Соучредитель УК «Душевный сервис», генеральный директор АО «Былина», экс-директор по продажам «Ашан Россия»

Возможная продажа «Сибирского гиганта» — грамотный и логичный шаг, но не конец истории

Супермаркет ГорожанкаНе самый успешный 2020-ый год стал катализатором интеграционных сделок на рынке ритейла и выхода в Новосибирск сильных игроков. Рынок поделят системные компании с отлаженными процессами, выстроенными закупочными процессами и понятным позиционированием. Однако это означает, что местным игрокам не будет места на этом рынке — скорее, просто изменится их роль и формат присутствия.

События вокруг «Сибирского гиганта» для меня были вполне ожидаемыми.  Как покупатель, я и сам наблюдал, что с гипермаркетами «Гиганта» происходят какие-то несистемные процессы — и с точки зрения ассортимента продукции, его наполненности, и организации работы персонала. Складывалось ощущение, что в руководстве сети чего-то ждут и не «вкладываются» в эти важные составляющие, или просто ограничивают финансирование проекта.

На мой взгляд, для основателя «Сибирского гиганта» Александра Манцурова возможная сделка по продаже томской ГК «Лама» — это грамотный и логичный шаг. При этом, это отнюдь не конец истории «Гиганта», потому что Александр Манцуров оставляет для себя возможности дальнейшего сотрудничества с «Ламой» уже в другой плоскости. Дело в том, что формат SPAR предполагает тесное партнерство с местными товаропроизводителями. В этом аспекте продукция «Садов Гиганта» безусловно скорее всего останется на полках магазинов сети. Это наиболее высокомаржинальное направление в сравнении с самим розничным бизнесом «Сибирского гиганта».

Александр Манцуров

«Сибирский гигант» может быть продан томской группе компаний «Лама»

Если говорить о томской «Ламе», то эта группа компаний мне видится очень системным игроком рынка. Я был в магазинах ГК «Лама».  У них четкий формат, понятный ассортимент, видно, на какую целевую аудиторию они работают.  При этом «Лама» ищет свою нишу, а не пытается кого-либо копировать. У них собственное позиционирование, есть маркетинг, что уже хорошо для торговой сети. Но при этом в «Ламе» не изобретают велосипед, а благодаря сотрудничеству со SPAR используют современные практики, которые сегодня есть на рынке.

Что касается «Горожанок» и SPAR, то эти два формата схожи, но голландский бренд более выверен и актуален сегодняшнему дню. Я бы даже сказал, что он немного опережает время и текущий спрос. На мой взгляд, SPAR прогрессивен в развитии — и с точки зрения каналов продаж, развития СТМ, и трендовых товаров для здорового образа жизни, продукции собственного производства. В компании комплексно и глубоко подходят к этим темам. Но это соответственно недешевые товарные группы.  Поэтому стабильный, достойный спрос на них с текущим стремительным «обеднением» населения наступит не скоро, напротив многие сместят свои закупки в гипермаркеты с низкой маржой на категории и дискаунтеры.

Из сильных сторон SPAR я бы назвал работу компании с клиентоориентированностью персонала. В ритейле это можно встретить нечасто.  В формате супермаркета сервисная составляющая важна, учитывая, что многие из нас, думаю встречали неклиентоориентированное поведение сотрудников тех или иных магазинов из среднего+ сегмента, выглядит это странно и неприемлемо. Не знаю, как у SPAR реализован контроль качества, но судя по тому, что это франшиза мирового бренда, то думаю, что эти вопросы там точно решены.

Вызов, с которым новой сети придется столкнуться — это качество сырья для собственного производства, а также контроль качества товаров на полках. Здесь я вижу определенные риски. С одной стороны, сотрудничество с местными фермерами — это хорошая модель работы, с другой стороны фермер чаще всего не способен поддерживать стабильное качество продукции при росте оборота. Культура ведения хозяйства наших фермеров пока не позволяет этого достичь. Повторюсь, речь идет не о текущем качестве продукции, а возможности сохранить его при большом росте. А в SPAR уделяют большое внимание качеству продукта на полках, поэтому возможен ли здесь компромисс, будет решать сама сеть.

Эксперт в сфере ритейла ОЛЕГ ЕРМИШКИН
Проиграет ли покупатель из-за федерализации новосибирского рынка продуктового ритейла?

Ребрендинг «Горожанок» в SPAR в случае успешного осуществления сделки на мой взгляд оправдан, и его точно надо делать. Да, пока «Горожанка» — достаточно известный бренд для Новосибирска в отличие от SPAR.  Но впечатление о бренде у населения будет зависеть от первого посещения магазина. Если оно окажется положительным, то сеть хорошо сработала и завоевала этого клиента. И не важно, под каким брендом он получит тот ассортимент и то качество, которое ему заявляется. То есть в основном это вопрос проработки запуска — то, что относится к компетенциям менеджмента. Первое впечатление есть шанс создать один раз, потом клиент либо остается, либо долго ходит в другие места, коих предостаточно в продуктах сейчас. Учитывая, что «Лама» уже давно развивает сеть SPAR в родном Томске, думаю, у них отработаны технологии запуска, и есть все шансы избежать ошибок в Новосибирске.

Если говорить о рынке в целом и присутствии на нем местных сетей, то получается, что с учетом сделки по «Сибирскому гиганту» в Новосибирске почти не останется локальных игроков. «Холидей», находится в банкротстве, «Универсамы удачных покупок» и «Лидеры экономии» закрылись. На рынке продолжает работать новосибирская сеть «Быстроном». Но если она не будет развиваться, и не будет расти ее закупочная мощь, то ей тоже будет очень непросто конкурировать с федеральными игроками. Это же касается и SPAR – текущий объем их закупок не сопоставим с «Лентой», «Пятерочкой» или «Магнитом», они не могут с ними тягаться в этой сфере. Но с другой стороны, в ритейле большую роль играет расположение магазинов. У того же «Быстронома» хорошие локации, и это будет играть в их пользу. Как и в случае со SPAR.

В целом процессы вытеснения федеральными ритейлерами местных являются закономерными, и к этому уже давно существуют предпосылки. Как я ранее и говорил в интервью «Континенту Сибирь», рынок поделят системные игроки с отлаженными процессами, выстроенными закупочными процессами и понятным позиционированием. Так и происходит. Любая сеть, которая четко не отвечает на такие вопросы, рано или поздно сталкивается с тем, что ее показатели рентабельности не позволяют ей нормально конкурировать на рынке. Тем не менее, все зависит от ниши, формата и выбранной модели развития. Так что  на рынке ритейла в будущем вполне могут остаться и новосибирские компании, а рост конкуренции позволить им стать более сильными и эффективными.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ