Восточный союз: объединение на бумаге или реальный инструмент сохранения региональных ритейлеров?

В начале мая тремя региональными ритейлерами была учреждена компания «Восточные розничные сети». Иркутская «Слата», красноярский «Красный Яр» и хабаровский «Самбери» вложились в объединённую структуру равными долями, а на роль её лидера позвали бывшего гендиректора «Магнита» Ольгу Наумову. «Континент Сибирь» пообщался с представителями нового альянса и экспертами от бизнес-сообщества, чтобы понять, какие мотивы привели к созданию «Восточного союза», и чего от нового игрока ожидает рынок.

Причины создания и планы на будущее

В пресс-службе «Восточного союза» рассказали «Континенту Сибирь», что причиной создания альянса для компаний-участников стала складывающаяся последние несколько лет экономическая ситуация, катализатором которой послужила пандемия. Торговые сети начали искать возможные варианты для снижения издержек и решения других своих тактических и стратегических задач.

«Любой бизнес, а уж тем более лидеры рынка, постоянно занимается повышением операционной эффективности, поэтому, безусловно, каждой компанией на разных этапах рассматривались все возможные варианты – и развитие в новых регионах, и в качестве нишевых игроков, и совместные закупочные компании и т.д», – рассказали об этих поисках в «Восточном союзе».

Восточный союз: объединение на бумаге или реальный инструмент сохранения региональных ритейлеров? - Фотография

Директор по управлению розничной сетью «Магнит» Ринат Исмаилов: «Основным фокусом для всех ритейлеров является более активная работа с местным предложением»

После оценки самых разных моделей развития наиболее целесообразной стратегией для дальнейшего укрепления позиций в «материнских регионах» всех трёх компаний было признано объединение, которое по мнению руководства альянса позволит «использовать в интересах своих покупателей эффект масштаба».

Ранее «Красный Яр», «Слата» и «Самбери», ставшие учредителями «Восточного союза», уже имели опыт совместной работы в рамках других объединений и общественных организаций. Но новый альянс имеет принципиальное отличие от закупочных союзов и прочих структур, предназначенных для налаживания взаимодействия сетей магазинов вокруг конкретной узкой функции.

Представители нового союза заявили, что он будет иметь гораздо более высокую степень централизации и координации: «ООО «Восточные розничные сети» – это управляющая компания холдинга, которая станет контрактодержателем по общим для всего союза проектам, в частности, закупочной деятельности, развитию логистической инфраструктуры и так далее. «Восточный союз» призван объединить и максимально развить все процессы, связанные с работой с покупателем».

По словам представителей «Восточного союза», эффективность руководства новым альянсом будет гарантирована максимально плотным взаимодействием управляющих звеньев головной компании холдинга и всех компаний-участников: «Во главе нашего альянса стоит совет директоров, куда входят акционеры сетей «Красный Яр», «Самбери», «Слата» и генеральный директор ООО «Восточные розничные сети». Далее – правление управляющей компании ООО «Восточные розничные сети», в которое входят, помимо её генерального директора, генеральные директора сетей, а также ряд топ-менеджеров управляющей компании».

Ольга Наумова, генеральный директор «Восточного союза»
Генеральным директором «Восточного союза» стала бывший топ-менеджер «Магнита» Ольга Наумова. Фото предоставлено компанией

Генеральный директор нового альянса, Ольга Наумова, имеет большой опыт успешного руководства в продуктовом ритейле. Так, за разработку и внедрение новой стратегии развития сети «Пятёрочка» и качественные преобразования бизнеса она удостоилась премии РБК-2016 в категории «Менеджер года». Позднее Наумова занимала пост генерального директора в федеральной сети супермаркетов «Магнит». В бизнес-сообществе её характеризуют, как умелого и весьма амбициозного руководителя.

ГК «Красный Яр» развивает сеть в двух форматах: гастрономы «Красный Яр» (65 точек) и дискаунтеры «Батон» (134 точки). Первый гастроном сети был открыт в 1997 году в центре Красноярска. Характерная особенность данного формата магазинов – продукция собственного производства, ориентированная на гастрономические запросы гурманов. Сейчас по собственным данным компании через сеть гастрономов проходит более 100 тыс. покупателей в день.  В 2015 году были запущены первые дискаунтеры «Батон», а в 2020 году компания также предложила жителям Красноярска новый для города формат торговых точек – мини-дискаунтер «БАТОНчик». В 2020 году компания запустила собственную доставку продуктов из гастрономов продуктынадом.com. Ритейлер работает в 25 населенных пунктах Красноярского края и республики Хакасия, имеет собственный распределительный центр.

«Самбери» – крупнейшая на Дальнем Востоке сеть гипермаркетов, которая обеспечивает рынок услугами розничной торговли, снабжает территорию товарами категории FMCG, производит продукты питания, отвечая покупательскому спросу всех целевых аудиторий. Более 16-ти лет назад в Хабаровске был открыт первый на Дальнем Востоке гипермаркет «Самбери» в формате дискаунтер. Сегодня сеть «Самбери» – это 30 гипермаркетов и 12 супермаркетов под брендом «Самбери», 56 магазинов у дома «Раз Два» и 77 дискаунтеров «Близкий», расположенных в Хабаровском и Приморском краях, а также в Амурской и Еврейской автономной областях Дальнего Востока.

«Слата» – лидер розничной торговли Иркутской области и одна из крупнейших торговых сетей Сибири. Первый супермаркет сети открылся в 2002 году, а сегодня в неё входит 80 современных магазинов в Иркутске, Ангарске, Шелехове, Братске и Саянске с широким выбором качественных продуктов питания и сопутствующих непродовольственных товаров. С 2014 года ГК «Слата» начала развитие в регионе торговой сети дискаунтеров «ХлебСоль», которая сегодня насчитывает 244 универсама, расположенных в Иркутской области и в Забайкальском крае. Для успешного роста сетей в 2020 году «Слатой» были открыты два распределительных центра в г. Чита (Забайкальский край), в г. Братск (Иркутская область), с учетом Иркутска, общая площадь складов достигает 32 тыс.квадратных метров. В 2020 году был открыт darkstore для обеспечения работы интернет-магазина slata.online.

Совокупная выручка участников «Восточного союза» в 2020 году составила без НДС более 120 млрд. рублей.

«Красный Яр» гастроном
Сеть «Красный Яр» стала одним из участников «Восточного союза». Фото предоставлено компанией

В «Восточном союзе» отметили, что конкуренции на рынках исторически освоенных объединением регионов Сибири и Дальнего Востока с федеральными ритейлерами, такими как «Пятёрочка», «Магнит» и «Лента», опасаются меньше, чем с местными региональными игроками. Представители альянса дали понять, что позиции «федералов» на востоке страны, в сущности, слабы: «Нужно понимать, что федеральные сети по сути дошли только до середины страны с Запада, дальше эффективность начинают активно «пожирать» расходы на логистику, работу с полкой, локальные вкусы и привычки и т.п. Поэтому локальная конкуренция в данном случае гораздо сильнее, но покупатель в любом случае окажется в выигрыше».

Виктор Шкуренко

Чего ожидать от нового собственника «Сибирского гиганта», и что произойдет с магазинами сети?

На вопрос о возможной экспансии «Восточного союза» в другие регионы Дальнего Востока и Сибири, в пресс-службе объединения отметили, что собираются сделать упор на освоение рынка «материнских» для себя субъектов федерации: «Первый и самый важный приоритет для «Восточного союза» – это работа по повышению эффективности в существующем периметре. Расширение теоретически возможно, в рамках нашей текущей географии».

В пресс-службе союза сообщили, что «на сегодня находятся на стадии систематизации всех процессов», но пообещали в скором времени рассказать о своих планах гораздо более детально. Так, до конца II квартала 2021 года союз разработает и утвердит стратегию, которая в свою очередь зафиксирует генеральные векторы развития на ближайшее время.

Что думают участники рынка о целях создания союза и его руководителе?

Бывший директор по продажам «Ашан Россия» и экс-совладелец сети «Домоцентр» Олег Ермишкин, в настоящее время являющийся соучредителем в УК «Душевный сервис» и занимающий пост генерального директора в АО «Былина», придерживается мнения, что мотивами создания альянса могли стать сразу две задачи участников – и снижение издержек, и прямая конкуренция с федеральными игроками: «Судя по личности Ольги Наумовой, которая возглавила этот союз, здесь могут быть сразу две цели. Первая – это противостояние федеральному ритейлу, а вторая – за счёт объединённых закупочных мощностей снижение уровня цен на продукцию для магазинов всей тройки учредителей. Ольга Наумова очень хорошо знает «вторую сторону медали». Она знает сильные и слабые стороны федеральных ритейлеров и понимает, как им можно противостоять».

Олег Ермишкин
Соучредитель УК «Душевный сервис» и генеральный директор АО «Былина» Олег Ермишкин  считает, что Ольга Наумова знает сильные и слабые стороны федеральных ритейлеров и понимает, как им можно противостоять. Фото Михаила Перикова

Соучредитель продуктовых сетей «Низкоцен», «Победа», «SPAR Омск» и владелец дистрибьюторских компаний в ряде сибирских регионов Виктор Шкуренко  в своей оценке пошёл ещё дальше и отметил, что, по его мнению, конечная цель «Восточного союза» состоит в том, чтобы объединиться в одну компанию и войти в десятку крупнейших ритейлеров России.

«Я думаю, что конечная цель – объединение всех трёх компаний в одно юридическое лицо и создание единой компании. В первую очередь потому, что возглавила союз Ольга Наумова – человек дорогостоящий на рынке, которого никто не стал бы звать на роль только лишь «свадебного генерала». Да и сама она не согласилась бы управлять непонятно чем. Поэтому понятно, что раз именно её позвали на должность гендиректора в этот альянс, простым созданием союза это не закончится. Думаю, что за этим последует слияние в единую компанию», – поделился своим мнением предприниматель.

Директор по региональным проектам сети коворкингов «Практик» Артем Нонка, ранее продолжительное время занимавший пост директора по маркетингу сети супермаркетов «Холидей», допустил, что идея создания «Восточного союза» могла исходить как раз от возглавившей альянс Ольги Наумовой: «Не исключаю, что инициатива создания альянса шла от Ольги, у которой могут быть идеи, которые она не внедрила в «Х5» и «Магните», а такая региональная площадка подходит лучше для их реализации».

Супермаркет Горожанка

Возможная продажа «Сибирского гиганта» — грамотный и логичный шаг, но не конец истории. Авторская колонка Олега Ермишкина

Олег Ермишкин также разделил это предположение, оттолкнувшись от личности генерального директора альянса также в вопросе его жизнеспособности и в оценке перспектив возможной экспансии: «Если моё предположение о том, что именно Ольга Наумова была инициатором создания этого объединения, окажется верным, то, скорее всего, она будет подключать к альянсу дополнительных сильных игроков. Ведь она видит на рынке достаточно крупные региональные сети, которые в сумме, в одном союзе, составляют вполне значимые по обороту сети. Если этот союз не распадётся, конечно. Потому что на моей памяти разные сети уже раза четыре объединялись и из этого ничего особенного кроме пиара не выходило».

В качестве причины возможной нежизнеспособности того или иного альянса собеседник «Континента Сибирь» указал стандартизацию внутренних процессов: «Сетям очень тяжело договариваться друг с другом. Очень тяжело внедрять единые закупочные принципы и их применять на деле. Как следствие, эффект снижения закупочных цен, ради которого как правило и создаются подобные объединения, был не особенно велик».

Но перспективы конкретно «Восточного союза» с учётом опыта его нынешнего гендиректора, Олег Ермишкин оценил, как вполне реально реализуемые: «пока таких закупочных союзов, во главе которых бы встал человек столь глубоко понимающий, как именно работает федеральная розница, я не встречал. Возможно, этот проект как раз и станет успешным».

Противостояние федеральным игрокам и возможная экспансия

Артем Нонка
Директор по региональным проектам сети коворкингов «Практик», экс-директор по маркетингу ГК «Холидей» Артем Нонка считает, что альянс вероятно ставит долгосрочной целью расширять присутствие в регионах. Фото Михаила Перикова

Артем Нонка оценил позиции «Восточного Союза» в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, как весьма прочные: «Такие серьезные сети, как «Самбери», «Слата» и «Красный Яр» имеют сильные козыри против федеральной экспансии – во-первых, логистические, во-вторых, кадровые. В родных регионах – это мощные игроки, и, вероятно, альянс ставит долгосрочной целью расширять присутствие в регионах».

С ним полностью согласился и Виктор Шкуренко, по мысли которого участники «Восточного союза» «успели накопить оборот, успели накопить опыт, своевременно интегрировались в это объединение и вполне готовы конкурировать с федеральными сетями на своей территории. У них высокая лояльность местных потребителей и эту лояльность они умело конвертируют в выручку».

Олег Ермишкин также наиболее перспективными для гипотетического дальнейшего расширения альянса посчитал «все те регионы, куда «федералы» не дошли в силу дорогой логистики. В первую очередь, конечно, весь Дальний Восток».

А вот борьбу альянса за рынок Западной Сибири бизнесмен пока считает малореальной, потому что здесь федеральные сети вопрос с логистикой и адаптацией ассортимента под местного потребителя уже решили и присутствуют достаточно прочно. Но в будущем, если «Восточный союз» сможет освоить рынок Дальнего Востока и Восточной Сибири полностью, за рынок Западной Сибири столь мощный игрок уже вполне сможет побороться.

Виктор Шкуренко согласился с этим мнением, отметив, что при такой последовательности действий «у этого союза будут огромные шансы составить конкуренцию федеральным сетям, стать ещё одним федеральным игроком», а Артем Нонка так очертил список возможных партнёров объединения: «есть ещё ряд игроков, которые, вероятно, в диалоге с собственниками. «Аникс», «Быстроном», «Апельсин», «Продсиб» и ещё с десяток сетей могут быть потенциальными  партнерами».

«Я думаю, что если у этого союза будет очевидный успех, в том числе в части снижения закупочных цен, то в этот союз захотят вступить и другие региональные сети. Возможно, даже не союз будет предлагать им вступление, а они сами будут проситься в альянс», – заключил общее мнение экспертов по этому вопросу Олег Ермишкин.

Почему ситуация на рынке благоприятна для союза?

По оценке Виктора Шкуренко, региональные сети, в том числе и в Западной Сибири, с интересом присматриваются к новому объединению: «Я думаю, что сейчас это открытая система и предложения о вступлении в альянс региональным игрокам будут поступать. Но нам нужно понять их правила. Нужно понять, какие выгоды региональные сети получат от такого вступления».

Виктор Шкуренко
Соучредитель продуктовых сетей «Низкоцен», «Победа», «SPAR Омск» и владелец дистрибьюторских компаний в ряде сибирских регионов Виктор Шкуренко  предположил, что путём создания такого союза основатели трёх сетей могут готовиться к комфортному выходу из бизнеса. Фото Михаила Перикова

И если конечной целью руководство «Восточного союза» видит создание единой компании, то это региональных ритейлеров, которые хотят продолжать развивать свой бизнес, по мысли Виктора Шкуренко, не привлечёт. «Понимаете, у нас в Сибири просто нет таких сетей, которые бы, войдя в этот альянс, смогли претендовать на более-менее хороший пакет акций. Потому что совокупный годовой оборот у этого союза уже 120 миллиардов и немного сетей найдётся в регионах, у которых оборот составит более 30 миллиардов в год, чтобы примерно на равных правах войти в объединённую компанию», – отметил собеседник «Континента Сибирь».

Восточный союз: объединение на бумаге или реальный инструмент сохранения региональных ритейлеров?

Стало известно, кому принадлежат магазины, открывающиеся на месте «Горожанок» и «Гигантов»

Вместе с тем, предприниматель предположил, что путём создания такого союза и, в перспективе, единой компании, основатели этих трёх сетей могут готовиться к комфортному выходу из бизнеса с получением на руки достойного объёма средств: «собственникам компаний, которые объединились в «Восточный союз», всем уже за пятьдесят. С оборотом в 120 миллиардов рублей его за 2-3 года легко можно ещё заметно нарастить и выйти на IPO. И это будет гораздо более цивилизованный выход из дела для основателей сетей. Впоследствии вступление в такую объединённую компанию с обменом активов на какой-то пакет акций, может привлечь и других собственников, желающих уйти на покой».

Виктор Шкуренко рассказал, что региональные продуктовые ритейлеры постоянно контактируют друг с другом, так как в тех или иных комбинациях входят в закупочные союзы и другие отраслевые объединения. Например, две из трёх сетей-основателей «Восточного союза» являются членами «Союза независимых сетей России» (Союз НСР). Но предложений о вступлении непосредственно в «Восточный союз» основанные им компании пока не получали.

Отвечая на вопрос о перспективах дистрибуции продукции «Восточного союза» или его отдельных членов в Западной Сибири, предприниматель отметил, что это может являться вопросом переговоров, но сильно зависит от географии. В частности, с настоящим составом участников и их регионов присутствия пока нет никаких пересечений: «Моя деятельность, если брать наиболее восточную точку, на сегодня заканчивается в Кемеровской области. А те сети, которые объединились, работают, начиная с Красноярского края и восточнее, до Хабаровского. Мы не пересекаемся. И я никогда не являлся поставщиком в эти сети».

Восточный союз: объединение на бумаге или реальный инструмент сохранения региональных ритейлеров?

Виктор Шкуренко: «Моя стратегия — любыми способами избежать лобовой конкуренции с «федералами»

Собеседник «Континента Сибирь» коснулся и истории взаимоотношения сетей продуктового ритейла. Он рассказал, что региональные сети периодически покупают друг друга. В частности, именно так поступал «Холидей»: «Вся экспансия «Холидея» – это покупка региональных сетей. Вся экспансия. Он скупил целых три сети в Омске, в Томске осуществлял покупки. Поэтому такой процесс консолидации на рынке сетевой розничной торговли идёт постоянно на протяжении вот уже больше десяти лет. И покупают других игроков рынка не только федеральные сети, но и крупные региональные игроки».

По мнению Виктора Шкуренко, если «Восточный союз» действительно начнёт экспансию с востока на запад страны, то в продовольственном ритейле такой тренд будет заявлен впервые. В других секторах экономики такие примеры были. В частности, наш собеседник вспомнил известную сеть магазинов электроники DNS, которая начала своё победное шествие по стране во Владивостоке, а на сегодня уже плотно присутствует в Москве и других регионах европейской части России и уже даже обогнала по выручке «М-Видео». Но в истории продуктового ритейла распространение сетей ранее всегда шло только с запада на восток.

Гастроном сети «Красный Яр»
На сегодня в сети «Красный Яр» 65 гастрономов. Фото предоставлено компанией

Общую ситуацию на рынке собеседник «Континента Сибирь» охарактеризовал именно как благоприятную для создания подобных «Восточному союзу» объединений, потому что при попытке продать бизнес федеральным сетям его учредители ощутимо теряют в деньгах.

«Сейчас бесперспективно продаваться федеральному ритейлу, потому что стоимость покупки очень низкая. Фактически федеральный ритейл покупает не вас, как сеть. Его абсолютно не интересует ни ваш бренд, ни ваша история отношений с потребителем, ни ваш топ-менеджмент. Его интересуют только ваши торговые точки. То есть они, фактически, покупают только права аренды. И если собственник региональной сети сейчас хочет выйти из игры, то лучшего способа, чем это сделали ребята с востока, не придумаешь», – отметил соучредитель «Низкоцена».

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ