Локдаун давно закончился, но меры поддержки бизнеса сворачивать пока рано, тем более что продолжают реализовываться многие отложенные в 2020 году проекты вроде внедрения онлайн-касс. Уполномоченный по защите прав предпринимателей по Новосибирской области НИКОЛАЙ МАМУЛАТ в интервью «Континенту Сибирь» подвел итоги карантинного года, рассказал о том, как «переболевший» новосибирский бизнес чувствует себя сегодня и какие методы лечения можно использовать в дальнейшем.
— Николай Егорович, в двух словах — как пандемия изменила деловую среду Новосибирской области?
— Я не стану повторять, что 2020 год был непростым и так далее — это говорили уже, наверное, все. Но этот год закончился, и мы видим, что бизнес постепенно приходит в себя. Опираясь на данные ФНС, можно отметить, что после полугодового снижения количества малых и средних предприятий в регионе в сентябре начался постепенный рост. И сегодня мы уже близки к докризисным показателям.
Подводя итоги года, мы много опрашивали предпринимательское сообщество — рост по сравнению с 2019 годом показали больше 13% новосибирских компаний; стабильная работа на докризисных оборотах еще у 14%; практически у каждой пятой компании объем выручки снизился не более чем на 30%; оставшиеся 52% предпринимателей «похудели» более чем на треть. Необходимо отметить, что наши показатели оптимистичнее общероссийских. В Новосибирской области год без потерь закончили 27% малых предприятий, а среднероссийский показатель вдвое меньше – 13%.
Если мы заглянем в Единый реестр МСП, то увидим, что до наступления всех ограничений в Новосибирской области в январе 2020 года было 145 тысяч малых предприятий. В самой «яме», которая пришлась на август, осталось 137 тысяч. В начале этого года — 140 тысяч, и каждый месяц регистрируется около тысячи новых субъектов. Если этот тренд сохранится, возвращения на докарантинный уровень можно ожидать уже летом.
Кроме того, у нас появилось более 33 тысяч самозанятых граждан, причем, по данным налоговой, большинство зарегистрировались впервые. Это говорит о возвращении предпринимательской активности, а также легализации своей деятельности. Такая форма налогообложения в регионе достаточно востребована, и институт уполномоченных по защите прав предпринимателей не зря настоял на том, чтобы специальный налоговый режим пилотировался в том числе и у нас.
— Представители власти считают, что экономика восстанавливается, поэтому в 2021 году многие «ковидные» госпрограммы поддержки бизнеса, как монетарные, так и нет, были свернуты. Насколько это решение оправданно, стоит ли, по вашему мнению, какие-то программы сохранять или возобновлять?
— Если подводить итоги года в вопросе господдержки малого предпринимательства, то по данным опросов, проведенных институтом бизнес-омбудсмена, около половины респондентов в нашем регионе смогли воспользоваться теми или иными видами помощи. Самый большой интерес представляли налоговые отсрочки, продление сроков уплаты страховых взносов, льготные кредиты, в том числе на сохранение трудового коллектива, под 2% годовых. Для некоторых предприятий, в первую очередь, относящихся к таким направлениям, как туризм, гостиницы, рестораны все это оказалось не просто полезной помощью, а вопросом выживаемости, когда работали жесткие ограничения, выручка упала до нуля, а расходы, сами понимаете, никуда не делись.
В данный момент часть предпринимателей находится на перепутье, многие стараются восстановить свой бизнес. К сожалению, есть те, кто ушел, но, несомненно, появляются и те, кто открывает новое дело.
С начала года около трети новосибирских компаний отмечает сохранение уровня прошлого года, а около 6% — рост даже по сравнению с 2019 годом. Стабильную работу на докризисных оборотах — 9%. Постепенное восстановление потерь 2020 года — 16%, эти предприятия можно охарактеризовать как «выздоравливающие». Примерно треть компаний пока еще чувствует себя неуверенно, идет дальнейшее снижение оборотов. Более 6% предпринимателей оценивают свое положение как «близкое к закрытию» — настолько их ситуация сложна.
Поэтому страницу с «антиковидной» помощью бизнесу, я считаю, закрывать пока рано. Нужно дать бизнесу время немного окрепнуть, потверже встать на ноги. Здесь, как и после болезни, сразу после вируса вызванные им проблемы не исчезнут, они были, есть и будут. И очень полезным было бы сохранить такое «лечение» как минимум до 2022 года.
— Каковы на текущий момент основные запросы от предпринимательского сообщества к государству?
— Самые большие трудности среди новосибирских компаний на сегодня — снижение спроса, выплата зарплаты (и сопутствующих ей налогов), кризис неплатежей по уже отгруженным товарам и оказанным услугам, невозможность платить налог на имущество или платежи по договору аренды и невозможность бесперебойного снабжения производства или торговли материалами и товарами.
Мы спрашивали по этому поводу самих предпринимателей. Вот какая помощь, по их мнению, сегодня наиболее актуальна: снижение налоговой нагрузки или новая налоговая реструктуризация; различные общеэкономические меры по стимулированию спроса; новые льготные кредиты или реструктуризация. Ну и, само собой, никаких новых локдаунов.
В постпандемический период основная задача — обеспечить качественный рост и возвращение предпринимательской активности на докризисный период, выход из стагнации малого и среднего бизнеса, наиболее пострадавшего от ограничений.
По моему мнению необходимо совершенствовать налоговую политику, возвращаться к стратегиям по развитию бизнеса. Поддержка на постпандемийный период должна быть направлена на снижение административной и финансовой нагрузки. Сегодня мы стараемся работать на опережение по наиболее актуальным для предпринимателей направлениям.
Здесь очень важное значение имеет сотрудничество с Законодательным cобранием Новосибирской области. Наши инициативы и обращения находят отклик у Председателя регионального парламента Андрея Шимкива. Мы находимся в постоянном взаимодействии с комитетом по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности, многие вопросы были успешно разрешены или разрешаются – это налоговый вычет, продление налоговых каникул, расширение условий патентной системы налогообложения, выработка предложений по изменению законодательства о банкротстве, а также законодательства о госзакупках.
Также по запросу предпринимателей существенно увеличилась интенсивность просветительского и консультационного направления нашей деятельности. При том, что количество обращений предпринимателей в аппарат Уполномоченного выросло в три раза. Стали выстраиваться новые форматы коммуникаций.
Еще хотелось бы отметить, что в карантинном году выявилось много вопросов по ведению хозяйственной деятельности, которые очень важны для организации бизнеса. К сожалению, некоторые предприниматели ими пренебрегали. Необходимо уделять должное внимание правовым аспектам, грамотно оформлять документы, чтобы в случае негативных явлений не остаться за бортом господдержки, как это получилось с ОКВЭДами в период пандемии. Вот, кстати, еще один красноречивый результат: предприниматели поняли, что им самим выгоднее легализоваться, чем работать в серую.
Возможно, надо посмотреть на свое дело под другим углом, свежим взглядом в новых реалиях. Наметить стратегический план: как развиваться дальше. Для минимизации рисков бизнес должен иметь запас прочности.
Даже после пандемии проблемы не исчезнут, они были, есть и будут. Это жизнь. Предпринимательская деятельность – это серьезный и ответственный труд, в том числе связанный с рисками. В настоящее время в регионе создана широкая инфраструктура бесплатной информационной и консультационной поддержки для предпринимателей, и эти возможности необходимо использовать.
— По каким актуальным для бизнеса вопросам работа активно продолжается в 2021 году?
— Во-первых, это, безусловно, вопрос, связанный с маркировкой. К сожалению, пробелы в этой сфере пока есть, и их немало. Прежде всего — в отсутствии информации. Обращений к нам по этой теме действительно поступает очень много. Мы принимаем участие в заседаниях рабочих групп и штабов по внедрению маркировки при Минпромторге на федеральном и региональном уровне, где озвучиваем вопросы и замечания предпринимателей, чтобы информировать бизнес о ходе внедрения.
Что нужно бизнесу от государства в условиях пандемии коронавируса?
Во-вторых, по вопросам правоотношений в области интеллектуальной собственности. Прежде всего, речь о собственных торговых марках (СТМ). Предприниматели, производящие товар под СТМ крупных ретейлеров, зачастую становятся заложниками ситуаций, когда права на эти марки передаются другим лицам, которые начинают требовать с предпринимателей многомиллионные выплаты. Наглядный пример — компания «Холидей», но теоретически это может коснуться каждого поставщика крупных торговых сетей.
В-третьих, это размещение и функционирование нестационарных торговых объектов. Нами ведется работа над нормативными актами. Недавно мы приняли участие в проведении публичных консультаций по проекту постановления «Об утверждении требований к внешнему облику нестационарных объектов, размещаемых на территории города Новосибирска». Изменения, которые там предлагаются, очень серьезные, поскольку затрагивают многих предпринимателей.
Есть еще одна проблема, носящая массовый характер, — демонтаж объектов, расположенных на придомовых территориях. Такие решения связаны с запретом размещения нестационарных объектов торговли, оказания услуг и общественного питания на придомовых территориях, установленным правилами благоустройства территории Новосибирска. Мной были направлены предложения мэру города выступить с инициативой об исключении указанного запрета, а также председателю Совета депутатов города о рассмотрении данного вопроса на сессии депутатов. Кроме того, было направлено письмо в Конституционный суд РФ об обеспечении необходимой определенности в данном вопросе. В результате в апреле 2021 года Конституционный суд РФ постановил, что органы местного самоуправления не могут лишать собственников земельных участков из состава придомовой территории права предоставлять их для размещения нестационарных торговых объектов.
— Важным вопросом является доведение итогов деятельности аппарата бизнес-омбусдмена до делового сообщества региона. В предпринимательской среде иногда можно встретить мнение о том, что аппарат прежде всего якобы решает точечные запросы отдельных бизнес-субъектов…
— До сих пор работу бизнес-омбудсмена часто воспринимают не совсем так. Мы не просто принимаем жалобы от отдельных владельцев ларьков и решаем их точечные запросы. Это огромная работа по взаимодействию всех со всеми, где любое перемещение можно сравнить с походом по канату над пропастью.
Так, только за 2020 год мы получили около 70 документов, касающихся предпринимательской деятельности, — и должны были дать по каждому четкую и аргументированную оценку с точки зрения бизнеса. Вынести свое решение — и, возможно, долго его отстаивать, если власти не согласятся. Мы активно работаем с общественными организациями предпринимателей, которых на самом деле многие десятки — и все регулярно обращаются к нам с предложениями. В целом, мне кажется, что работа бизнес-омбудсмена до сих пор толком не раскрыта в глазах общества. Но мы уже переходим от точечных решений по конкретным предприятиям к системным вопросам.
В мае я представляю доклад о проделанной работе, где большое внимание будет уделено этим проблемам.