Телекоммуникационный рекорд: расширение охвата 4G-сетей в селах Новосибирской области как импульс для развития региона

Если жители Новосибирска уже давно воспринимают стабильный доступ к высокоскоростному интернету как некую данность, в районах области сохраняется потенциал с точки зрения роста уровня проникновения связи. Цифровизация малых сел осуществляется совместными усилиями государства и частного бизнеса. Каких успехов Новосибирская область достигла в этом вопросе, какую роль в этом сыграли операторы связи, и что это дало населению и бизнесу ─ в материале «Континента Сибирь».

Сегодня практически каждый человек, даже не погруженный в сферу телекома, знаком или слышал что-либо о стандарте 4G, технологии LTE или цифровых звонках, которые вошли в практику как в бизнесе, так и в быту. Именно беспроводные решения стали основным направлением развития цифровых технологий по причине их мобильности и универсальности, которые стали особенно важны в пандемийные времена, когда сформировался тренд на миграцию городского населения в пригороды и малые населенные пункты. И после пандемии их актуальность, как оказалось, ничуть не убавилась.

Фото пресс-службы «МегаФона»

«Драйвером развития беспроводной сети служат сами люди, а именно их определенная концентрация на тех или иных территориях, – говорит директор «МегаФона» в Сибири Денис Трофимчук. – Последние несколько лет основное развитие сетей направлено на пригород, коттеджные поселки, дачные общества и развитие сетей в районах области. А в 2020 году этот тренд усилился еще больше. Людям полюбилась загородная жизнь, поэтому многие и после окончания пандемии продолжили жить и работать удаленно, находясь вне города. Как следствие такого явления для телеком-оператора – неизбежное увеличение нагрузки на сотовую сеть, которая изначально была спроектирована с учетом совсем иных потребностей».

Директор «МегаФона» в Сибири Денис Трофимчук. Фото пресс-службы «МегаФона»

По его словам, прогнозирование и картирование мест, где в будущем может потребоваться увеличение емкости и площади покрытия сети проводится регулярно. Например, в этом году «МегаФон» отдал особый приоритет Бердску, второму по численности населения городу Новосибирской области, где мобильная активность возрастает год от года. Только за последние два года интернет-трафик здесь вырос более чем в полтора раза, поэтому оператор до конца года планирует провести улучшения на сети еще на 10 объектах связи.

Сельчане быстро привыкли к хорошей связи

Федеральная программа по устранению цифрового неравенства между городом и селом, а также ее региональные дополнения, действуют уже не первый год. Помимо основного оператора, который сосредоточил свое внимание на широкополосном доступе к проводному интернету, в программе участвовали и другие компании, задачей которых было обеспечить населенные пункты численностью 250–500 человек мобильной связью стандарта 4G/LTE.

Проект в рамках госпрограммы «Цифровая трансформация Новосибирской области»помог поставить села на «цифровые рельсы». Итогом стало строительство базовых станций в 17 малочисленных населенных пунктах региона. Поселения, в каждом из которых живет от 200 до 500 человек, расположены в 13 районах Новосибирской области и ранее из-за небольшой численности населения, географических особенностей или удаленности, развитие сотовой связи здесь было сильно затруднено.

Самое малочисленное село, которое «засветилось» на цифровой карте области – Юрки Чановского района, в нем живут всего 250 человек. Одно из самых крупных – Локтенок Краснозерского района, здесь качественной мобильной сети ждали около 480 жителей. Ближе всех к областному центру расположились поселок Горный Мошковского района (который, напомним, является территорией опережающего развития) и село Ключевая Венгеровского района. Оба поселения расположены в пределах стокилометровой зоны вокруг Новосибирска. Последним подключили к сети оператора село Устюжанино Ордынского района, расположенное в 150 километров от Новосибирска.

Фото пресс-службы «МегаФона»

Устюжанинский сельсовет – самое большое сельское поселение в Ордынском районе, в состав которого входит сразу три населенных пункта. «До недавнего времени здесь существовало две большие проблемы – связь и дороги, – говорит глава сельсовета Константин Козляев. – В этом году «МегаФон» построил вышки сотовой связи в Пушкарево и Устюжанино, благодаря чему первой проблемы для нас больше не существует. Новые базовые станции обеспечивают широкое покрытие, за счет чего даже в соседнем селе Средний Алеус почувствовали улучшение связи. Самое главное, что звонить по телефону или выходить в интернет теперь можно из любого уголка в доме. Раньше, чтобы сделать это, нужно было найти место, где сигнал наиболее сильный. Порой приходилось забираться на подоконник или становиться на стол. Теперь все изменилось. Сельчане быстро привыкли к хорошей связи и задаются вопросом: а в погребе ловить будет?»

Фото пресс-службы «МегаФона»

Помимо того, что жители Устюжанского сельсовета теперь открыли для себя «цифровой мир», Константин Козляев отметил, что цифровизация помогла жителям трех сел вернуться в социально-информационную среду Новосибирской области. «В нашем сельсовете в большинстве домов показывает только алтайское телевидение, мы уже привыкли, однако хочется быть в курсе новостей Новосибирска и области. Теперь, с появлением надежного сигнала в смартфонах, всю необходимую информацию можно найти в интернете», – говорит он.

Диапазон частот, используемый «МегаФоном» в селах, закрывает сразу два стандарта связи: 2G для дальности голосовой связи и 4G для высокоскоростной передачи данных. «Для каждого села был подготовлен индивидуальный проект, учитывающий ландшафт и особенности застройки, чтобы охватить максимальную территорию качественной связью – комментирует руководитель технического отдела Новосибирского регионального отделения «МегаФона» Андрей Борисенков. – Частоты, в которых работают телеком-объекты, отличается повышенной дальностью распространения и хорошо проникает внутрь помещений, обеспечивая наиболее широкое покрытие».

Руководитель технического отдела Новосибирского регионального отделения «МегаФона» Андрей Борисенков. Фото пресс-службы «МегаФона»

Также, в рамках федерального проекта по устранению цифрового неравенства в России, «МегаФон» в 2023 году обеспечил связью 84 населённых пункта Новосибирской области. Работы осуществлялись на готовой инфраструктуре «Ростелекома», основного проводного оператора, участвующего в программе УЦН.

Если смотреть исключительно на экономическую рентабельность цифровизации отдаленных и малонаселенных районов, этот проект относится все-таки скорее к социальным, чем к экономическим. Тем не менее, такое сотрудничество может служить фундаментом для новых проектов, поскольку удаленные места становятся «ближе», когда у них появляется надежная связь. И, как результат, на карте области становится все меньше белых пятен.

«Железо» – есть

После того, как в 2022 году крупные производители телеком-оборудования стали заявлять о прекращении работы с Россией, встал вопрос о том, как будут продолжаться программы по устранению мобильного неравенства.

Глава министерства цифрового развития и связи Новосибирской области Сергей Цукарь назвал текущий год рекордным по числу подключенных к высокоскоростному интернету малых сел. «В этом году в рамках федеральных и региональных проектов мы построили 76 вышек сотовой связи, это рекордное количество. Услуги сотовой связи стали доступны для 16 100 жителей малых сел. Также средства областного бюджета направлялись на строительство распределительных волоконно-оптических линий связи до каждого дома. В результате реализации данного проекта доступ к высокоскоростному интернету получили жители 281 домохозяйства в 12 населенных пунктах региона», – отметил Сергей Цукарь. Его комментарий приводит пресс-служба министерства.

Министр цифрового развития и связи Новосибирской области Сергей Цукарь. Фото пресс-службы министерства цифрового развития и связи региона

Также в 2023 году на портале «Госуслуги» прошло голосование по всем регионам, где граждане сами могли выбрать поселения для участия в «Цифровой трансформации» на следующий год. Голосование уже завершилось, и окончательные его результаты планируется обнародовать 18 декабря. На 1 декабря в тройку лидеров вошли поселок Шипуновский в Сузунском районе, село Зятьковка Ленинского сельсовета Купинского района и село Шубкино Тогучинского района. А всего, по словам Сергея Цукаря, будет отобрано не менее тридцати населенных пунктов.

Но хватит ли операторам «железа» для того, чтобы «закрыть» их все?

«Запас оборудования и комплектующих важен для предоставления качественного сервиса абонентам, поэтому мы работаем над расширением сети поставщиков. С 2022 года мы активно тестируем различные типы сетевого оборудования как иностранного, так и отечественного производства, – отвечает Андрей Борисенков. – Например, в прошлом году мы подписали форвардный контракт с российской ИТ-компанией  Yadro на поставку отечественных базовых станций. В следующем году должны быть согласованы все технические детали по 4G оборудованию».

Фото пресс-службы «МегаФона»

Он подчеркнул, что компания, участвующая в программах по типу УЦН всегда предварительно убеждается в том, что все необходимое оборудование не просто «будет», а оно уже есть. Именно это и позволяет «МегаФону» развиваться планомерно, расширяя и улучшая зону своего покрытия.

Запросы бизнеса

В условиях, когда экономическая ситуация меняется практически постоянно, компаниям для работы требуются такие же гибкие инструменты, какими на сегодняшний день являются цифровые услуги. Поэтому, если коснуться запросов современного бизнеса от оператора связи, можно отметить, что «фундаментом» из базового подключения сегодня набор услуг не ограничивается: корпоративный абонент нуждается в экосистеме, окружающей его со всех сторон. И тот оператор, который готов создавать и развивать эту экосистему, обращает на себя внимание партнера в первую очередь.

Сегодня среди наиболее значимых трендов в беспроводной цифровой связи можно выделить освоение технологии 5G, облачные и периферийные вычисления, интернет вещей (IoT), узкополосный интернет вещей (NB IoT) и ряд других. Если сфокусироваться именно на запросах корпоративных клиентов, сюда можно добавить аналитику и обработку больших данных, кибербезопасность, цифровую рекламу и маркетинг, а также средства электронной коммерции.

Фото пресс-службы «МегаФона»

«Одна из самых актуальных задач для компаний любого уровня – поиск и привлечение клиентской базы, – говорит Денис Трофимчук. – Многие предприниматели Сибири и Новосибирской области активно используют для этого таргетированные СМС-рассылки, например, решение «МегаФон Таргет». Сервис позволяет выбрать получателей рекламного предложения на основе широкой базы критериев, в том числе по географии, сферам интересов, полу, возрасту и даже привлечь клиентов, которые интересовались услугами конкурентов. С учетом того, как «цифра» проникает во все сферы нашей жизни, очень актуальным становится и вопрос кибербезопасности. Растет количество атак на IT-инфраструктуру, целью злоумышленников может быть остановка работы ресурса, срыв значимого мероприятия, похищение важных данных, что может привести к большим финансовым и репутационным потерям. Сейчас в экосистеме продуктов и услуг «МегаФона» порядка десяти программных и аппаратных комплексов, которые эффективно противодействуют киберпреступникам».

Он также отметил еще один общероссийский тренд, как глобальное импортозамещение программных продуктов, в котором участвует также и «МегаФон». И на эти программы и облачные сервисы есть спрос во всех сегментах российской деловой среды. В 2023 году оператор первым на рынке предложил своим корпоративным клиентам решение по кроссоблачному переносу ИT‑сервиса, что упростило процессы миграции в том числе с физических серверов и зарубежных облачных платформ. Технологии, на базе которых построено решение, поддерживают операционные системы Windows и Linux.

И, наконец, еще один тренд, который считают достаточно перспективным как пользователи, так и поставщики цифровых услуг – это искусственный интеллект. Новые сценарии автоматизации и применения искусственного интеллекта для ускорения взаимодействия с клиентами совершенствуются непрерывно. Самый простой пример – голосовые боты, принимающие заявки, которые уже не всегда можно отличить от живого человека. В скором будущем новые модели ИИ, скорее всего, будут использоваться для того, чтобы быстро искать информацию, создавать голосовых и текстовых помощников, помогающих в решении бытовых вопросов или сервисных запросов.

Пятое поколение – когда?

Сеть 5G, разговоры о которой в телеком-среде ведутся уже далеко не первый год, не ограничивается сменой частот и ускорением передачи сигнала. Это еще и смена стандарта работы, оптимальное распределение имеющихся ресурсов – все это дает возможность надстраивать на сеть 5G абсолютно новые проекты, связанные с интернет вещей, беспилотным транспортом, видеонаблюдением, видеоаналитикой и так далее.

Фото пресс-службы «МегаФона»

«Мы открыли пилотную зону 5G в Новосибирской области в 2022 году, разместив ее в самых популярных общественных местах Новосибирска, – вспоминает Денис Трофимчук. –Оборудование 5G Ready поддерживает все действующие в настоящее время стандарты связи. Благодаря такой подготовке сети, в будущем станет возможным оперативно запустить стандарт 5G для всех абонентов оператора».

И, что примечательно, участки, где пользователи могли попробовать связь самого последнего стандарта, не ограничились одним Новосибирском. Как показали данные самого оператора, опция pre-5G чаще всего подключалась в Карасуке и Болотном.

В дальнейшем «МегаФон» планирует продолжать работу в этом направлении, поэтому по итогам 2024 года в Новосибирской области вероятно можно ожидать новых телекоммуниционных рекордов.

ПАО «МегаФон»
Megafon.ru
Реклама

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ