4 622 163 рублей в 2024.

Летом 2023 года на рынке СФО стали появляться новые модели электромобилей, что вызвало интерес покупателей и ответную реакцию продавцов в виде роста базы. Во многом это происходило за счет ввоза авто с маленьким пробегом, в том числе и у дилеров.

Новосибирская область занимает второе место в СФО по наибольшей доступности заправок для электромобилей, уступая только Красноярской области. Развитие инфраструктуры в регионе позволяет предположить, что спрос на электромобили и дальше будет поддерживаться, но серьезных предпосылок для резкого повышения спроса на электрокары мы не видим.

Последние несколько лет многие аналитики и участники рынка не перестают предсказывать уход с рынка части автодилеров. Это связывается и с тем, что не все участники смогут перестроиться из-за ухода европейских, корейских, японских брендов, и с потенциальным переходом дистрибьюторов на прямые продажи. Высказываются в том числе и версии о переходе на модель сервисных центров в регионах. С другой стороны, китайские марки пока не поменяли схему дистрибуции. На ваш взгляд, стоит ли ожидать изменений в этой сфере? 

─  Помню, как еще 10 лет назад были разговоры про переход на сервисную модель, но, как мы видим, за это время пока ни одного наглядного примера не появилось. В то же время дилерская модель не стоит на месте. С 2022 года дилерам, действительно, пришлось внести много изменений в формат работы. Перемены для многих были не просто серьезными: пришлось перестраивать ключевые бизнес-процессы, решать максимально чувствительные для бизнеса вопросы с поставками, планированием и т.д. Но сегодня мы видим, что автобизнес успешно справился с этими вызовами, рынок стабилизировался, и негативные сценарии развития не реализовались. Продажи новых автомобилей в РФ за I квартал сопоставимы с продажами за аналогичный период 2021 года, при этом средняя процентная ставка по кредитам увеличилась почти на 4 процентных пункта. При этом банковский сектор показал абсолютный рекорд за всю историю: портфель автокредитов за 1 год вырос на 55%.

Фото: Михаил Периков

Конечно, есть и сегодня риски и особенности, но в любом случае мы видим, что автобизнес успешно перестроился. Но с уходом известных и привычных автомобильных брендов преимущество будут иметь дилеры, которые развивают свой бренд, а также уделяют должное внимание качеству клиентского сервиса. Роль этих факторов возросла.

 В отличие от рынка новых автомобилей рынок авто с пробегом на общероссийском уровне демонстрирует практически нулевой прирост к прошлому году. С чем, на ваш взгляд, это связано, и чего стоит ожидать по итогам года?

─ Прежде всего, это связано с тем, рынок новых автомобилей пополнялся китайскими автомобилями, которых не было раньше на нашем рынке. Соответственно, прирост в подержанных авто за счет таких автомобилей мы увидим, вероятно, в течение нескольких 2-3 лет. Также, пользователи менее охотно расстаются с автомобилями  европейских и японских брендов, чем раньше, в связи с низкой доступностью таких предложений на рынке.

Доля китайских брендов в автопарке России пока невелика и составляет лишь 1,8% на фоне практически 60% в сегменте новых легковых автомобилей. Насколько ликвидны китайские автомобили на вторичном рынке? Что можно сказать об остаточной стоимости таких автомобилей? Готовы ли сейчас люди покупать подержанные китайские автомобили?

 ─ Действительно, по сравнению с новыми автомобилями, где в Новосибирске и Новосибирской области по состоянию на май 2024 года 85% новых авто на Авто.ру составляют китайские бренды, среди подержанных автомобилей доля китайских авто в СФО и в целом по РФ составляет всего 2.9% (+1.4 п.п. к маю 2023). В целом по России доля подержанных китайских автомобилей — 4.0% (+1.6 п.п. к маю 2023, то есть в мае 2023 было 2.4%). Такой низкий процент связан, в первую очередь, с небольшим сроком владения новыми автомобилями — с начала массового спроса на новые китайские автомобили прошло не так много времени.

Однако мы видим, что сегодня скепсис относительно китайских автомобилей снижается. Китайские автопроизводители постоянно работают над совершенствованием своих  моделей – постоянно собирают обратную связь с дилеров и автовладельцев в очень больших объемах. Также, мы видим, сколько китайских автомобилей сейчас в такси и каршеринге: пользователи слышат обратную связь о таких авто, имеют опыт самостоятельного пользования, и видят, что китайские машины вполне сопоставимы с продукцией именитых брендов, почти недоступных сейчас на нашем рынке.

В горизонте нескольких лет на рынке авто с пробегом появится достаточно много китайских автомобилей, и так как мы видим, что их качество постоянно растёт, а стоимость существенно ниже других зарубежных авто с пробегом, пользователи в России будут всё чаще рассматривать к покупке китайские автомобили с пробегом.

Сегодня средняя стоимость китайских автомобилей с пробегом возрастом до 2 лет в среднем по России составляет 2 980 000 руб, по СФО —  2 760 000 руб., непосредственно по Новосибирской области — 2 750 000 руб.

 Российский авторынок уже много лет находится на пути цифровой трансформации. К чему, на ваш взгляд, она приведет? Как изменится модель покупки автомобиля?

 ─ Развитие цифрового пространства в РФ сложно переоценить, и не только в автобизнесе. Мощное развитие автобизнеса с точки зрения цифровизации произошло во время ковида, и с тех пор этот процесс только набирает обороты.  Сегодня пользовательский опыт практически уже всегда начинается с ознакомления с предложениями через интернет, и для дилеров важно поймать внимание именно своей целевой аудитории.

Авто.ру

Что даст автодилерам продажа B2B-платформы для автокредитования «еКредит» сервису Авто.ру?

Как Авто.ру Бизнес мы видим огромный скачок в использовании технологичных инструментов для разных этапов ведения бизнеса дилерами: от пополнения склада и привлечения покупателей до анализа продаж и повышения компетенций персонала. Цифровизация процессов, использование таких инструментов, как умные тактики в оценке автомобиля, оценка кредитного потенциала, использование Yandex GPT для генерации качественных и подробных объявлений описаний автомобиля — эти и многие другие инструменты делают процессы эффективнее для автобизнеса, и дают преимущества перед теми, кто не использует эти возможности.

Для конечных пользователей это означает повышение уровня клиентского сервиса. Например, уже сейчас дилерские центры имеют оценку индекса клиентского сервиса (ИКС) — это независимая оценка от Авто.ру, которая формируется на базе обратной связи пользователей о качестве работы с клиентами. Дилер может понять, что не так, и что ему нужно улучшить. Также это более удобный и быстрый инструмент для передачи опыта пользователя. Другой пример цифровой трансформации ─ это возможность у потенциальных покупателей получить все доступные предложения от банков по кредитам прямо у дилера в течение часа. Это стало доступно благодаря платформе еКредит, которая недавно стала частью Авто.ру. В дальнейшем покупка автомобиля станет еще более удобной для покупателей.


Оставляйте заявку на вступление в нашу специализированную WhatsApp-группу автодилерского бизнеса Сибири, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в этой отрасли.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ