Чего ожидать от нового собственника «Сибирского гиганта», и что произойдет с магазинами сети?

В деловых кругах региона продолжает обсуждаться сделка по продаже торгового холдинга «Сибирский гигант» Александра Манцурова томской группе компаний «Лама». Несмотря на то, что участники процесса по-прежнему не комментируют ситуацию, информация о предстоящих изменениях появляется в поле зрения игроков рынка. Насколько целесообразен ребрендинг «Гигантов» и «Горожанок», почему в Красноярске и Иркутске SPAR ранее ушел с рынка, и не повторит ли в будущем сама «Лама» судьбу «Сибирского гиганта»?

Своим видением ситуации с «Континентом Сибирь» поделился ВИКТОР ШКУРЕНКО. Он развивает магазины SPAR в Омской области и некоторое время назад рассматривал возможность открытия универсамов под этим брендом в Новосибирске. Кроме того, Виктор Шкуренко является руководителем сети продуктовых дискаунтеров «Низкоцен», которые также работают в Новосибирской области, совладельцем омской сети магазинов «Победа». Кроме того, за последние годы он приобрел несколько дистрибьюторских компаний, среди которых ТД «АБК – Новая Сибирь» (Новосибирск), «Салют» (Томск), а также развивает собственный торговый дом Шкуренко. Помимо розничного и дистрибьюторского направления у него также есть девелоперский бизнес. Кроме того, Виктор Шкуренко является инвестором сибирской сети кофеен Skurarov Coffee, которая готовит к открытию четвертую кофейню в Новосибирске.

— Виктор, в Новосибирске еще не закончились процессы по банкротству двух крупных региональных ритейлеров — основанного Николаем Скороходовым «Холидея» и сетей «Универсамы удачных покупок», «Лидер экономии» братьев Насоленко.  В условиях неопределенности по «Сибирскому гиганту» трактовка происходящих с холдингом событий разнилась. Одни участники рынка считали, что речь об уходе «Сибирского гиганта» с рынка по аналогии с упомянутыми ритейлерами. Другие, напротив, оценивали ситуацию позитивнее и связывали события только с тем, что происходит сделка с «Ламой». А какой трактовки придерживаетесь вы как ритейлер и дистрибьютор?

— Безусловно, если положение дел внутри холдинга было бы стабильным, то может быть, у его собственника и не возникло желания продать бизнес. Я всегда считал «Сибирский гигант» сильным и финансово устойчивым игроком рынка. В предшествующие годы ситуация с холдингом была совсем не похожа на то, что происходило в свое время с «Холидеем», который был очень сильно закредитован. Поэтому я был удивлен событиям, которые стали происходить с «Сибирским гигантом» в прошлом году.

Для участников рынка розничной торговли очень критично испытывать дефицит денежных средств. Мне сложно предугадать, с чем это могло бы быть связано. В широком смысле это стратегические ошибки собственника, неправильная финансовая стратегия. Возможно, были вложения в непрофильные активы. Но в любом случае нужно было обеспечивать финансовую стабильность. Чудес здесь не бывает.

Супермаркет Горожанка

Возможная продажа «Сибирского гиганта» — грамотный и логичный шаг, но не конец истории. Мнение Олега Ермишкина, бывшего директора по продажам «Ашан Россия» и совладельца ГК «Домоцентр»

В то же время для «Сибирского гиганта» сделка с «Ламой» — это удачный и хороший выход из бизнеса. «Холидей» не успел это сделать, а «Гигант» смог. Поэтому можно только аплодировать собственнику и команде холдинга, что было вовремя принято такое решение. Если есть понимание, что своими силами бизнес в текущих условиях не получается вывести на приемлемые показатели, то вполне логично выйти из него. Тем более, еще и с доходом для себя, уступив игроку, который в состоянии его поддержать, заодно еще и увеличив выручку с объектов. Для «Ламы» в свою очередь это тоже выгодная сделка и хороший выход в Новосибирск. Томская компания могла бы развиваться в городе эволюционным путем, открывая медленно магазин за магазином, но она это сделала через покупку действующего игрока — это сэкономило ей время.

— Тем не менее, если мы говорим про SPAR, то с 2015 года сеть вынужденно ушла из Красноярска, Иркутска и Кемерово. В каждом из этих городов у компании были разные партнеры, то есть ситуацию нельзя объяснить проблемами одной организации. Получается, что формат все же не прижился в отдельных городах Сибири?

— Нужно понимать, что SPAR — это не франшиза, а кооператив. Вы просто используете бренд, технологии, ассортимент. Это определенная философия. Из SPAR уходят не потому, что бренд плохой, а потому что им неправильно управляют.  В основном проблемы бывают с наличием задолженности. Если вы перестаете рассчитываться с поставщиками, то срок жизни вашего бизнеса — до 3 лет. Нет денег — нет бизнеса. И это те грабли, на которые наступали отдельные компании.

— В то же время получается, что новосибирский продуктовый ритейл как раз попал в эту ситуацию и оказался неконкурентоспособным — закрылись магазины «Холидей», «Холди», «Сибириада», «Универсамы удачных покупок», «Лидер экономии». Все это были новосибирские бренды. В то же время «Лама», как и «Ярче!» — томская компания, «Мария-Ра» — алтайская. Можно ли сделать вывод, что компании из соседних регионов Сибири оказались более конкурентоспособными с точки зрения и формата, и бизнес-модели? 

— Я думаю, география здесь не причем. Важно, не где, а как. Если вы допускаете  стратегические просчеты, то можете покинуть рынок как в Новосибирске, так в Омске или Красноярске. А если вы сильный игрок, то можете тиражировать свой опыт в разных регионах.

— То есть вы верите в перспективы SPAR в Новосибирске?
— Да, я более чем уверен, что SPAR будет востребован в Новосибирске. На фоне «Добрянки» и «Бахетле», которые работают в высоком ценовом сегменте, SPAR доступнее, он будет конкурировать за массового покупателя. Это правильное решение с точки зрения позиционирования — люди со временем привыкнут к SPAR, как когда-то привыкли к «Магниту». Решение открывать SPAR на месте «Горожанок» тоже логично, так как форматы схожи, это один сегмент. Но в то же время SPAR посовременнее «Горожанки», он морально не устарел. Ценовая политика, думаю, тоже не претерпит существенных изменений. Поэтому я верю в перспективы SPAR в Новосибирске. Работой наших магазинов в Омске я доволен.

— В середине апреля ГК «Лама» разместила на сайтах поиска работы объявления о найме персонала в Новосибирске, из которых следует, что гипермаркет «Гигант» на Мочищенском шоссе будет работать не под брендом INTERSPAR, а под вывеской «Первоцен». Кроме того, не подтвердилась информация о том, что все «Горожанки» сменят вывеску на SPAR. По факту из объявлений следует, что как минимум сразу три универсама будут работать под брендом «Хороший выбор». Насколько на ваш взгляд, целесообразен вывод на рынок этих брендов вместо того, чтобы перевести все магазины под бренды семейства SPAR?

Супермаркет, универсам

Стало известно, под какими брендами заработают «Гигант» и «Горожанка» после закрытия в Новосибирске

— Если речь идет о гипермаркете большой площади, то вполне логично, что речь не об INTERSPAR, а о другом формате. Я не вижу в этом ничего плохого. Но надо понимать, что с перечисленными брендами «Ламе» будет сложнее работать в низком ценовом сегменте. Это отнюдь не «голубой океан» с точки зрения розничной торговли. Там высокая конкуренция, на рынке присутствуют и «Маяк», и «Светофор», и «Доброцен».  При этом, у «Ламы» нет опыта работы в формате жесткого дискаунтера. И если в случае со SPAR я мог бы быть уверен, что компания это реализует качественно и эффективно, то с другими брендами вопрос открыт. Надо понимать, что они хотят доносить до покупателя, и как это реализовывать на практике.

— На ваш взгляд, запуск «Ламой» брендов «Первоцен» и «Хороший выбор» более оправдан в сравнении с ситуацией, когда магазины оставались бы под вывесками «Гигант» и «Горожанка»?  Все-таки у этих брендов уже есть сложившийся уровень известности в Новосибирске.

— Я понимаю ваши сомнения, но название бренда — выбор собственника и команды. У каждого бренда есть своя миссия — то, что вкладывается в него. Если «Лама» не видит себя в формате «Горожанки», то компании проще придумать другое название и работать в дальнейшем с ним.

— Коммерческий директор новосибирской сети «Быстроном» Тимофей Герасько в комментарии нашему изданию говорил, что примерно половина покупателей не знают название магазина, в который они ходят. Им не важно, речь о SPAR, «Горожанке» или другом бренде, и это по его мнению нормально. Согласны ли вы с такой оценкой?

—  Не совсем согласен. Да, действительно дело не в самом названии, а в том, что за ним стоит. Люди приходят в магазин определенной концепции. То, что предлагает ритейлер, играет очень важную роль. Покупатель видит разницу между SPAR, «Горожанкой» и «Светофором». Каждый из этих форматов генерирует совершенно разные покупательские потоки. Поэтому смена бренда в том числе означает появление новых категорий клиентов, которые раньше возможно не обращали внимание на эту торговую точку.  Да, конечно, если у вас рядом с домом магазин, то возможно вы будете его посещать в независимости от того, идет ли речь о «Пятерочке», «Горожанке» или SPAR, но это уже вопрос локации, а не самого бренда.

— По оценкам  ГК «ФИНАМ» ориентировочный диапазон стоимости «Сибирского гиганта» может составлять 0,7 млрд руб. – 2 млрд руб. Как вы считаете, эта оценка близка к реальности?

— Мне очень сложно посчитать, я не обладаю информацией об количестве магазинов, их площадей и обороте. Поэтому эту оценку не готов прокомментировать.

— Согласно имеющейся информации от участников рынка, «Сибирский гигант»  продает «Ламе» операционный бизнес, но при этом объекты недвижимости могут остаться за прежним собственником — Александром Манцуровым. Таким образом, «Лама» будет выступать арендатором, что означает более низкую цену входа для нее. Учредитель «Сибирского гиганта» при этом может получать доход с недвижимости. Насколько такая схема распространена в ритейле? 

— Подобные сделки нельзя назвать редкостью для рынка. Есть розничный бизнес, а есть бизнес по сдаче в аренду недвижимости. Мы, ритейлеры, часто связываем два этих направления, но даже в рамках одной компании им занимаются разные департаменты. У нас, например, есть департамент недвижимости, который по сути получает аренду от нашего же департамента, который курирует операционную деятельность, и это нормально.

сеть Горожанка

В мэрии Новосибирска подтвердили продажу торгового холдинга «Сибирский гигант»

Сейчас права аренды являются объектом продажи. Если вы ведете бизнес на собственных площадях, то можете продать право аренды другому оператору. В этой ситуации вы закрываете свой магазин, получаете от арендатора компенсацию и в дальнейшем имеете пассивный доход. На практике этих денег нередко хватает даже на покрытие убытков по закрытию. Для нового арендатора это тоже удобная схема, потому что он садится уже на сформированный трафик. Ведь именно трафик при такой схеме по сути и покупается.

В случае с «Ламой», я думаю, в дальнейшем возможен вариант выкупа недвижимости этой группой компаний. Ей нужно время поработать в Новосибирске, убедиться, что она имеет хороший трафик, достигает намеченных показателей. Тогда в будущем «Лама» сможет выкупить площади. Думаю, такой вариант развития событий вполне вероятен.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ