Где и почему предпочитают покупать продукты жители Новосибирска

Новосибирские продуктовые ритейлеры постепенно уходят с рынка. «Холидей», «Холди», «Сибириада», «Универсамы удачных покупок», «Лидер экономии» — уже часть истории. В начале апреля стало известно, что этот список пополнят также «Горожанки», «Мегасы» и «Гиганты». В то же время, помимо федеральных игроков, в Новосибирске активно развиваются сети из соседних регионов — томские «Лама», «Ярче!», алтайская «Мария-Ра». Означает ли это, что новосибирские ритейлеры не устраивают горожан с точки зрения формата, цен и ассортимента на фоне их конкурентов? «Континент Сибирь» поговорил с рядовыми новосибирцами об их предпочтениях.

Вот уже несколько лет ритейлеры и отраслевые аналитики рассуждают о том, что федеральные торговые сети активно вытесняют с рынка местные компании. В Новосибирске экспансия федералов сопровождается и энергичным приростом региональных торговых сетей. Сегодня, по данным «2ГИС», численный перевес продовольственных магазинов федеральных сетей и региональных сетей над новосибирскими очевиден: «Пятерочка» — 187 магазинов, «Магнит» — 166, «Мария-Ра» — 239, «Ярче!» — 170, «Лента» — восемь гипермаркетов и 24 супермаркета, «МЕТРО Кэш энд Керри» — три, «Ашан» — три.

Фермер-центр.рф
«Фермер-Центр» — единственный бренд, который напоминает о сети «Холидей»

Для сравнения: новосибирские сети представлены «Быстрономом» — 13, «Бахетле» — два, «Добрянкой» — три (считая ярмарку русской кухни в МЕГЕ), также до недавнего времени было 14 «Горожанок», четыре «Мегаса» и три гипермаркета «Гигант». Как ранее писал «Континент Сибирь», основанный Александром Манцуровым торговый холдинг «Сибирский Гигант» находится в стадии сделки с томской группой компаний «Лама». Ожидается, что на месте магазинов «Сибирского Гиганта» откроются магазины под брендами SPAR, «ПервоЦен» и «Хороший выбор». 1 апреля шесть универсамов «Горожанка» уже закрылись для дальнейшего переоборудования. Магазины «Мегас», как выяснил «Континент Сибирь», перейдут на бренд EuroSPAR.

Логично предположить, что причиной может являться то, что новосибирские ритейлеры оказались неконкурентоспособными и не смогли предложить покупателям то, что им было нужно. Именно поэтому жители города могли «проголосовать рублем» за федеральных ритейлеров и сети из соседних регионов.

Где и почему предпочитают покупать продукты жители Новосибирска - Изображение

Новый собственник «Сибирского гиганта» намерен довести количество магазинов до 120

Между тем, опрос новосибирцев, как на сайте «Континента Сибирь», так и в личном общении, показал, что горожан не совсем устраивает то, что им предлагают федеральные сети, и при прочих равных они стараются отдавать предпочтение местным ритейлерам. Основной упрек федералам — скудный и неинтересный ассортимент и отсутствие деликатесов или просто «изюминки» (в виде вкусной выпечки, разнообразия молочной продукции или охлажденной рыбы), за которой хотелось бы возвращаться в магазин. В этом плане новосибирские сети и сети соседних регионов в глазах покупателей выглядят более привлекательно.

«Я забегаю в «Пятерочку» только в случае крайней нужды, так как она стоит практически у меня во дворе, купить молока или яиц. Остальной ассортимент меня не устраивает. И вообще, что может устраивать в «Пятерочке»?! Там даже хлеб невкусный», — рассказала «Континенту Сибирь» жительница Новосибирска на условиях анонимности. По ее словам, за продуктами она всегда ходила в «Мегас» и «Горожанку». «Сейчас непонятно, что с «Мегасом», и мы — в печали. В нем было приятнее находиться, чем в какой-нибудь «Ленте». Не люблю гигантские гипермаркеты, чувствую себя в них не очень комфортно. Мне кажется в Новосибирске, особенно в жилых микрорайонах, радикально не хватает таких форматов, как «Горожанка». Учитывая, что и «Горожанку» перекупили, не знаю, куда будем ходить за продуктами. Если не устраивает «Пятерочка» — а она меня не устраивает, — то непонятно, куда пойти. В «Марию-Ра» и «Магнит» вообще не хочется заходить, в «Ярче!» — очень ограниченный специфический ассортимент», — поделилась своим мнением с изданием покупательница.

SPAR
SPAR займет площадки «Горожанок» в Новосибирске

По словам владельца и директора компании Nazarov & Partners Александра Назарова, он не ходит в магазины сетей «Пятерочка» и «Магнит». Чаще всего за продуктами его семья ездит в «Бахетле» и «Добрянку». «Супермаркет «Бахетле» расположен территориально близко, и нас полностью устраивает качество и ассортимент продуктов, а также большой выбор готовых блюд. В «Добрянке» ассортимент скромнее, но это и другой формат. Я протестировал недавно открывшийся магазин международной сети SPAR. Чего-то особенного я в этом магазине не увидел, разве что обратил внимание на неплохой выбор рыбы горячего копчения. Но в целом мои ожидания не оправдались, я предполагал что-то более интересное, честно говоря. Специально ездить за продуктами, как мы ездим в «Бахетле» на Нарымской, думаю, не буду», — рассказал «Континенту Сибирь» Александр Назаров.

Где и почему предпочитают покупать продукты жители Новосибирска - Картинка

«Быстроном» рассчитывает забрать себе лояльную аудиторию «Сибирского Гиганта»

Президент «Сибирской гильдии шеф-поваров», директор компании «Атланта-Сервис» Наталия Пятых в беседе с нашим изданием вспомнила, что долгое время ее семья предпочитала делать покупки в «Мегасе». «Однако в последнее время ассортимент там стал бедным, и мы перестали ходить, — отметила Наталия Пятых. — «Пятерочка» и «Магнит» есть около дома. Но там мне не нравится выбор продуктов. В последнее время чаще всего мы покупаем их в «Быстрономе». У них отличная выпечка, вкусный хлеб и качественная готовая еда. В «Ярче!» я заезжаю раза два в неделю, потому что именно там продается печенье, которое любит мой ребенок. В других сетях его не всегда можно найти. Еще покупаю там шоколад. Охлажденную рыбу берем либо в оптовой компании, либо в METRO. У других она не того качества. Там же приобретаю два-три вида заморозки для быстрого приготовления. За мясом мы ездим в фермерские магазины. «Лента» нам совсем не по пути, поэтому ее не посещаем. Но точно знаю, что мои коллеги и знакомые покупают продукты в «Ленте». Когда открылся SPAR, естественно, там побывала. И отметила для себя несколько моментов, которые отличают его от других новосибирских магазинов, с профессиональной точки зрения (с потребительской пока оценить трудно, для этого там надо чаще бывать). Например, готовую еду они продают не в одноразовых пластиковых контейнерах, а по европейским правилам герметично запаивают. Это другой уровень, такая упаковка чуть дороже, но она позволяет сохранить качество. Обратила внимание на интересный ассортимент продуктов без ГМО и для правильного питания. А также отметила, что там, помимо кассиров, есть кассы самообслуживания», — рассказала Наталия Пятых.

Где и почему предпочитают покупать продукты жители Новосибирска - Фото

Стало известно, какие именно «Горожанки» откроются в Новосибирске под брендом SPAR, а какие под вывеской «Хороший выбор»

О сети «Мегас» упомянули почти все собеседники «Континента «Сибирь». И все отмечали, что в последнее время эти супермаркеты сильно сдали свои позиции. Так, руководитель департамента аналитики коммуникационного агентства PR-GR Сергей Спицын рассказал, что «ковровые» покупки он делал в «Мегасе». «Там было много продуктов, особенно импортных, которых не найти в других магазинах. Если хотелось чего-то вкусного, импортных деликатесов, например, то направлялся в «Мегас». Но в последнее время это стало не актуальным. С «Мегасом» можно было сравнить «Универсам» на Ленина. Но он проигрывал по ценам. Сейчас я отдаю предпочтение «Быстроному», здесь хороший выбор алкоголя, фруктов и овощей. В «Ярче!» привлекает, что «КДВ» («КДВ групп» — основатель проекта «Ярче!». — «КС») смогла наладить производство собственных товаров по всем направлениям. Это уже не только снеки и кондитерские изделия. Теперь они делают мясо, колбасы, чай и с овощами работают. Линейка развивается. Для меня отличительная черта магазина — наличие собственной торговой марки, когда магазин делает свою продукцию, которая выгодно отличается по цене и при этом сохраняет качество. От «Ярче!» ты не ждешь чего-то изысканного, но уверен в качестве», — рассказал Сергей Спицын. Он также добавил, что мясо и молочную продукцию предпочитает брать в фермерских магазинах. От похода в «Ленту» останавливает отсутствие личного автотранспорта — с тяжелыми пакетами ехать на общественном неудобно. В «Пятерочку» и «Магнит», которые также есть рядом с его домом, ходит крайне редко.

Среди негативных отзывов о «Пятерочке» встретились и вполне лояльные. Президент общественной организации усыновителей «День аиста» Ксения Егорова отметила, что все продукты покупает в супермаркете «Продсиб» (бердская продовольственная компания. — «КС»), так как он ближе всего к ее дому, и ассортимент там ее устраивает. В то же время, по ее словам, ей нравится «Пятерочка». Ксения Егорова назвала два фактора, которые влияют на ее лояльность сети. Первый — магазины участвуют в благотворительных акциях и позиционируют себя как убежище для женщин, пострадавших от домашнего насилия. «К ним могут обратиться женщины за защитой. Я это знаю, потому что там работают наши волонтеры», — рассказала собеседница издания. Второй плюс — это лупы на стойках с товарами, с помощью которых всегда можно прочитать мелкий текст на упаковке. «Подобная забота о покупателях очень трогательна», — отметила Ксения Егорова.

продуктовый магазин
Для горожан имеет значение не столько бренд магазина, сколько ассортимент, цены и сервис

«Континенту Сибирь» также удалось поговорить с покупательницей, которая чаще всего посещает магазин «Мария-Ра». Профессиональный коуч и бизнес-тренер, автор книги «Коучинг для счастья» Виктория Ионова рассказала, что последние несколько лет ее семья покупает продукты в «Марии Ра», потому что это самый близкий магазин к их дому. «Этот магазин считается не самым продвинутым. Но я вижу, как он развивается. У них постоянно появляются новые позиции, например, для правильного рациона. Так как я стараюсь придерживаться здорового питания, для меня это актуально. В «Марии Ра», кому-то это покажется удивительным, можно встретить, например, зеленую гречку и другие продукты. Еще рядом с нами работает концептуальный магазин «Сибирское подворье», туда мы ходим специально за мясом, свежей рыбой и молочкой. В «Ярче!» иногда заглядываем за вкусным хлебом. Порой, если мы едем куда-то на выходные, то можем заехать в «Мегас» или «Бахетле». Там ассортимент шире, и можно найти что-то вкусное», — рассказала Виктория Ионова.

Виктор Шкуренко

Чего ожидать от нового собственника «Сибирского гиганта», и что произойдет с магазинами сети?

Собеседница «Континента Сибирь» отметила, что за последнее время изменились их потребительские привычки: «Раньше у нас была регулярная история — заехать раз в неделю в «Ленту» и купить продукты. Сейчас крупных закупок не делаем, ходим в магазин каждый день или через день. Может быть, это осталось после локдауна в пандемию, когда поход в магазин был поводом выйти из дома».

Таким образом, есть основания считать, что сложившаяся ситуация с уходом с рынка новосибирских ритейлеров по большей степени связана с экономической составляющей проектов и особенностями их бизнес-моделей. Ведь при прочих равных условиях жители Новосибирска были бы вполне готовы сделать выбор в пользу локальных сетей.


Для участия в голосовании нужна авторизация.

В каких магазинах вы предпочитаете делать покупки?

  • Быстроном (33%)
  • Мария-Ра (13%)
  • Ярче! (13%)
  • Мегас (7%)
  • SPAR (7%)
  • Лента (7%)
  • Магнит (7%)
  • Пятерочка (7%)
  • Горожанка (7%)
  • Монетка (0%)
  • Универсам (0%)
  • Магазин у дома (0%)
  • Гигант (0%)
  • METRO Cash & Carry (0%)
  • Ашан (0%)
  • Добрянка (0%)
  • О’Кей (0%)
  • Светофор/Маяк (0%)
  • Бахетле (0%)
  • Другое (указать в комментариях) (0%)
Загрузка ... Загрузка ...
Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ