Сибирские ритейлеры поспорили на бутылку коньяка о том, чей формат дискаунтеров окажется конкурентоспособнее

Что способно снизить остроту проблемы кадрового голода в ритейле? Как эффективно выстроить работу под собственными торговыми марками (СТМ) и стоит ли уделять этому внимание? Эти и другие вопросы обсуждали 15 ноября в рамках специальной секции на форуме «Дни ритейла»  первые лица участников этого рынка.  Однако главная дискуссия вновь разгорелась вокруг вопроса о том, какой из представленных на рынке форматов дискаунтеров можно считать наиболее конкурентоспособным.  

Секцию «Обновление бизнес-процессов в новой потребительской реальности. Честный разговор с собственниками и CEO торговых сетей» можно считать одним из главных событий проходящего в Новосибирске форума «Дни ритейла». На подобного рода мероприятиях нередко встречаются ситуации, когда в анонсах заявляются первые лица крупнейших участников рынка, однако по факту участников бывает гораздо меньше, а руководители компаний присылают своих заместителей или руководителей отделов. Однако рассматриваемую секцию можно считать исключением. Еще на «Днях ритейла — 2022» в ней приняло участие более 10 собственников и руководителей ритейлеров Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Такой представительный состав участников на постоянной основе собирают модераторы секции ─ руководитель направления по работе с розничными сетями Сибири и Дальнего Востока NielsenIQ Мария Гаранина и CEO компании «Фермер-Центр франчайзинг» Илья Сухарев.

Не стали исключением «Дни ритейла — 2023». На этот раз количество участников из ДВФО было значительно меньше, что обусловлено тем, что совсем недавно аналогичное мероприятие прошло во Владивостоке. Однако крупные ритейлеры из разных регионов Сибири вновь посетили секцию и обсудили насущные вопросы, стоящие перед отраслью.

Открыл секцию исполнительный директор «NielsenIQ Россия» Константин Локтев. Учитывая, что  отчетами компании пользуются не только сами ритейлеры, но и Минпромторг, статистика NielsenIQ вызвала интерес у участников. Тем более что речь шла о результатах ежегодного опроса СЕО и директоров в индустрии FMCG. Согласно данным этого исследования, в топ-5 рисков для ритейлеров и производителей вошли сокращение доходов потребителей, волатильность курса рубля, рост закупочных цен, нехватка линейного персонала, высокие темпы инфляции.

Исполнительный директор «NielsenIQ Россия» Константин Локтев рассказал, что в первую очередь волнует российских ритейлеров. Фото предоставлено организаторами

Ритейлеры согласились с тем, что кадровый голод как никогда актуален для отрасли, и что эта проблема требует решения. Основатель алтайской сети «Аникс» (бренды «Аникс», «Корзинка») Юрий Никитин поделился своим опытом в этом направлении, рассказав о комплексной и системной работе с собственными сотрудниками.

Основатель алтайской сети «Аникс» (бренды «Аникс», «Корзинка») Юрий Никитин предложил вкладывать в термин СТМ другой смысл. Фото Михаила Перикова

Не обошли участники дискуссии и тренд на рост доли собственных торговых марок (СТМ). Этот вопрос особенно актуален для региональных сетей. Федеральные ритейлеры традиционно имеют возможность получать более привлекательные закупочные условия со стороны крупных производителей. Поэтому для того, чтобы избежать «лобовой конкуренции», локальные ритейлеры могут более активно развивать собственные торговые марки. О своем опыте в этом вопросе рассказал руководитель кузбасской ГК «Бегемаг» (бренды «Бегемаг», SPAR, Smart) Сергей Вилков. В частности, он назвал товарные группы, по которым доля СТМ у сети наиболее высокая. Речь идет о молоке (доля СТМ — 60%), твороге, йогуртах, сливочном масле, сухофруктах и водке.

Руководитель ГК «Бегемаг» Сергей Вилков в 2022 году вернул в Кузбасс бренд SPAR в дополнение к магазинам под собственным брендом. На фото справа — модератор секции, руководитель направления по работе с розничными сетями Сибири и Дальнего Востока NielsenIQ. Фото Михаила Перикова

Впрочем, Юрий Никитин критически высказался по поводу тренда на СТМ и усилий ритейлеров в этом направлении.  «На мой взгляд, за последние годы словосочетание СТМ испортили. Мы говорим «Собственная торговая марка». Собственная — это чья? Торговой сети? То есть производитель производит для ритейлера продукцию под его торговой маркой. Но там нет души. Он (ритейлер) эту душу продал. Речь просто о контрактном производстве. А есть, например, «Ирмень», которая присутствует на рынке более 30 лет. Для меня это и есть наиболее наглядный пример собственной торговой марки», — отметил Юрий Никитин.

Руководитель сетей «Красный Яр» и «Батон» Михаил Климович акцентировал внимание на том, что ритейлерам, занимаясь выстраиванием бизнес-процессов, важно не забывать о потребителях и их потребностях. Фото Михаила Перикова

Основатель омского ТД «Шкуренко» (бренды «Низкоцен», «Дарим вкус», «Победа», EuroSPAR)» Виктор Шкуренко, который за последние 10 лет приобрел 19 дистрибьюторов, рассказал о своей стратегии и оценил перспективы этого рынка.  По его словам, именно наличие  одновременно и дистрибьюторского бизнеса, и розничного бизнеса в сфере ритейла позволяет ему обеспечивать стабильность работы и развития. Также это дает отстройку от «федералов», которые сами пользуются услугами региональных дистрибьюторов.

Генеральный директор «Х5 Восточная Сибирь» (бренды «Слата», «ХлебСоль», «Красный Яр», «Батон») Ярослав Шиллер, имеющий большой опыт работы в сибирском ритейле, в том числе рассказал о своем видении формата дискаунтеров и их перспектив, основываясь на анализе международного рынка.

Генеральный директор «Х5 Восточная Сибирь» (бренды «Слата», «ХлебСоль», «Красный Яр», «Батон») Ярослав Шиллер рассказал о том, каким видит формат дискаунтера. Фото Михаила Перикова

Примечательно, что вопрос о том, какой из действующих форматов на рынке можно считать «настоящим дискаунтером», вновь стал предметом активных дискуссий со стороны ритейлеров. В 2022 году «Континент Сибирь» организовывал круглый стол сибирских ритейлеров, на котором также поднимал этот вопрос, и участники давали оценку таким форматам, как «Чижик», «Моя Цена», «Светофор», «Да!» (бренд сети «О’кей»).  На «Днях ритейла — 2023» именно этот вопрос вновь вызвал активные обсуждения.

По мнению Ярослава Шиллера, дискаунтер должен быть не «ущербным» магазином для тех, кто не может себе позволить посещение супермаркета или универсама, а полноценным магазином, но с конкурентоспособным уровнем цен.  В таком магазине подразумевается и наличие зоны «фреш» (зоны свежих продуктов питания с коротким сроком годности, в частности, мясных изделий, рыбы, фруктов, овощей, десертов и т. д.), и другие атрибуты, свойственные форматам более высокого ценового уровня. Таким образом, речь идет о «мягком дискаунтере». Доказательством конкурентоспособности такого формата, по словам Ярослава Шиллера, является сеть «ХлебСоль», которая на днях отметила 9-летие.

Cовладелец сетей «Низкоцен», «Победа», «SPAR Омск», «Дарим вкус» Виктор Шкуренко считает, что в течение 5 лет «Чижик» не обгонит по оборотам «Светофор». Фото предоставлено организаторами форума

Илья Сухарев, в свою очередь, усомнился в том, что при небольшом (в сравнении с федеральными сетями) количестве магазинов экономика дискаунтера является приемлемой для акционеров региональных сетей. В качестве примера понятной бизнес-модели с использованием эффекта масштаба глава «Фермер-Центра фрачайзинг» назвал «Чижик». Участники дискуссии разошлись в оценках того, какой из дискаунтеров в наибольшей степени отмечает потребностям рынка сегодня. Виктор Шкуренко считает, что экспансия «Чижика» не приведет к переделу рынка и вытеснению с него красноярского «Светофора», который является примером «жесткого дискаунтера», торгующего товарами с палет, как 20 лет назад. Более того, эта сеть на сегодня под другим брендом работает даже в Европе.

«Сейчас «Светофор» с большим отрывом обгоняет другие дискаунтеры по оборотам. Пока он очень правильно работает со своей целевой аудиторией. 25% населения России живет в той «атмосфере», которая сейчас наблюдается в «Светофоре». Вряд ли «Светофор» будет менять свои магазины. На сегодня это удобная, понятная, внятная модель для потребителя, и у «Светофора» все хорошо с выручкой.  Если через 5 лет «Чижик» обгонит «Светофор» по оборотам, то с меня бутылка хорошего коньяка», — отметил Виктор Шкуренко, обращаясь к генеральному директору «Х5 Восточная Сибирь» Ярославу Шиллеру. Стоит отметить, что Виктор Шкуренко является импортером, дистрибьютором алкоголя, а также владеет розничным бизнесом в этой сфере. Проверить, кто из ритейлеров оказался более прав в своих прогнозах, можно будет на «Днях ритейла — 2028».

Секция вызвала интерес аудитории форума. Фото Михаила Перикова
Секция вызвала интерес аудитории форума. Фото Михаила Перикова

Напомним, что в октябре 2023 года в рамках проекта «Школа ритейла» «Континент Сибирь» модерировал круглый стол, посвященный взаимодействию торговых сетей и региональных производителей в новых реалиях рынка.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ