Что ждет сибирских автодилеров в новых экономических реалиях, и кто останется на рынке?

Какие возможности есть у автодилеров в условиях приостановки поставок новых автомобилей европейских и японских брендов? Отлажены ли уже новые логистические цепочки для параллельного импорта? Насколько массовым явлением могут стать автомобили, ввезенные из ОАЭ и Казахстана? К какой конфигурации придет авторынок? Об этом шла речь на круглом столе автодилеров региона, который провел «Континент Сибирь» в онлайн-формате 17 мая.

Затянувшаяся пауза, или что делать дилерам?

В 2022 году российские автодилеры столкнулись с рисками, которые заранее было невозможно предсказать. При строительстве и запуске новых салонов европейских марок авторитейлеры вряд ли могли представить, что эти самые марки уже в 2022 году могут полностью покинуть рынок.

В непростой ситуации оказались те дилеры, которые занимались строительством полнофункциональных салонов европейских марок по всем стандартам автопроизводителей с планами их открытия в 1 половине 2022 года. В частности в Кемерове был построен дилерский центр Jaguar Land Rover (компания «Ай-Би-Эм») по всем стандартам британских марок с фирменной мебелью, привезенной из Европы, и полным комплектом необходимого оборудования. Открытие салона первоначально было намечено на весну 2022 года. Другой наглядный пример — полнофункциональные дилерские центры Porsche и Mercedes-Benz в Иркутске («Первая Автоколонна»), которые должны были запуститься в 2022 году. По понятным причинам проект был поставлен на паузу.

Тем дилерам, которые все же успели построить и открыть свои салоны европейских марок в 2021 году, повезло едва ли больше, потому что срок окупаемости таких проектов составляет отнюдь не один год. В частности в 2021 году торжественно были открыты дилерские центры Renault в Новосибирске («Фастар») и Абакане («СИАЛАВТО»). А уже 17 мая 2022 года окончательно было объявлено об уходе марки Renault с российского рынка, продажу за символические 2 рубля завода «Рено Россия» и доли французской компании в «АвтоВАЗе».

В круглом столе «Континента Сибирь» приняли участие генеральный директор ГК «СИАЛАВТО» (официальный дилер Renault в Красноярске и Абакане, KIA, Changan в Красноярске) Сергей Нощик, генеральный директор компании «СТС-Автомобили» (официально представляет Mercedes-Benz в Новосибирской, Кемеровской, Томской областях, официальный дилер Jeep в Новосибирске) Павел Костенко, управляющий директор Автоцентра «Кузьмиха» (официальный дилер CHERY, EXEED, Honda в Иркутске, CHERY в Бурятии) Александр Исайченко, генеральный директор ГК «Картель Авто» фициальный дилер Hyundai, Nissan, Subaru, Honda, Mitsubishi, Jeep, Geely в Кемерове, CHERY, Subaru, Mitsubishi в Новокузнецке) Сергей Малянов, генеральный директор Автоцентра «Евразия» (официальный дилер Volkswagen в Томске) Андрей Щегерцов, управляющий директор автохолдинга «Россо» (официальный дилер Volkswagen, Skoda, Audi, Mitsubishi, Hyundai в Иркутске) Дмитрий Лылов, коммерческий директор Автоцентра «Дюк и К» (официальный дилер CHERY, LADA в Кемерове) Екатерина Василенко, директор омского центра по продаже автомобилей с пробегом «Автобан» Иван Беланов, генеральный директор ГК «ЕвроАзия» (официально представляет 12 грузовых брендов в Тюмени) Андрей Еловенко и экс-глава Ассоциации «Российские автодилеры» (РОАД), учредитель проекта «Автомаркетолог», член совета директоров Fresh Auto Олег Мосеев.

Впрочем, даже в этой ситуации сибирские дилеры сохраняют оптимизм. «На сегодня у нас 3 дилерских центра Renault – 2 в Красноярске и 1 в Абакане. Как действующие официальные дилеры, мы пока работаем в прежнем формате. По бренду Renault у нас более, чем достаточно стоков, и я думаю, что мы сможем работать до конца года. Сервисное обслуживание автомобилей Renault также сохранится», – отметил в ходе круглого стола генеральный директор ГК «СИАЛАВТО» (официальный дилер Renault, KIA, Changan в Красноярске, Renault в Абакане), член регионального совета ассоциации «Российские автодилеры» (РОАД) по СФО и ДВФО Сергей Нощик. Он отметил, что в группе компаний готовились к такому развитию событий – занимались оптимизацией бизнеса, рассматривали возможность релокации действующих брендов, вели переговоры с новыми для себя марками. «Огромный потенциал мы видим в сегменте авто с пробегом, который практически не сократился на фоне глубочайшего падения рынка новых автомобилей (-80% по апрелю). И, конечно, делаем также ставку на сервис», – рассказал Сергей Нощик.

Павел Костенко. Фото с личной страницы в соцсетях

В непростой ситуации оказались и дилеры Mercedes-Benz. В частности новосибирская «СТС-Автомобили» представляет этот бренд сразу в 3 регионах Сибири. «Мы являемся официальными дилерами Mercedes-Benz более 20 лет. Считали это своей сильной стороной, так как не распылялись и все эти годы сосредотачивали усилия на одной марке. Развивали ее сразу в Новосибирской, Кемеровской и Томской областях. Мы были довольны взаимодействием с дистрибьютором, и надо отдать ему должное – каждый кризис Mercedes-Benz помогал своим дилерам, – констатировал в ходе круглого стола генеральный директор «СТС-Автомобили» (официально представляет Mercedes-Benz в Новосибирской, Кемеровской и Томской областях, Jeep в Новосибирской области) Павел Костенко. – На сегодня мы оцениваем вероятность ухода европейских и американских брендов с российского рынка как высокую. Произойдет это позже или раньше – лишь вопрос времени. Не исключаю, что ряд европейских брендов могут взять паузу на лето и пока сохранить состояние неопределенности. Но российские власти безусловно будут добиваться от западных компаний скорейшего обнародования четкой позиции по дальнейшим планам».

Как посетовал руководитель одного из сибирских дилеров, сегодня большая часть дистрибьюторов европейских брендов «бросила своих партнеров на произвол судьбы, ничего не требуя, но и не помогая». Тем не менее, дилеры не в первый раз оказываются в ситуации, когда можно рассчитывать лишь на свои силы. Павел Костенко напомнил, что с 1998 года российская экономика прошла много кризисов, и в том числе хорошую «прививку» отрасль получила во время пандемии. «Мы пересмотрели многие действующие процессы, оптимизировали их. Это безусловно помогло нам на текущем этапе», – констатировал Павел Костенко.

Какие бренды придут на смену европейским?

Поскольку разговоры об уходе из России тех или иных брендов велись с марта 2022 года, то у дилеров была возможность за этот период продумать свои дальнейшие шаги. Тем более учитывая, что общий вектор изменений был понятен.

Самым очевидным вариантом для многих участников рынка стала корректировка портфеля представляемых брендов и замена европейских брендов на китайские. Наиболее наглядным был пример нижегородской ГК «АГАТ», которая закрыла в Красноярске дилерский центр Jaguar Land Rover, запланировав открытие на этой площадке китайских брендов CHERY и Exeed.

На сегодня CHERY ставит рекорды по новым запускам в Сибири – в июне, как уже было сказано, ожидается появление третьего дилера в Красноярске и второго в Кемерове, и это при том, что с начала года в Красноярске был уже открыт второй салон CHERY, а в Новосибирске – четвертый. По прогнозам дилеров, такими темпами CHERY к концу года будет обладать самой широкой в России дилерской сетью среди автопроизводителей, обогнав LADA и KIA. Соответственно марка может рассчитывать на попадание в ТОП-3 по продажам, что уже сейчас наблюдается в отдельных регионах Сибири. Целевой показатель самой CHERY – доля рынка в размере 10% до конца года.

Александр Исайченко
Александр Исайченко. Фото: стопкадр YouTube

«Если раньше российское представительство CHERY само обращалось к потенциальным дилерам в регионах и убеждало их в целесообразности сотрудничества, то теперь все наоборот – есть очередь из потенциальных соискателей со всей России. Многие дилеры связывают свое существование в будущем с тем, будет у них этот китайский бренд, или нет», – рассказал управляющий директор Автоцентра «Кузьмиха» (официальный дилер CHERY, Exeed, Honda в Иркутской области, CHERY в Бурятии) Александр Исайченко. По его словам действующие дилеры уже ощущают повышенный интерес к марке со стороны конкурентов, которые раньше не работали с китайскими брендами и предвидят обострение конкурентной борьбы как за получение контракта, так и при продаже автомобилей потребителям. По данным «Автостат Инфо», в Иркутской области CHERY по итогам 1 квартала уже занял 3 место по объему регистраций, обогнав Hyundai, Renault, Nissan, Volkswagen и другие бренды.

Отдельно стоить отметить и премиальный бренд CHERY – Exeed, который также оказался в выгодной ситуации. В условиях европейских санкций и приостановки продаж Lexus, BMW, Mercedes-Benz, Audi, Volvo, Jaguar, Land Rover, Porsche российский рынок официально остался без привычных премиум-брендов. Если не брать во внимание корейский Genesis (Hyundai), то Exeed (CHERY) официально остался чуть ли не единственным автомобильным премиум-брендом в России.

Не удивительно, что CHERY развивает свой премиум-бренд не менее высокими темпами. 15 апреля состоялся запуск салона в Иркутске, в июне ожидается открытие новых салонов в Красноярске, Кемерове и Новосибирске, причем в последнем речь идет уже о втором дилерском центре Exeed. У импортера, по словам дилеров, есть план иметь сеть из 100 дилерских центров этой марки до конца года.

EXEED VX
Инновации, комфорт и надежность: официальный дилер EXEED открылся в Красноярске

«Раньше Exeed был ориентирован прежде всего, на тех покупателей, которые «выросли» из CHERY. Однако на сегодня примерно 30-40% покупателей Exeed ранее ездили на автомобилях европейских марок. На этот бренд пересаживаются и с Volkswagen, и со Skoda, и с Audi. Во многом это обусловлено и ростом конкурентоспособности модельного ряда Exeed», – отметил Александр Исайченко. Он также добавил, что активный интерес дилеров к марке продиктован отнюдь не желанием найти применение пустующим шоу-румам, а возможностью построить на Exeed самостоятельный прибыльный бизнес.

Впрочем, не все дилеры разделяют такой подход и готовы участвовать в борьбе за китайские бренды. Некоторых участников рынка смущает слишком активное открытие новых салонов, а следовательно и более высокая конкуренция. Один из дилеров не исключил, что китайские компании тоже со временем могут покинуть российский рынок.

«С февраля мы находимся в активном поиске альтернативных вариантов и с точки зрения продажам, и сервиса. Путей не так много. Да, есть сегмент китайских автомобилей, но рынок там уже занят, конкуренция высокая, маржинальность будет снижаться. Стоимость китайских автомобилей тоже повысилась, что немаловажно для покупателей. Поэтому пока мы не видим для себя потенциала в тех китайских брендах, которые сейчас присутствуют на рынке. Возможно, стоит присматриваться к тем маркам, которые пока еще не представлены на рынке. Речь в частности о брендах из Юго-Восточной Азии, Ирана, Индии — в случае, если они будут настроены на долгосрочное развитие в России», – поделился мнением Павел Костенко.

Другие участники круглого стола также выразили интерес к тем маркам, которые пока не представлены в России. Бывший глава ассоциации РОАД, член совета директоров группы компаний Fresh Auto Олег Мосеев привел пример компании VinFast из Вьетнама, которая ранее объявляла о выходе в Россию. По его оценке, электрокары этой марки с ценой в 4-4,5 млн ничуть не хуже популярной Tesla.

Впрочем, вопрос даже не столько в самих марках, сколько в том, кто обеспечит их присутствие на российском рынке. Изначально история российского автобизнеса начиналась с того, что отдельные компании брали на себя функцию дистрибьюторов автомобильных брендов и сами выстраивали в России дилерские сети. Примером может служить компания «Рольф-Импорт», которая вывела в нашу страну бренд Mitsubishi, или «Карнет-2000», с которой начиналась история Hyundai в России. Группа компаний «Рольф» и сейчас публично выражала готовность быть дистрибьютором тех или иных новых для России автомобильных брендов. Однако по мнению экспертов, такие планы могут столкнуться со сложностями в реализации.

Олег Мосеев
Олег Мосеев. Фото: Telegram

«Вхождение в дистрибьюторский бизнес — это большие деньги. Я помогал группе инвесторов, которые при господдержке хотели завести в Россию один из китайских брендов. Расчеты показали, что минимальная сумма инвестиций составляет 30 млрд рублей, оптимальная – 60 млрд. Поэтому возникает вопрос, кто готов вложить такие деньги. Сомневаюсь, что у «Рольфа» сейчас есть такие возможности», – поделился мнением Олег Мосеев.

Альтернативным вариантом могла бы быть ситуация, при которой дистрибьюторами были бы дочерние структуры самих азиатских автопроизводителей. Но для этого, по мнению экспертов, нужны шаги по стимулированию этого процесса со стороны государства. «К сожалению, из общения с Минпромторгом у меня складывается ощущение, что российское правительство пока в эту сторону даже не думает. Есть проблемы и с логистикой — за перевозку одного автомобиля с восточной границы России в европейскую часть китайским автопроизводителям выставляют счет в $6000. А сертификация автомобилей в России происходит в 4-6 раза дольше, чем в соседнем Казахстане. Поэтому остается еще много проблемных точек, – поделился мнением Олег Мосеев. – С учетом планов по восстановлению завода «Москвич», правительство, на мой взгляд, вряд ли будет заинтересовано в том, чтобы стимулировать импорт автомобилей из Китая».

Определенные ожидания некоторые дилеры возлагают также на поставку автомобилей из Казахстана и ОАЭ с точки зрения одобренного правительством параллельного импорта. Некоторые участники новосибирского авторынка уже тестируют такую схему в случае с Казахстаном. Еще одним поводом заговорить об этом теме послужило заявление основателя Fresh Auto Дениса Мигаля о возможном выходе его компании на рынок ОАЭ. Вопрос о том, стоит ли ожидать поставок в России автомобилей компанией Fresh Auto из ОАЭ в случае реализации таких планов, Олег Мосеев не комментирует.

Вместе с тем, поставки в Россию запчастей из Азии и Европы с точки зрения параллельного импорта уже являются реальностью. «У меня есть отдельный проект в этой сфере. 12 мая к нам пришел первый контейнер с запчастями для Toyota и Lexus. Проработана схема поставок запчастей по BMW и Mercedes-Benz из Европы, но пока мы еще дорабататываем логистику. Что касается автомобилей, но несколько автомобилей Toyota и Lexus приедет на пробу, надеюсь, по адекватной цене. Но в любом случае существенного объема в этом году не будет — привезти автомобилей можно много, но встанет вопрос, а будут ли покупать? Есть объективные ограничения в виде покупательского спроса», – резюмирует Олег Мосеев.

Что дальше, и кто остается на рынке?

Татьяна Григорьева
Сколько автодилеров закроется в 2022 году? Авторская колонка Татьяны Григорьевой

Какое будущее ожидает сферу автодилерского бизнеса в Сибири, и к чему стоит готовиться? На эту тему высказывается множество мнений. Среди них одним из наиболее ярких и категоричных можно считать прогноз основателя консалтинговой компании «Автобосс» Татьяны Григорьевой, согласно которому в случае самого оптимистичного сценария количество дилеров с точки зрения объема продаж будет в 2 раза превышать необходимый уровень, и салоны будут закрываться. На ее взгляд, наиболее уязвимыми можно считать монобрендовые дилеры тех брендов, которые уходят из России или приостанавливают свою деятельность на неопределенный срок. Это дилеры BMW, Mercedes-Benz, Jaguar Land Rover, Subaru, Renault, Volkswagen Group. Кроме монобрендовых дилеров в более сложной ситуации окажутся и крупные холдинги (в том числе «Рольф», «КЛЮЧАВТО», «Автомир» и др).

Поводом для дискуссии стал и другой прогноз, который на портале «Континент Сибирь» огласил основатель ГК «БурятАВТО» (занимается сервисным обслуживанием автомобилей по госконтрактам) Владимир Смирнов. По его мнению мы будем наблюдать переход от устоявшейся годами модели взаимодействия дистрибьюторов и дилеров к единой системе продаж через региональные склады в регионах с оказанием услуг постпродажного обслуживания независимыми сервисными станциями. Такой прогноз Владимир Смирнов обосновал тем, что дилерские сервисы, по его наблюдениям, неконкурентоспособны в сравнении с независимыми станциями в связи с низкой клиентоориентированностью, невысоким уровнем компетенций и особенностями налогообложения.

С такими мнениями категорически не согласились многие участники круглого стола.

Как трансформируется модель автодилерского бизнеса в России? Авторская колонка Владимира Смирнова

«Все прогнозы, которые сводятся к тому, что дилеры не умеют работать и уступят кому-то рынок, вызывают у меня улыбку, – поделился мнением Олег Мосеев. – Есть собственники автодилерских предприятий, которые активно анализируют текущую ситуацию, смотрят, куда идти, и что делать. Но есть и те, кто все поставил на паузу. Тем, кто ничего не делает, помашем рукой».

Он согласен с тем, что если рынок останется на уровне 800 тысяч новых автомобилей в год на протяжении нескольких лет, то количество дилеров действительно будет избыточным. «Вопрос, кто закроется: одиночные салоны в Сибири, или, например, 30 дилерских центров в одной локации в Москве, например, у Major? На мой взгляд, небольшим дилерам в регионах гораздо проще адаптироваться, чем крупному федеральному игроку, если он, как «Автомир», не распределен по всей России с небольшими салонами», – высказал свою точку зрения Олег Мосеев.

По его мнению многие дилеры, которые сохранят классическую модель работы (с продажей новых автомобилей, авто с пробегом, оказанием сервисного обслуживания, финуслугами) останутся на рынке. Будут и те, кто не смогут встроиться в новую реальность, но сохранят свой бизнес с точки зрения сервиса и продажи авто с пробегом. Безусловно, будут и те, кто закроется. «Поэтому если есть возможность сохранить бизнес по новым автомобилям, логично это делать. Авто с пробегом никуда не денутся, а доверия к дилерам в любом случае будет больше, чем к перекупам», – пояснил Олег Мосеев.

На сегодня каждый из дилеров выбирает свой путь по адаптации к изменениям. Кто-то стремится срочно заменить европейские бренды китайскими, как например, «АГАТ» в Красноярске. Кто-то пытается переключить на себя клиентов из соседних регионов с помощью специальных акций, как например «Первая Автоколонна» с Geely в Иркутске. Кто-то активно привлекает автомобили на комиссию, как, например, «Альбион Моторс» в Новосибирске. Кто-то усиленными темпами развивает сервис, в том числе делая упор на корпоративные автопарки. Кто-то обращает свой взор на бренды квадроциклов и моторных лодок.

«Наш рецепт в текущей ситуации – это переход к схеме дилерского центра с множеством небольших шоу-румов и общим сервисом. И, конечно, диверсификация — как портфеля брендов, так и источников дохода. Нам также повезло, что мы успели погасить все кредиты, которые ранее брали, до 2022 года», – поделился с «Континентом Сибирь» своим опытом руководитель одного из региональных мультибрендовых дилеров в процессе обсуждения повестки круглого стола.

Рассчитывать на продажу бизнеса в текущих условиях, по мнению Олега Мосеева, могут лишь компании, которые достигли высоких результатов по продаже авто с пробегом, у которых есть хорошая сервисная база, и которые имеют в портфеле ликвидные азиатские бренды. «Некоторые крупные холдинги вроде «РОЛЬФа» было бы сложно продать даже по цене недвижимости, так как речь о салонах, построенных специально под те или иные бренды. Не понятно, что с ними делать потенциальному покупателю. Открывать на их месте огромное количество продуктовых рынков или мебельных салонов? В любом случае стоит понимать, что компании стоят дешевле, чем полтора года назад», – резюмировал Олег Мосеев.

Сергей Нощик
Сергей Нощик. Фото ГК «СИАЛАВТО»

Однако в целом участники рынка рекомендуют не сгущать краски. «Прогнозы о том, что дилеры массово закроются, вызывают недоумение. Может быть, кто-то из дилеров не умеет работать. Но то, что дилеры умрут, говорят с разных трибун уже лет 5. Тем не менее, как мы видим, этот бизнес сохраняется, несмотря на непростые внешние условия. Да, количество участников рынка вероятно уменьшится, но придут новые китайские, возможно иранские марки, которые будут формировать свои дилерские сети, – отметил Сергей Нощик. – По новым автомобилям сохраняется абсолютная зона неопределенности. Но через новые бренды, через развитие авто с пробегом, через сервис мы рассчитываем на улучшение ситуацию и смотрим в будущее с оптимизмом».


Оставляйте заявку на вступление в нашу специализированную Whatsapp-группу автодилерского бизнеса Сибири, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в этой отрасли.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ