К чему ведут очереди Надеждина?

Вереницы из десятков желающих подписаться за кандидата в президенты Бориса Надеждина — это пока главный феномен избирательной кампании, которая задолго до ее официального старта не обещала вообще никакой интриги. Неважно, верят ли люди, что их стояние хоть как-то повлияет на то, кто по итогам мартовского голосования в пятый раз возглавит страну, — история по факту взбодрила предвыборную атмосферу. Прикроет ли ЦИК эту форточку из соображений, как бы немолодую уже систему не просквозило, или решится на проверку устойчивости к вирусу очередей за Надеждина?

Справка. На момент публикации материала ЦИК зарегистрировал трех кандидатов в президенты РФ. Все трое представляют парламентские партии, значит, им для регистрации не нужно было собирать подписи в поддержку своего выдвижения.
Владислав Даванков — вице-спикер Госдумы, первый заместитель  руководителя фракции «Новые люди» в Государственной думе РФ;
Леонид Слуцкий — лидер партии ЛДПР, руководитель этой фракции в ГД;
Николай Харитонов — член фракции КПРФ, председатель комитета ГД по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Появление Бориса Надеждина в числе потенциальных кандидатов в президенты не стало сенсацией для тех, кто читал и слушал многочисленные предупреждения аналитиков, что Кремлю на основных выборах нужен управляемый «либерал». Его задача — легитимизировать результат, который известен заранее, подчеркнуть харизматичность лидера и своими как можно более низкими процентами подсветить картинку, на которой большинство боится передачи власти и сильно не хочет смены официального геополитического дискурса. Связи с представителями правящей верхушки, внешний вид, политическая карьера, наконец, участие в ток-шоу на ТВ, куда «непроверенных», «непредсказуемых» и «непонятных» вроде бы не пускают, — все в Надеждине намекало оппозиционерам и лоялистам, что он удобен нынешней системе, которая его знает и до поры до времени не видела в нем никакой угрозы.

Справка. Борис Надеждин пытается принять участие в выборах президента как выдвиженец партии «Гражданская инициатива». Для регистрации и допуска к кампании ему требуется до 31 января собрать около 100 тысяч качественных подписей в свою поддержку.

Родился в 1963 году. Основатель и президент фонда «Институт региональных проектов и законодательства». Беспартийный. Руководитель фракции «Справедливая Россия — Патриоты — За Правду» в Совете депутатов подмосковного города Долгопрудного.

1985 г. — окончил Московский физико-технический институт. Кандидат физико-математических наук. 1993 г. — окончил Московский юридический институт.

В 1985–1990 гг. — сотрудник Всесоюзного научно-исследовательского центра по изучению свойств поверхности и вакуума.

1990–1992 гг. — вице-спикер городского совета Долгопрудного.

1992–1994 гг. — заместитель председателя, начальник Управления методического и правового обеспечения Фонда имущества Московской области.

1994–1996 гг. — заместитель директора Института структурной и инвестиционной политики.

1997–1998 гг. — советник первого заместителя председателя правительства РФ Бориса Немцова, помощник председателя правительства РФ Сергея Кириенко.

1999 г. — член политсовета политического движения «Новая сила» Сергея Кириенко, которое вошло в состав праволиберальной партии «Союз правых сил».

1999–2003 гг. — депутат Государственной думы, первый заместитель председателя фракции «Союз правых сил».

2010–2016 гг. — член Общественного научно-методического консультативного совета при Центральной избирательной комиссии России.

С 2018 г. — член научно-экспертного совета при Центральной избирательной комиссии России.

1999–2016 гг. — глава созданной Надеждиным кафедры права Московского физико-технического института.

В 1991 г. — член «Движения демократических реформ» (ДДР).

2008–2011 гг. — член федерального политического совета партии «Правое дело».

В 2019 году возглавил список «Справедливой России» на выборах в горсовет Долгопрудного.

В самом начале кампании казалось логичным, что «кураторам» Надеждин не особо нужен. Примирительный тон и привлечение на участки либерального электората мог бы полностью взять на себя молодой первый заместитель руководителя думской фракции «Новые люди» Владислав Даванков. Тот пришел в 2021 году в подконтрольный президентской администрации федеральный парламент с руководящей должности в АНО «Россия — страна возможностей» — это одно из детищ первого заместителя главы АП Сергея Кириенко. С нынешним куратором политических процессов в РФ много лет назад был близко знаком и Борис Надеждин, о чем он напомнил «Континенту Сибирь» в интервью, которое давал за три-четыре месяца до своего выдвижения. Несколько недель назад не было очевидным, что Надеждин может показаться бывшему единомышленнику, теперь контролирующему внутриполитический блок, лишним винтиком в механизме, настроенном на то, чтобы удовлетворять Владимира Путина цифрами невиданной ранее народной поддержки.

Эпатажные очереди за Надеждина не идеально вяжутся с ликующим образом реальности, транслируемым через госканалы, победными докладами чиновников о доходах россиян, данными об официальной инфляции, отчетами различных карманных фондов об общественном мнении. Понятно, зачем люди толпятся на московской ВДНХ — где еще, как не здесь, увидеть, насколько, оказывается, технологичны и продвинуты регионы РФ? Как же так вышло, что среди соискателей высшей должности аншлаги наблюдаются только к штабам кандидата, который первым делом после избрания обещает начать переговоры по остановке того, в чем официальная медийная машина РФ усматривает главное достижение последних лет? Надеждину в избирком для выдвижения нужно собрать и сдать в три раза меньше автографов, чем, например, кандидату № 1. Понятно, что многолетнему резиденту Кремля и это не сложно. Другим должно быть иначе. Теоретически. Но где же наглядные признаки жизни — очереди и толпы сторонников, — скажем, у Сергея Малинковича от «Коммунистов России», который будто бы настолько популярен, что без труда и шумихи набрал нужное количество коробок с подписными листами? Кажется, кураторы запамятовали предусмотреть и заложить в смету «движуху». Сэкономили. Думали, и без нее сойдет, а тут вот оно как…

Конфликт в руководстве клиники Мешалкина: продолжение следует?Конфликт в руководстве клиники Мешалкина: продолжение следует?

Отдельные ресурсы пытаются «раскрыть» глаза: да не, наоборот, очереди за Надеждина если и наблюдаются, то только потому, что в смете! Есть и те, кто нагнетает сбоку: не спешите в логово силовиков и их спецагента, там вас перепишут и «данные передадут в военкомат/ФСБ». Что как бы не сильно вяжется с призывами штабов Надеждина сбавить обороты и перестать выстраиваться у их дверей — подписей уже много, а их ведь еще надо обработать перед отправкой в избирком. Если придется, ЦИК, конечно, сможет объяснить, почему снимает Надеждина с кампании. Вопрос в том, какой подтекст услышат и самостоятельно вложат в эти объяснения и те, кто сходили в приемную Надеждина, и те, кто под влиянием момента вдруг начали энергично продвигать эту фамилию в массы, поднимая ее в запросах родного «Яндекса».

запросы в яндексеПохоже, штату администрации президента предстоят трудные, полные умственного напряжения дни и ночи, в ходе которых надо решить, что делать. Обстановка вызывает ассоциации с цугцвангом. Если забраковать подписи Надеждина, то на данной стадии несколько поздновато: вдруг у кого-то возникнет ощущение, что грядущий победитель на выборах испугался очередного Бориса в своей жизни? Тогда как победитель должен по сценарию внушать совсем иные чувства… А если не забраковать и этот парень пойдет дальше и будет во всеуслышание вещать то, что считает нужным, защищенный мандатом кандидата? Это приемлемо? Тоже не очень.

Понимая, как все сложно, «Континент Сибирь» предложил известным новосибирцам поиграть в прогнозы.

Как вы считаете, получит ли Борис Надеждин регистрацию для участия в кампании по выборам президента РФ?

АНДРЕЙ ЖИРНОВ,
кандидат в члены ЦК КПРФ, член бюро Новосибирского обкома КПРФ, журналист:

Андрей Жирнов
Андрей Жирнов

— Мне приходилось как журналисту общаться с Борисом Борисовичем. Я не заметил в нем харизмы политического вождя. Полагаю, за время подписной кампании он выбрал фактически весь свой электорат. Не знаю, как рассуждают федеральные деятели, так называемые кураторы. Возможно, Надеждина не зарегистрируют. Но считаю безосновательными опасения, что его присутствие в бюллетенях поспособствует некой нездоровой атмосфере на выборах. Не факт, что его штаб собрал качественные подписи. Если он не пройдет, определенные круги будут продвигать точку зрения, согласно которой Москва Надеждина испугалась. Но повторюсь: никакой опасности для действующей власти он не представляет, я бы на месте руководителей его зарегистрировал. В противном случае может получиться, как в истории про стрижку свиньи: шерсти мало, а визгу много. Уверен, главным кандидатом от оппозиции и на этих выборах станет наш земляк Николай Харитонов.

ИГОРЬ САЛОВ,
председатель новосибирского областного отделения «ОПОРЫ РОССИИ»:

Игорь Салов
Игорь Салов

— Я об этом никогда не думал, но уверен, что Надеждин собрал подписей с запасом. Если на этом этапе откровенно не напортачит, его конечно, допустят. Сомневаюсь, что его станут «вырезать». Полагаю, власть внимательно следит за настроениями в обществе и знает о скептических рассуждениях в духе: против Путина никого не выпустят, поляну зачистят, оставят пару фриков, на фоне которых главный кандидат будет выглядеть выгодно, легко наберет свои 80–90%. А моя логика: именно потому, что технологи и социологи в курсе всей этой аналитики, кураторы и заинтересованы, чтобы Надеждин получил регистрацию кандидата. Зачем давать повод и так низко опускать конкурентный уровень? Кому вообще может помешать Надеждин?

Анатолий Локоть
Кто и когда сменит Локтя во главе новосибирской организации КПРФ?

Кандидатов, конечно, набирается много, но это какие-то странные люди. Откровенных клоунов отсеют. И это правильно! Ну к чему наносить имиджевый урон главным выборам страны? А Надеждин — более или менее узнаваемый, типа оппозиционный, но причесанный и аккуратненький. У него достаточно осторожная риторика. Он, правда, обещает первым делом остановить СВО и кого-то повыпускать из колоний… Но псевдооппозиционерам это говорить можно и даже нужно. Отличная социология для специальных служб, лучший способ понять, какой процент наших граждан одобряет такую, я считаю, предательскую стратегию. Пока мы можем только приблизительно предполагать: о трех или пяти процентах идет речь — результаты выборов продемонстрируют точно. Очень любопытно, сколько людей в нашем обществе поддерживают вот таких толерантных либералов.

Протесты в случае поражения Надеждина? Маловероятно. За это мероприятие кто-то же должен заплатить, а источники такого финансирования прикрыты. Да и не стоит его сравнивать с Гуайдо или Тихановской. О Надеждине можно говорить что угодно, но он точно не идиот и не самоубийца. Он больше похож на человека, который просто хочет повысить свою популярность, заработать немного денег и продолжить заниматься политикой или бизнесом. Вряд ли ему нужно что-то еще.

ИРИНА ТРАВИНА,
председатель совета директоров ассоциации «Сибакадемсофт»:

Ирина Травина
Ирина Травина

Оперный театр
«Щелкунчик» в привычной постановке Вайнонена возвращается на сцену Новосибирского театра оперы и балета

— Не слежу за этой темой, но думаю, допустят. Он не наберет много на своей пацифистской риторике — реально люди поддержат Путина. Власти выгодно, чтобы Надеждин участвовал в выборах, чтобы показать — вот где реальная демократия, в отличие от Запада. Я не говорю об Америке — это отдельная песня с ее более чем странной системой выборщиков. В 2017 году Дональд Трамп, кандидат от Республиканской партии, смог победить на президентских выборах благодаря альтернативным каналам информации. Но в США произошла концентрация СМИ в руках демократов, развернулась масштабная информационная война против всех республиканцев, при том, что скандалы, связанные с самими демократами, замалчиваются.

На Западе нельзя всех грести под одну гребенку, но давно понятно: то, что мы там наблюдаем, мало похоже на демократию. Во Франции только очень богатые люди становятся президентами. Ряд стран Европы — это монархии. Демократические процедуры Запада своеобразны. Мы же видим, как избирается премьер-министр Великобритании. А у нас в России — всенародное голосование, и это реально круто в масштабах большой страны.

ИГОРЬ УКРАИНЦЕВ,
депутат горсовета Новосибирска:

Игорь Украинцев
Игорь Украинцев

— Еще две недели назад я допускал, что Бориса Надеждина зарегистрируют. На данный момент остаются, конечно, шансы, что его допустят, но они, по-моему, ничтожны. На мой скромный взгляд, он вел яркую кампанию, у него получилось привлечь внимание к своей позиции. Но некоторые фигуры, которые призывают за него, оказывают медвежью услугу. Гиперактивная агитация токсичных политиков может заставить специалистов пристальнее и внимательнее изучать собранные подписи. Я проходил подписную кампанию, не понаслышке знаю, насколько это сложная процедура, придраться всегда есть к чему — многое зависит от настроения проверяющих органов. Яростные призывы тех, кто покинул Россию, мне кажется, располагают к негативному сценарию. Если среди подписавшихся окажутся иноагенты, листы просто забракуют на вполне законных основаниях. Не исключаю, что это выгодно тем, кто заинтересован в дискредитации избирательного процесса в России. Отказ кандидату в регистрации повлияет на общий фон, атмосферу, и может соответствовать плану по снижению легитимности выборов.

АНДРЕЙ ПАНФЕРОВ,
первый вице-спикер Законодательного собрания Новосибирской области:

Андрей Панферов
Андрей Панферов

— На фоне Путина любой кандидат выглядит техническим. Люди понимают: Владимир Владимирович и раньше, и тем более сейчас очень хорошо ориентируется в том, что происходит в мире. Мне кажется, большинство избирателей исходит из представления, что смена президента в настоящий момент самоубийственна для страны. Без всякого пиетета об этом говорю — нужно просто трезво оценивать ситуацию.

Так что, если со стороны штаба Бориса Надеждина не будет нарушений, у него не найдут тайные счета, с подписями все в порядке — почему бы его не допустили? Мое личное мнение: наоборот, нужно регистрировать, чтобы стал очевиден перевес Путина, чтобы было понятно: государство не ограничивает право избираться, власть легитимна.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ