Условия сдачи: когда запустят четвертый мост в Новосибирске, и что для этого нужно?

Мост через Обь
Фото: Алексей Игнатович

Что уже сделано по четвертому мосту через Обь, что еще осталось и что помешало? Группа «ВИС» сформулировала ответы по актуальной повестке затягивания сроков сдачи нового моста в Новосибирске и продемонстрировала стремление к продолжению работы по концессии. Однако, у каждого компромисса есть свои условия. Какие предлагает ВИС?

Ранее «Континент Сибирь» сообщал о ряде претензий, звучавших в ходе строительства в адрес концессионера. В их числе несоблюдение проектных решений, заложенных в техническую документацию объекта; транспортный коллапс, создавшийся в процессе строительства в районе площадей Труда и Энергетиков; информационный вакуум вокруг объекта, порождающий массу слухов. 23 ноября к критике присоединился губернатор Новосибирской области Андрей Травников. Отвечая на вопросы депутатов о срыве сроков возведения объектов по концессиям со стороны частных партнеров, глава региона резко высказался в адрес подрядчиков и сообщил, что региональная власть занимает жесткую позицию при нарушении условий контрактов, в частности, по переносу сроков открытия четвертого моста через Обь.

6 декабря 2023 года четвертый мост оказался едва ли не единственной дорогой Новосибирска, где интернет-сервисы не зафиксировали рекордных пробок, хотя движение в этот день по мосту было организовано.

От пилона до Левобережной развязк
От пилона до Левобережной развязки с остановками в пути — таков маршрут, по которому строители моста провезли 6 декабря 2023 года журналистов. Фото предоставлено Группой «ВИС»

По условиям концессионного соглашения между правительством Новосибирской области и Группой «ВИС» на этот день было намечено окончание строительства мостового перехода через реку Обь в Новосибирске. Сроки перенесены, но это не значит, что по мосту нельзя ехать…

Движение автоколонны
Движение автоколонны по мосту. Фото предоставлено Группой «ВИС»

От пилона до тоннеля в составе автоколонны, пешком под Транссибом, и далее вновь на автомобиле до площади Энергетиков — таков маршрут, по которому строители моста прокатили с ветерком (и снегопадом) журналистов, чтобы показать: опоры устойчивы, конструктив надежный, работы ведутся. В числе работ, к слову, помимо строительно-монтажных, уборка снега с проезжей части. Оказалось, что проехать можно ещё не по всему прямому ходу моста, остановки по пути следования были предусмотрены, чтобы показать и рассказать почему.

уборка снега с проезжей части
В числе работ, которые ведутся на мосту, уборка снега с проезжей части. Фото: Алексей Игнатович

«На сегодня общая строительная готовность всего объекта составляет порядка 80%. Мостовой переход готов на 90%: здесь остались работы летнего периода по покраске и работы, связанные с организацией освещения и водоотведения. В целом строители выдержали свои обязательства в части создания и проезда по мосту», — сообщил директор по реализации проекта Группы «ВИС» Владислав Вавилин.

Директор по реализации проекта Владислав Вавилин
Директор по реализации проекта Владислав Вавилин рассказал о текущей готовности объекта. Фото предоставлено Группой «ВИС»

На путепроводе тоннельного типа под Транссибом в данный момент работы продолжаются. На протяжении всего этапа строительства они ведутся без остановки движения поездов. Монолитные работы по бетонной обделке основного тела тоннеля планируется завершить до конца января 2024 года. Общая строительная готовность данного участка составляет 83%. Весной здесь начнется устройство освещения и коммуникаций, в теплый период времени будет выполнено благоустройство, окраска, устройство гранитной облицовки портала, укладка дорожной одежды, толщина слоя которой в тоннеле составит около 50 сантиметров.

Внутри тоннеля под Транссибом
Внутри тоннеля под Транссибом. Фото предоставлено Группой «ВИС»

Одним из препятствий к своевременной сдаче трассы основного хода моста представителями Группы «ВИС» названа несвоевременность подготовки участка строительной территории концедентом. Речь об участке протяженностью триста метров, находящемся на пути следования от выезда из тоннеля до въезда на эстакаду Левобережной развязки. Здесь находится площадка строящегося бытового канализационного коллектора диаметром 2000 мм, обеспечивающего транзит сточных вод из микрорайона Горский. Он пересекает основной ход трассы на левом берегу и должен быть переустроен. Строительство нового коллектора в настоящий момент не завершено.

Вид тоннеля
Вид тоннеля при подъезде со стороны реки Обь. Фото предоставлено Группой «ВИС»

«Этот участок не позволил нам на сегодняшний день обеспечить движение по прямому ходу, так как работы по подготовке территории и выносу коммуникаций из зоны строительства, которые выполняет концедент, были начаты здесь в 2019 году и не завершены до сих пор. Новая нитка коллектора сейчас проложена, переподключение планируется завершить в январе 2024 года. Только после этого строители смогут приступить к отсыпке тела насыпи на данном участке, установить барьерные ограждения и выполнить работы по дорожной одежде», — заявил Владислав Вавилин.

Движение автоколонны
Фото предоставлено Группой «ВИС»

Массовая стройка в данный момент развернута на Левобережной транспортной развязке. Общая строительная готовность развязки оценивается концессионером в 75%. Комплекс работ по сооружению съездов трамвайной эстакады планируется завершить в июле 2024 года. Сейчас её готовность порядка 70%. Также здесь ведутся работы по сооружению трёх надземных пешеходных переходов. «Основным проблемным вопросом на Левобережной транспортной развязке остается путепровод тоннельного типа под Транссибирской железной дорогой в створе улицы Станиславского. Работы здесь приостановлены по причине того, что продолжать ритмичное финансирование на сегодня не можем. При условии решения этого вопроса, работы здесь планируем завершить до конца следующего года», — продолжил комментировать ход работ директор по реализации проекта Группы «ВИС».

Выход основного хода моста
Выход основного хода моста в створ улицы Станционной. Фото предоставлено Группой «ВИС»

«Это тот путепровод, где мы столкнулись с ошибками в проектной документации. В ходе строительства было выявлено, что проект, выполненный в 2015 году, не отражает реальную ситуацию в районе пролегания тоннеля. Именно здесь был отмечен повышенный уровень грунтовых вод, который на полтора метра превысил проектную отметку», — дополнил информацию руководитель департамента по корпоративным коммуникациям Группы «ВИС» Сергей Козловский. В настоящий момент разработаны новые технические решения по искусственному водопонижению. Оценивать влияние изменений проекта по тоннелю на общую стоимость объекта преждевременно.

Концессионер считает, что часть конструктивов объекта можно будет вводить в эксплуатацию поэтапно «во втором-третьем квартале 2024 года». Возможность запуска прямого хода с обеспечением проезда от площади Южной до площади Труда с выходом на улицу Станционную плюс съезды на Левобережной транспортной развязке возможны и по мере готовности этих участков они будут вводиться, «но это должно быть совместное решение концедента и концессионера».

Мост через Обь
Фото предоставлено Группой «ВИС»

Ответ на главный вопрос «когда?» дал первый заместитель генерального директора Группы «ВИС» Сергей Юдин: «Ожидаем окончательный ввод моста в четвертом квартале 2024 года. В настоящее время у нас на счетах заморожено 3,3 млрд рублей. Эти, выделенные в декабре 2022 года Правительством РФ средства, мы не можем забрать по настоящее время. Есть определенные недопонимания и разночтения с концедентом, которые должны быть урегулированы в ближайшее время». При условии разблокировки средств в полном объёме со стороны концедента в декабре 2023 года и последующего стабильного и ритмичного финансирования, концессионер обещает завершить стройку до конца 2024 года.

Сергей Юдин
Ответ на главный вопрос «когда?» дал первый заместитель генерального директора Группы «ВИС» Сергей Юдин (справа). Фото предоставлено Группой «ВИС»

Кроме того, представители Группы «ВИС» заявили, что судебные разбирательства существенно не отражаются на реализации проекта: «Это нормальная ситуация, так как практика концессий только формируется в РФ». Также, по настоянию концедента, концессионер выразил готовность пройти повторную государственную экспертизу сметной стоимости проекта, «хотя и не обязан этого делать».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ