Смогли ли китайские марки завоевать сибирский авторынок в 2022 году?

По данным «Автостат Инфо», за 1 полугодие 2022 года в СФО было зарегистрировано на 56,9% меньше новых легковых автомобилей, чем годом ранее.  Такие темпы падения в целом соответствуют общероссийским. Сами местные дилеры пока преимущественно выстраиваются в очередь за китайскими брендами, увидев в них для себя перспективы с точки зрения выживания. Однако смогли ли марки из Поднебесной вырваться вперед, и в чью пользу по факту перераспределился рынок – в материале «Континента Сибирь».

Каковы итоги 1 полугодия 2022 года на авторынке СФО?

По информации агентства «Автостат Инфо», по итогам 1 полугодия 2022 года в СФО было зарегистрировано 22,7 тысяч новых автомобилей (-56,9%). Меньше всего с точки зрения сокращения продаж новых автомобилей пострадала республика Алтай (-38,6%). А вот в республике Тыва (-62,4%), Томской области (-59,6%) и Новосибирской области (-59%) объем регистраций упал наиболее драматично. Примечательна ситуация по Новосибирской области, которая в этом году в объемах уступила и Кузбассу, и Красноярскому краю.

Эксперты расходятся в дальнейших прогнозах относительно итоговых результатов 2022 года. Наиболее оптимистичный дают в «Технологиях доверия» (до ребрендинга — российское подразделение PriceWaterHouseCoopers), считая, что общероссийские продажи могут сократиться на величину от 28% (1,1 млн) до 50% (760 тыс.). В случае с Сибирью речь может идти о регистрациях 71 тыс. и 49 тыс. автомобилей соответственно. Основатель Gruzdev Analize Александр Груздев и генеральный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков ориентируются на цифру в 600 тысяч машин по России (падение 60-64%), то есть 39 тысячах новых автомобилей по СФО. Пессимичный прогноз «Автостата» при этом опирается на 505 тысяч новых машин по России, то есть 33 тысячи по СФО.

итоги 1 полугодия 2022 года на авторынке 6Среди факторов, определяющих дальнейшую динамику авторынка, по мнению Сергея Целикова, будет ситуация со спецоперацией, ситуация с санкциями, динамика стоимости нефти и курса рубля, покупательская способность населения, динамика цен на автомобили, доступность кредитов, наличие стимулирующих госпрограмм, ситуация с производством и импортом.

Что касается возможностей параллельного импорта, то эксперты пока не склонны считать его влияние значимым. Пока на его долю, по данным руководителя группы развития ГК “ТТС” (официальный дилер 19 автомобильных марок в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске и других городах России) Александра Усольцева, приходится лишь 10% от общего объема продаж. При этом, речь зачастую идет о «серых схемах», по которым на текущем этапе не готовы работать крупные дилеры. Однако участники рынка продолжают активно исследовать имеющиеся возможности для поставок автомобилей. По данным источников «Континента Сибирь», один из региональных салонов уже ввозил пилотную партию автомобилей Mitsubishi из Казахстана.

CHERY

Что ждет сибирских автодилеров в новых экономических реалиях, и кто останется на рынке? Итоги круглого стола «Континента Сибирь»

На сегодня каждый из дилеров выбирает свой путь по адаптации к изменениям. Кто-то стремится срочно заменить отдельные европейские бренды китайскими, как например, «АГАТ» в Красноярске. Кто-то пытается переключить на себя клиентов из соседних регионов с помощью специальных акций, как например «Первая Автоколонна» с Geely в Иркутске. Кто-то активно занимается комиссионным направлением, как, например, «Альбион Моторс» в Новосибирске. Кто-то усиленными темпами развивает сервис, в том числе делая упор на корпоративные автопарки. Кто-то, как «СТС-Автомобили» обращает свой взор на китайские бренды квадроциклов.

И, конечно, трендом для рынка стала оптимизация, о чем в том числе говорилось в ходе круглого стола, который проводил в мае «Континент Сибирь». «Наш рецепт в текущей ситуации – это переход к схеме дилерского центра с множеством небольших шоу-румов и общим сервисом. И, конечно, диверсификация — как портфеля брендов, так и источников дохода», – отметил «Континентом Сибирь» руководитель одного из региональных мультибрендовых дилеров. В дальнейшем, по прогнозам участников рынка, такого рода оптимизация будет только набирать обороты.

Первая десятка

С учетом новостей об активной экспансии китайских брендов в Сибири на фоне приостановки поставок автомобилей европейских марок логично предложить наличие на рынке значительных изменений.  Однако по факту результаты первого полугодия не стали неожиданными, и кардинальной смены расстановки сил пока не произошло.

итоги 1 полугодия 2022 года на авторынке 1Первое место по количеству регистраций, как и ранее, удержал за собой «АвтоВАЗ», следом за которым расположились корейские бренды KIA и Hyundai.  Несмотря на официально объявленное решение об уходе с российского рынка, французская марка Renault благодаря складским запасам смогла удержаться в ТОП-5 по Сибири. Отстояла позиции и японская Toyota, замыкающая «первую пятерку».

EXEED VX

Инновации, комфорт и надежность: официальный дилер EXEED открылся в Красноярске

Китайская компания CHERY, ставшая главным ньюсмейкером первого полугодия, за год поднялась с 10-ой на 6-ую позицию. В отдельных регионах СФО результаты марки еще более впечатляющие – так, в Иркутской области марка попала в топ-3, несмотря на наличие в регионе единственного официального дилера, а по июню и вообще заняла 1 место.  Дальнейшему укреплению позиций CHERY в Сибири поспособствует состоявшийся запуск в 1 полугодии четвертого партнера в Новосибирске, назначение сразу двух новых дилеров в Красноярске, и появление летом второго представителя в Кемерове.  Таким образом, можно ожидать, что в целом по Сибири по итогам года CHERY окончательно закрепится в ТОП-5. Но это при условии отсутствия проблем с поставками из Китая, поскольку на сегодня автомобили этой марки не производятся в России.  И здесь также есть факторы риска –  не стоит забывать, что ранее со ссылкой на таможню фигурировала информация о том, что в мае 2022 года импорт китайских автомобилей в РФ упал в 2,6 раза.

Следом за CHERY в рейтинге расположился японский бренд Nissan, за которым следует еще одна китайская марка – HAVAL, автомобили которой производятся на заводе в Тульской области. Замыкают ТОП-10 чешская Skoda и немецкий Volkswagen, ранее располагавшийся на 6-ой позиции.

итоги 1 полугодия 2022 года на авторынке 3

итоги 1 полугодия 2022 года на авторынке 4итоги 1 полугодия 2022 года на авторынке 5Что касается наиболее популярных на рынке моделей, то и здесь обошлось без существенных изменений — в тройку попали Hyundai Creta, LADA Vesta и KIA Rio.

Смогли ли китайские марки завоевать сибирский авторынок в 2022 году? - ФотоЛидеры и аутсайдеры по темпам падения

Лидерами по темпам падения регистраций в 1 полугодии стали Lexus (-84%), Land Rover (-77%), Volkswagen (-76%), BMW (-76,4%), Mercedes-Benz (-66%). Наименьшие темпы падения показали Mitsubishi (-7,5%), отметившая 30-летие своего присутствия в России, и CHERY (-11,9%).  Также можно выделить корейскую премиальную марку Genesis (+28,6%), которую можно считать главным бенефициаром приостановки продаж европейских и японских премиум-брендов.  Неожиданным результатом полугодия стал и значительный рост регистраций электромобилей TESLA.

Ситуация в премиум-сегменте

По итогам 1 полугодия объемы регистраций новых автомобилей премиум- и люкс-брендов в Сибири упали наиболее драматично – на 72,3%.  И проблема здесь даже не только в приостановке продаж европейских и японских премиальных марок, но и в санкциях, которые предусматривают прекращение поставок автомобилей из Японии и Европы стоимостью выше 50 тысяч евро, даже если те или иные марки примут решение остаться на местном рынке.

итоги 1 полугодия 2022 года на авторынке 2Тем не менее, пока по итогам 1 полугодия на первом месте оказался Mercedes-Benz, поднявшийся за год с третьей строчки. Наибольшой вклад в результат внес Новосибирск, где у марки сразу двое официальных дилеров, один из которых, к слову, также не оказался в стороне от «китайского тренда» и стал дилером квадроциклов из Поднебесной. Следом за Mercedes-Benz расположился другой немецкий бренд BMW, позиции которого особенно сильны в Красноярском крае и Омской области. При этом, бывший лидер рейтинга — японский Lexus – показал наиболее высокие темпы падения и теперь лишь замыкает топ-3.  Это впрочем не помешало Lexus RX стать самым популярным автомобилем в премиум-сегменте, однако остальные модели марки опустились в «турнирной таблице» ниже, отдав пальму первенства моделям Mercedes-Benz и BMW.

Следом за Lexus в рейтинге идут Audi и Land Rover. Примечательно, что в 1 полугодии сразу трое сибирских официальных дилеров британской марки взяли дилерство китайского бренда EXEED. Салоны в Красноярске, Новосибирске и Барнауле открылись на площадках бывших полнофункциональных дилерских центров Jaguar  Land Rover. Сам EXEED, кстати, по количеству регистраций уже обогнал  Land Rover, но пока уступил Lexus, BMW и Mercedes-Benz.

итоги 1 полугодия 2022 года на авторынке 8Тем не менее, несмотря на общую рыночную ситуацию, среди люкс-брендов в 1 полугодии своих покупателей в Сибири нашли 1 внедорожник Rolls-Royce Cullinan, 1 седан Aurus Senat, 2 седана Bentley Continental и внедорожник Bentley Bentayga, а также 2 кроссовера Lamborghini Urus.


Оставляйте заявку на вступление в нашу специализированную Whatsapp-группу автодилерского бизнеса Сибири, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в этой отрасли.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту [email protected] или через нашу группу в ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ