Новосибирск в «цифре»: какое будущее готовят крупнейшему городу Сибири?

Этим летом Новосибирск официально вошел в топ-10 умных городов-миллионников страны по развитию цифровизации. Итоги объявили на форуме в Уфе в конце июля, где эксперты на основе целого ряда критериев подсчитали IQ городов — участников федеральной программы «Умный город». Как сегодня высокие технологии помогают работать чиновникам, меняют жизнь новосибирцев, а также ждать ли появления умных светофоров и других практических цифровых решений для повышения комфорта жизни — в интервью «Континента Сибирь» с заместителем мэра Новосибирска, отвечающим за цифровую трансформацию, АРТЁМОМ СКАТОВЫМ.

Артём Вениаминович, в конце июля в Уфе прошел IV Международный форум «Умный город: Умная страна», который можно считать знаковым проектом Минстроя и Минцифры России в сфере цифрового развития территорий. На этот раз Новосибирск вошел в десятку самых умных миллионников. Это значительный рывок по сравнению с прошлым годом, когда город оказался на последнем месте. Как удалось добиться таких значительных результатов?

— Действительно, в прошлом году мы получили обидное последнее место в рейтинге цифрового развития среди городов-миллионников. За прошедший год проделана большая работа, и можно утверждать, что ситуация исправилась. Мы предоставили объективную информацию в федеральный интегральный рейтинг и достойно представили Новосибирск на форуме, где от региона работала большая команда специалистов мэрии и правительства Новосибирской области.

— Какая команда сегодня работает над реализацией проекта «Умный город»?

— Главным структурным ответственным подразделением стал департамент информатизации и связи мэрии, который возглавляет Александр Горнштейн. Ранее за реализацию программы отвечал департамент промышленности и инноваций. Также глобальные изменения произошли и на уровне региона. Если раньше участие в этом проекте принимал только минстрой, то сейчас активно подключилось министерство цифрового развития, возглавляемое Сергеем Цукарем. Кроме того, мы создали межотраслевой совет по цифровому развитию города, комплектуется «Городской центр цифровой трансформации», куда сейчас активно набираем команду ИТ-специалистов.

Отмечу, что при подготовке к форуму в сотрудничестве с минцифрой мэрия проделала серьезную работу, чтобы качественно подать информацию по участию Новосибирска в ведомственной программе цифровизации. Этому предшествовала большая аналитическая работа. В ней учитывались данные не только муниципалитета и государственных органов, но и коммерческих ИТ-компаний. Благодаря этому мы смогли создать объективную картину цифровизации города, поскольку наработки в этой сфере были уже давно. Яркий пример тому — платформа «Мой Новосибирск».

— Что вы вкладываете в понятие «цифровой трансформации»?

— Прежде всего под «цифровой трансформацией» понимается изменение в модели управления городскими процессами. Многие, в том числе депутаты, сегодня говорят об административной реформе и необходимости повышать эффективность управления. И в сегодняшних реалиях рост эффективности управления должен происходить на фоне тех возможностей, которые нам дают цифровые сервисы и технологии. А именно — возможность анализировать ситуацию, правильно и оперативно принимать решения на основе большого объема данных и, безусловно, в дальнейшем контролировать принятые решения.

— По сути, цифровизация городской среды в Новосибирске началась еще десять лет назад с создания упомянутой вами информационной системы «Мой Новосибирск». Как меняется эта платформа сегодня, какие инструменты дает горожанам и руководителям?

— «Мой Новосибирск» — одна из информационных систем, заслуженно популярных и до сих пор актуальных в городе. Более того, это эталон для многих других городов России. За 10 лет со времени внедрения системы мы подошли к тому, что, помимо закрытых данных по отраслям для чиновников и руководителей, в ней появилась открытая обновляющаяся информация для всех горожан. Новосибирцы уже привыкли ею пользоваться, например, смотреть актуальные карты отключения горячей воды или электроэнергии, получать данные по строительству или выполнению депутатских наказов.

В сервисе «Мой Новосибирск» можно увидеть актуальные схемы благоустройства дворов, размещения ярмарок, нестационарных объектов и многое другое.

— Уже длительное время в регионе работает платформа обратной связи (ПОС) на Госуслугах, где жители могут задать вопросы власти. Как вы оцениваете ее востребованность и эффективность?

— Замечу, что ранее такой же функционал обратной связи предлагал «Мой Новосибирск». Поэтому, когда в регионе начали внедрять ПОС, мы приняли решение отказаться от дублирующих функций и перенесли обращения граждан с городской платформы на федеральную. Сегодня уже многие пользуются возможностью написать обращение в органы власти на ПОС через Госуслуги. Так, согласно анализу, количество обращений на платформу превышает число тех, которые приходят в мэрию по электронной почте или письменно. Через ПОС в этом году к нам поступило уже порядка 27 тысяч обращений, а в общественную приемную — 20 тысяч.

Важный момент — качество обратной связи с жителями является одним из основных критериев реализации проекта «Умный город». И если говорить о нашем участии в проекте, то в мэрии Новосибирска достаточно внимательно относятся к этой задаче.

Новосибирск вошел в ТОП-10 городов-миллионников России с самым высоким IQ

Новосибирск вошел в ТОП-10 городов-миллионников России с самым высоким IQ

─ Как обрабатываются обращения и с какими вопросами чаще всего сталкиваются специалисты?

— Все 100% поступивших обращений обрабатываются, граждане получают ответы. Этот процесс тщательно контролируется. В этом сомнений нет. А вот что касается качества ответов — это сейчас нас волнует больше всего. Ведь за каждым обращением должно идти конкретное дело, на которое требуются определенные суммы. При этом не всегда есть все необходимые средства, чтобы оперативно реагировать на запросы граждан. Но поступившая информация всегда становится основой для анализа, разработки и принятия программных и стратегических решений в рамках управления городом.

В частности, анализ обратной связи показал чрезвычайную важность для горожан проблемы ремонта тротуаров в Новосибирске. Соответствующим решением мэрии стала подготовка программы ремонта тротуаров. Это только один из примеров. Основная задача, которую мы сейчас видим, — обобщение всех обращений граждан, которые поступают.

— Насколько сейчас актуальны для муниципалитета иные каналы получения обратной связи, например, социальные сети?

— В мэрию обращаются по многим каналам, не только через Госуслуги. Это и письменные обращения, и давно привычная для многих Единая диспетчерская служба по номеру 051, куда звонят по аварийным ситуациям. Это и социальные сети, для мониторинга которых применяется система «Инцидент Менеджмент». Важно оперативно обрабатывать этот большой массив сообщений, там, где это возможно, — оперативно устранять проблемы. Если же «Инциденты» требуют больших капитальных расходов, тогда они включаются в долгосрочные программы, которые ранее формировались в основном из депутатских наказов.

Сегодня для каждого муниципального учреждения обязательно вести свои странички в соцсетях. Более того, новосибирцы могли заметить, что при личном посещении можно отсканировать QR-код и перейти на страничку учреждения, чтобы оставить комментарий или вопрос и получить ответ. Каждый департамент назначил сотрудников, которые отвечают за контроль такой работы. Самое важное в ней — быстрое и адекватное реагирование на темы, которые поднимают пользователи соцсетей. Не случайно пользователи могут поставить оценку за ответ, а Федерация ставит планку удовлетворенности граждан, которая должна достигать 60%. Сейчас для нас это задача, к которой нужно стремиться.

— Сегодня многие действительно привыкли пользоваться цифровыми сервисами. Горожане записывают детей в детские сады, школы, обращаются в учреждения в электронном виде. Какие еще практические возможности, по-вашему, дает цифровизация?

— Последнее из того, что мы сделали, — управление художественного облика города оцифровало подачу заявок на согласование рекламных вывесок для бизнеса. Теперь пакет документов можно подать через Госуслуги. Департамент социальной политики использует цифровую базу данных по льготникам — это позволяет проактивно предоставлять социальные услуги гражданам, любой обратившийся легко и быстро может узнать, какие льготы ему положены, как их получить.

Ритуальные поборы

Цифровизация всех захоронений позволяет найти своих родственников, если кто-то давно не посещал кладбище и не может сориентироваться на местности (муниципальная автоматизированная система «Ритуал». — «КС»).

— Как интеллектуальные системы могут улучшить управление городским хозяйством Новосибирска?

— Если мы говорим о цифровизации городского хозяйства в целом — здесь стоят более глобальные задачи. Так, важнейшей из них для города является реализация интеллектуальной транспортной системы. Ее разработкой сейчас занимается минтраспорта региона совместно с муниципалитетом и Центром организации дорожного движения (ГКУ НСО «ЦОДД»). Например, сегодня для многих городов уже стали реальностью умные светофоры, управляемые из единого центра на основе оперативного анализа потока транспорта. Подобное давно пора внедрять и в нашем регионе.

Говорим мы сегодня и о важности внедрения навигационной системы контроля уборки улиц. Будем создавать ее на базе минцифры и центра цифровой трансформации Новосибирской области, чтобы качественно контролировать движение уборочной техники и планировать ее работу в зависимости от погодных условий. Сначала зайдем пилотом в несколько районов города. В этом нас поддержали и депутаты горсовета, и районные администрации. В дальнейшем точно так же будем ставить вопрос контроля ремонтов дорог.

— Планируется ли применять информационные технологии для решения проблемы с парковочными пространствами?

— Да, такая проблема существует. Сегодня обработка протоколов нарушений правил парковки осуществляется вручную. Таких нарушений собирается несколько тысяч в месяц, а удается обработать пока около тысячи. В итоге, во-первых, растет число нарушений, а во-вторых, город теряет деньги. Проблему видим, и пытаемся решить ее совместно с ГИБДД. Необходима автоматизированная система обработки протоколов.

Вице-мэр Новосибирска рассказал, когда «поумнеет» город

Вице-мэр Новосибирска рассказал, когда «поумнеет» город

— Парадокс, что в городе внедряются цифровые системы, в том числе контроля движения транспорта и уборки улиц, но при этом глобально не решены проблемы состояния общественного транспорта и наличия уборочной техники. Не видите ли вы противоречий в очередности решения задач?

— Разумеется, мы это понимаем и рассчитываем на поддержку региона, потому что тех финансовых ресурсов, которые есть у города, недостаточно для решения перечисленных проблем. Даже финансирования, которое выделяется Новосибирску на цифровизацию — 60 млн рублей в год по программе «Электронный Новосибирск», — по большому счету, хватает только на поддержание цифровой инфраструктуры и сервис техники. Для развития этого, конечно, мало. А когда перед городом стоит выбор, на что потратить деньги — на новую информационную систему или срочный ремонт улицы, то, конечно, приоритет отдается выполнению того, что требуется прямо сейчас.

В этой связи для нас важно использовать те возможности, которые нам дают Федерация и регион, ведь цифровая трансформация — прежде всего, федеральная и региональная задача. Мы внедряем в муниципалитете те решения, которые уже есть на этих уровнях. Так почему же нам без дополнительных затрат не воспользоваться такой возможностью?

— Как сегодня происходит администрирование процесса цифровой трансформации?

— Задача мэрии — совместно с региональным минцифры изучать те решения, которые есть в стране, выбирать лучшие и совместно их внедрять. В каждом структурном подразделении городской администрации есть ответственный руководитель, отвечающий за направление цифровой трансформации. Это люди, которые прошли специальное обучение, и чья задача — быть амбассадорами цифрового развития у себя в отраслевой команде.

При этом мы хотим отойти от ситуации, когда каждый «варится в своем соку». Цифровая трансформация — это общая задача, здесь есть общие решения. Чтобы обеспечить слаженность действий всех участников процесса, мы создали в городе Координационный совет по цифровому развитию. Создаем команду профессионалов и в рамках Городского центра цифровой трансформации. Его специалисты — аналитики, IT-архитекторы — будут помогать городу решать задачи по цифровому развитию.

— Иногда можно встретить скептические мнения относительно интенсивности цифровизации. Многие опасаются за безопасность своих личных данных, не верят в то, что польза от цифровых сервисов может превышать возможные риски. Что вы на это ответите?

— По правде говоря, мало встречаю мнений, что цифровые сервисы не нужны, и их не нужно развивать. Наша страна находится в лидерах по предоставлению госуслуг через интернет-платформы. И мы не должны останавливаться. Сегодня уже все привыкли получать услуги в электронном виде, и то благо, которое дают нам цифровые сервисы, люди уже считают за норму. Я бы скорее разделял опасения по защищенности данных. Но эта проблема решаема.

— Один из самых впечатляющих результатов в «цифровой трансформации» показала, пожалуй, налоговая служба, которая теперь обладает всей полнотой информации. Можно ли считать этот опыт наглядным примером для других отраслей госуправления с точки зрения применения «цифры»?

— Да, конечно. Налоговому ведомству стало намного проще работать, а человеку всегда понятно, какие налоги, как и когда он должен оплатить. Это нормальный процесс прозрачности. Бояться должен тот, кому есть что скрывать. В целом цифровая трансформация, думаю, в итоге должна затронуть все сферы общества и государственного управления. Уверен, что те молодые люди, чиновники, которые сегодня приходят и создают новые управленческие команды, в ближайшем будущем станут работать совсем по-другому. Вспомним, как совсем недавно внедрялась система электронного документооборота (СЭД). Новосибирск был в числе первых, кто ее ввел.

Нельзя забывать о пользе управленческих систем. Яркий пример тому — информационная система по благоустройству общественных пространств Новосибирска. Ею сейчас активно пользуется департамент культуры мэрии, занимаясь содержанием и ремонтом скверов, парков, общественных пространств. Система показывает состояние городской среды — например, где и какие деревья высажены, что нужно поменять, сколько средств на это потратить и многое другое. Таким образом, «цифра» значительно упрощает любую организационную работу, позволяет легко управлять большими базами данных и учитывать все детали и переменные в картине жизни мегаполиса.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Александр Люлько, экс-начальник департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии Новосибирска, директор Центра по взаимодействию с органами власти и индустриальными партнерами Новосибирского государственного университета, кандидат физико-математических наук:

— Большую работу по цифровизации региона проводит министерство цифровизации Новосибирской области. Поэтому не случайно в этом году не только Новосибирск попал в десятку лучших городов-миллионников по итогам Индекса цифровизации городского хозяйства — «IQ городов» на форуме «Умный город — Умная страна», но также Бердск вошел в Топ-5 в категории «Большие города», а наукоград Кольцово традиционно оказался в списке лучших административных центров. Минцифра области и лично министр Сергей Цукарь активно взаимодействуют с НГУ и IT-компаниями Академгородка. И это сказывается на результатах.

Что касается Новосибирска, то сейчас цифровой трансформацией в мэрии города занимается не отдельный департамент, а заместитель мэра Артём Скатов. Более высокий уровень руководства позволил увеличить взаимодействие между департаментами. Проводится работа в районах города. И это, безусловно, положительно сказалось на результатах.

Я считаю, что у Новосибирска колоссальный потенциал и высокие возможности. Мы можем достичь большего. У нас работает очень много компаний мирового уровня, например, 2ГИС и Центр финансовых технологий. Мы являемся одними из лидеров по разработкам в области информационных технологий, имеем огромный кадровый потенциал, который готовят наши вузы. Если мы увеличим внедрение ИТ-технологий в городскую среду, то вполне можем войти в тройку самых умных городов России.

Фото с сайта министерства цифрового развития и связи Новосибирской области

Сергей Цукарь, министр цифрового развития Новосибирской области:

— От Новосибирской области в проекте «Умный город» участвуют Новосибирск, Бердск, Кольцово, и все с наградами! Для нас это очень значимая оценка проделанной за последний год работы. Цифровизация городской среды — то направление, которому мы сейчас уделяем повышенное внимание и четко отслеживаем достижение показателей, от которых напрямую зависят качество жизни в регионе, комфорт, безопасность его жителей. Один из проектов — «Безопасный город». На сегодня к системе подключено 984 камеры видеонаблюдения на объектах с массовым пребыванием людей. Уже видна положительная динамика по раскрытию преступлений по горячим следам благодаря системе. Отмечу, активная цифровизация сегодня идет не только в областном центре, но и во втором по величине городе региона — Бердске. В дальнейшем передовые решения будут тиражироваться и на другие муниципалитеты.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ