Эксперт по защите брендов, патентный поверенный, совладелец компании «ИНТЕЛАЙТ»

Как не наступить на грабли из-за нарушения интеллектуальной собственности?

Количество судебных споров по защите интеллектуальной собственности в России за 2023 год увеличилось на 20%. Многие предприниматели считают, что  поскольку иностранные бренды покинули российский рынок, то можно спокойно торговать контрафактом. Но это не так. О текущей судебной практике по вопросам защиты интеллектуальной собственности в России ─ в моей авторской колонке.

По данным Судебного департамента при Верховном суде РФ только за первое полугодие 2023 года в арбитражные суды поступило более 24 тысяч дел, связанных с интеллектуальной собственностью. Из них более 9 000 – по нарушению прав на товарные знаки.

На какую сумму подают иски по защите прав на интеллектуальную собственность?

до 100 тысяч рублей – 6740 дел;

от 100 до 300 тысяч рублей – 1 842 дела;

от 300 до 500 тысяч рублей – 141 дело;

от 500 тысяч до 1 млн. рублей – 154 дела;

свыше 1 млн. рублей – 262 дела.

Исковые требования удовлетворены в размере 753 354 000 рублей – это общая сумма всех компенсаций, выплаченных правообладателям.

Однозначно наблюдаю рост исков по защите интеллектуальной собственности, особенно по защите прав на иностранные бренды. Кажется, что поскольку иностранные бренды ушли с российского рынка можно торговать контрафактом. Но это не так. Расскажу о нашем деле, которое считаю успешным кейсом для бизнеса.

Один предприниматель продавал кепки и олимпийки с принтом в виде пумы в прыжке. PUMA SE обратилась в суд для взыскания компенсации за незаконное использование товарного знака.

Суд первой инстанции полностью принял позицию истца и назначил взыскание всей заявленной компенсации в размере 170 тысяч рублей.

Мы обжаловали это судебное решение по нескольким причинам.

Ирина Бабинцева

5 распространенных ошибок при регистрации товарного знака

Во-первых, суд первой инстанции пришел к неверному выводу о наличии в действиях ответчика 8 нарушений.

Во-вторых, стоимость единицы товара незначительна по сравнению с размером взыскиваемой компенсации, так как предприниматель реализовал лишь 2 вещи с таким принтом.

В-третьих, правонарушение было совершено впервые.

После рассмотрения жалобы суд согласился с позицией ответчика и решил, что если товары индивидуализированы одним и тем же товарным знаком, то это один факт нарушения, независимо от количества проданных и (или) предлагаемых к продаже товаров.

Суд указал, что товары не конкурируют на одном и том же рынке (нарушитель реализует очевидно неоригинальные контрафактные товары спортивного престижного бренда и продает их совершенно иному классу потребителей, чем те, кто покупает подлинное изделие), а доказательств того, что правообладатель из-за контрафактных товаров напрямую теряет клиентов, готовых купить оригинальную продукцию, не было представлено.

Сама по себе известность публике товарного знака не свидетельствует о необходимости взыскания компенсации в завышенном размере. В связи с чем суд снизил размер компенсации до 20 тысяч рублей.

Нужно помнить, что иностранные компании защищают свои права в сибирском регионе.

В заключение я бы хотела дать рекомендацию предпринимателям для минимизации негативных последствий незаконного использования чужих брендов.

Проверьте бренд перед использованием.

Задайте себе и юристу по товарным знакам вопросы:

— не зарегистрирован ли товарный знак в России?

— на чье имя зарегистрирован бренд?

— судится ли владелец бренда по нарушению своих прав?

Есть тренд на регистрацию неизвестных китайских товарных знаков на имя российских предпринимателей. После регистрации владелец бренда начинает предъявлять претензии другим предпринимателям, которые ввозили аналогичный товар из Китая.

Если компания активно подает иски, то высок риск привлечения вас к ответственности по нарушению прав на товарный знак.

Если вы все же получили иск по нарушению чужих прав, есть все шансы на снижение компенсации до 10 000 рублей.

Для минимизации рисков и последствий рекомендую обратиться к юристу, который имеет опыт в делах по нарушению прав на товарные знаки.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ