«Компания года / Персона года — 2023». Ритейл: предложить рынку новый проверенный формат

2023-ий год стал менее «шоковым» для сферы ритейла, чем 2022-ой. В этой ситуации многие участники рынка не только активно открывали новые магазины, но и расширяли географию присутствия, как например группа Х5 с форматом «Чижик» и уральская сеть «Жизньмарт».

«Компания года»

За последние годы инфоповоды вокруг региональных торговых сетей все чаще сводились к обсуждению возможности их продажи. Примеры экспансии сибирских ритейлеров в другие регионы были гораздо более редкими за исключением, пожалуй, томской сети «Лама», которая в 2021 году запустилась в Новосибирск.

В 2023 году в Сибирь выходили не только федеральные игроки, но и компании из других регионов.  Речь в частности об уральской сети «Жизньмарт». В уходящем году в Новосибирске было открыто 8 магазинов под этим брендом, но это только начало. Ранее торговая сеть говорила о планах запустить в Новосибирске  более 37 магазинов большого формата и 40 мини-формата. Также сеть объявляла о планах по выходу в 2024 году в Красноярск. Таким образом, речь идет о полномасштабной экспансии в Сибири.

Среди критериев выбора «Компании года» по версии «Континента Сибирь» — наиболее динамичные темпы развития, сопровождаемые ощутимым укреплением позиций компании на рынке, наиболее высокий прирост финансовых показателей: прибыли, выручки, оборота, наиболее заметная маркетинговая политика на рынке, активное экспансионное развитие в течение года, результативная управленческая политика, приведшая к заметным для рынка результатам, и т. д.

Основным критерием выбора «Персоны года» является заметный личный вклад в достижение результатов компании. Основой для анализа является имеющаяся в распоряжении «КС» статистика независимых агентств по соответствующим рынкам, данные финансовой отчетности компаний, а также события, происходившие с организацией за год и нашедшие отражение на страницах издания и бизнес-портала.

«Жизньмарт» сложно отнести к классическому ритейлу. Во-первых, исходя из ассортимента. В магазинах «у дома» преобладает готовая еда под собственной торговой маркой, и сложно встретить обычные товары, которые есть в сетевом ритейле. Во-вторых, потому что в супермаркетах можно не только купить продукты, но и выпить кофе, а также съесть десерт или поработать с ноутбуком. То есть компания не ограничивает себя обычным форматом торговли, а представляет собой смесь разных форматов при минимальных площадях. Это обеспечивает отстройку «Жизньмарта» от других продуктовых сетей.

Основатель «Жизньмарта» Иван Зайченко. Фото с личной страницы во VK

Формат становится еще понятнее, если изучить историю его появления. Так, в сферу ритейла основатель «Жизньмарта» Иван Зайченко пришел из ресторанного бизнеса. Отсюда, вероятно, и появилась идея совмещения уютного кафе и продуктового магазина с готовой едой. Другим немаловажным фактором является то, что «Жизньмарт» открывает магазины в Сибири по франшизе. Таким образом, масштабная экспансия осуществляется за счет инвестиций франчайзи, среди которых есть как действующие партнеры по УРФО, так и новосибирские бизнесмены. Сама по себе идея франчайзинга в сфере ритейла не нова – такую схему использует и «Фермер-Центр», и «Калина-Малина», и в том числе «Пятерочка». Однако именно в случае «Жизньмарта» наблюдается значительный прирост магазинов по франшизе, при том, что компания готова брать в свою сеть партнеров, ранее не имевших опыта в этом бизнесе.

Участники рынка по-разному отнеслись к появлению «Жизньмарта». Многие вообще не восприняли его приход на рынок, отмечая, что речь идет о другом сегменте. Отдельные участники рынка усомнились в том, что покупатели поверят тому, что «Жизньмарт» предоставляет «один товар в каждой категории, но лучший», посмотрев на состав отдельных продуктов. Тем не менее, участники рынка солидарны с тем, что «Жизньмарт» внес разнообразие на рынок, предоставив новый и современный формат. Насколько он приживется в Сибири, покажет время. Сооснователь, директор по франчайзингу и HR «Жизньмарта» Ксения Лысенко отметила «Континенту Сибирь», что на текущий момент результаты компании в Новосибирске соответствуют планам, которые первоначально были намечены.  Таким образом, «Компанией года-2023» в сфере ритейла Сибири становится «Жизньмарт».

«Персона года»

Одним из самых ожидаемых событий на рынке ритейла Сибири в 2023 году был выход в Новосибирск возглавляемой Ильей Якубсоном сети дискаунтеров «Чижик» группы Х5.  Дискуссии об этом формате начались в профессиональном сообщества как только появилась первая информация о том, что эта сеть будет открывать магазины по всей России. В ходе круглого стола, который проводил «Континент Сибирь» в 2022 году, ритейлеры спорили о том, можно ли считать формат «Чижика» настоящим дискаунтером, насколько конкурентоспособным он окажется на фоне более жестких дискаунтеров (как, например, «Светофор»), а также «мягких дискаунтеров» (как, например, «Да»).

Активные дискуссии продолжились и после выхода «Чижика».  Генеральный директор «Фермер-Центр франчайзинг» Илья Сухарев говорил, что 20 октября 2023 года определенно станет днем начала изменения рынка ритейла Новосибирска, как громко это бы ни звучало. Посетив один из «Чижиков», он отметил, что «этот магазин в день открытия сделал 1800 чеков и выручку 1 150 000 руб. Представьте, какую долю рынка оттянет на себя «Чижик» после открытия планируемых 40 объектов».  Совладелец сетей «Низкоцен», Победа», «Дарим вкус», «SPAR Омск» Виктор Шкуренко, напротив, уверен, что экспансия «Чижика» не приведет к переделу рынка и вытеснению с него красноярского «Светофора», который является примером «жесткого дискаунтера», торгующего товарами с палет, как 20 лет назад. По его мнению, на сегодня это удобная, понятная, внятная модель для потребителя, и у «Светофора» все хорошо с выручкой.  «Если через 5 лет «Чижик» обгонит «Светофор» по оборотам, то с меня бутылка хорошего коньяка», — отметил Виктор Шкуренко на форуме «Дни ритейла», обращаясь к генеральному директору «Х5 Восточная Сибирь» Ярославу Шиллеру. Последний также верит в перспективы «Чижика», но при этом уже 9 лет развивает в Иркутской области формат «софт-дискаунтера» «Хлеб-Соль».

СЕО «Чижика» Илья Якубсон. Фото группы Х5

В независимости от того, чей прогноз окажется точнее, появление «Чижика» в Сибири в любом случае вызвало движение на рынке дискаунтеров. Таким образом, руководитель «Чижика» Илья Якубсон становится «Персоной года-2023» в сфере ритейла СФО.

Приз зрительских симпатий

Одновременно с выбором «Компании года» «Континент Сибирь» проводил голосование на своем сайте. Первое место заняла региональная торговая сеть «Бегемаг», которая в уходящем году в том числе вывела на рынок Кузбасса бренд SPAR.

Кто из ритейлеров продуктов питания, на ваш взгляд, в наибольшей степени достоин быть «Компанией года-2023»?

  • «Бегемаг» (38%)
  • «ЛАМА» (SPAR, «Хороший Выбор», «Первоцен») (20%)
  • Калина-Малина (19%)
  • «Лента» (включая «Монетку») (10%)
  • «Ашан» (4%)
  • «Ярче!» (3%)
  • «Бахетле» и «Добрянка» (2%)
  • «Жизньмарт» (1%)
  • Х5 («Пятерочка», «Чижик») (1%)
  • «Быстроном» (1%)
  • «Магнит» (включая магазины «Моя цена» (1%)
  • Другая компания (указать в комментариях) (0%)
  • Metro Cash&Carry (включая «Фасоль») (0%)
  • «Мария-Ра» (0%)
  • «Светофор» (включая «Маяк») (0%)
  • «Командор» (включая «Хороший») (0%)
  • «Фермер-Центр» (0%)
  • «Окей» (0%)
  • ТД Шкуренко («Низкоцен», «Победа») (0%)
  • «Красный Яр» (включая «Батон») (0%)
  • «Слата» (включая «ХлебСоль») (0%)
  • «Аникс» (0%)
  • «Продсиб» (0%)
Загрузка ... Загрузка ...

«Компания года» в сфере ритейла — 2023 — «Жизньмарт».

«Персона года» в сфере ритейла — 2023 — Илья Якубсон.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ