В этом году мы в ITConstruct решили провести ремонт своего новосибирского офиса. К моменту публикации этого текста мы уже прошли почти все стадии этого непростого процесса. В том числе — когда первоначальные пожелания или суровая реальность «на земле» входят в противоречие с изначальной концепцией проекта. В колонке я бы хотел поделиться нашим опытом при ремонте «без сметы». Возможно, опыт будет полезен и другим компаниям, которые задумываются о том, как провести ремонт своего офиса, но при этом по возможности не наступать на очевидные «грабли».
Справка. ITConstruct – ИТ-компания, основанная в 2005 году в Новосибирске. Она занимается внедрением CRM и разработкой сайтов, являясь одним из крупнейших участников рынка в своей нише. Компания работает по всей России, основной офис расположен в Новосибирске. Также у компании есть офисы в Москве и Владивостоке.
О нас
В Новосибирске у нас работает порядка 35 человек, и наш офис – это три помещения общей площадью примерно 200 кв.м, в здании 2007 года постройки недалеко от метро Студенческая. Эти офисы находятся в собственности.
Мы купили наши помещения в 2015 году и при заезде сделали небольшой косметический ремонт. И, в общем-то, так и жили. Признаюсь, что вопрос ремонта меня не сильно беспокоил. Но, статус ИТ-компании, определенные ожидания сотрудников и клиентов, неоптимальность зонирования внутри помещений плюс общая «усталость» текущего состояния офисов сподвигли меня начать ремонт.
Выбор дизайнера и работа над дизайн-проектом
Чтобы не попасть в ловушку «давайте сделаем также, только посвежее», мы решили обратиться к профессиональным дизайнерам. Я спросил рекомендаций в чате «ОПОРЫ РОССИИ» и у моей знакомой Ларисы Валовой. Она — владелица салона интерьерных решений Cassini и активно работает с дизайнерами.
В итоге мы поговорили с тремя дизайнерами. Одна из команд уклончиво отказалась от работы с нами – мы не попадали в их ценовой сегмент. В итоге мы выбрали Любовь Разуванову, она обладала опытом дизайна офисов, и нам понравился ее прагматичный подход и к ценообразованию, и к подбору решений.
Далее руководители отделов написали свои пожелания и требования к результату. Например, отделу производства требовалось наличие нескольких «стажёрских» рабочих мест, которые предназначались для проходящих у нас обучение студентов. Отделу маркетинга нужны удобные шкафы для хранения промо-продукции и различного оборудования для работы на выставках и конференциях. Также важным моментом стала переделка переговорной – её необходимо было усилить звукоизоляцией и забрендировать. Плюс, мы зонировали пространство и переделали площади комнат, чтобы работа «более шумных» отделов не мешала менее шумным.
Помимо моментов зонирования, задачей дизайнера было реализовать общую визуальную концепцию офисов и внести элементы брендирования.
Далее мы выбрали варианты стиля, в котором будет сделан ремонт, и дизайнер отрисовала план и, после нескольких итераций, визуальный образ офисов.
Вообще, для обычного бизнеса в работе с дизайнером – не важно, дизайн офиса ли это или дизайн сайта – непременно наступит момент, когда ваши пожелания или суровая реальность «на земле» войдут в противоречие с изначальной концепцией проекта. И здесь умение слышать друг друга, где-то уступить, быть внимательным к мелочам и понимать, почему заказчик хочет именно так, является очень важной рабочей чертой дизайнера. Нужно сразу держать в голове данный момент. У нас, конечно же, возникли такие моменты, и пришли к хорошему решению. Где-то мы согласились с предложением дизайнера, а где-то были приняты наши пожелания.
Плюсом было то, что дизайнер предложила ряд моментов по экономии затрат на проектирование – например, из трёх офисов мы полностью визуализировали только два, а один сделали уже по аналогии, и т.д.
Ремонтная бригада и процесс
Затем мы приступили к собственно ремонту. У многих дизайнеров есть «свои» прорабы, но у нас уже были проверенные люди – я делал с ними достройку и ремонт дачи. Обсудили проект, ребята обозначили примерные сроки, скептически покачали головой на мои ожидания от стоимости и, ударив по рукам, мы приступили к работам. Их компания, ООО «Небосвод», выступила в роли генподрядчика, и взяли на себя все вопросы закупки материалов. Это упростило бухгалтерскую отчётность. Также я выдал корпоративную карту прорабу, для покупок всякой мелочи.
Сразу скажу, что мы пошли не совсем по классической схеме. Мы работали без общей сметы на проект, а в половине случаев – и без сметы на конкретный этап. Такая схема работы называется T&M – time & material, оплата за время и за материалы. Мы сами часто так работаем по нашим услугам – внедрению CRM и разработке и поддержке сайтов, и это нормальная и привычная схема для нас. Главное, соблюдать два момента: работать с порядочным подрядчиком и внутри компании выделить сотрудника, который ставит и контролирует те задачи, которые будет выполнять подрядчик.
У нас за ремонт отвечала офис-менеджер. Поскольку это потребовало дополнительного рабочего времени, ответственности, а также периодического выхода в нерабочее время, мы договорились о доплате и о возможности взять отгул за выход и контроль строителей, например, в субботу.
Работа сотрудников в процессе ремонта
Нам повезло. Мы в целом можем работать удалённо, плюс у нас компания занимает три помещения. Поэтому мы сначала приступили к ремонту одного помещения, сотрудники из которого «уплотнили» другие отделы, а затем, переехав в отремонтированный офис, «поменялись местами». Также, в процессе ремонта у нас изменился и план, и объём работ: на старте ремонта у нас было два помещения в собственности, и одно в аренде – мы планировали в арендованном сделать только косметический ремонт, а в собственных офисах – капитальный. Но летом наши соседи предложили купить у них помещение, и, после покупки, у нас уже в трёх помещениях стал капитальный ремонт, а от арендованного офиса мы отказались.
Однако, такие «пересадки» сотрудников с места на место всё равно не очень положительно сказываются на эмоциональном фоне, и, конечно, люди устают.
Стоимость проекта и подводные камни
В связи с работой по схеме T&M мы не фиксировали бюджет. Конечно, у меня в голове была цифра, которую я хотел потратить, но не получилось. Причин для этого несколько. Во-первых, цифра была просто взята с потолка из серии «я хочу потратить столько, потому что у меня есть столько денег». По сути, я просто огласил комфортный для меня бюджет. Без какого-либо составления сметы.
Как владельцу бизнеса не утонуть в строительных процессах при открытии новых объектов?
Возможно, мы бы и уложились в начальные ожидания, если бы не столкнулись с рядом незапланированных затрат. Например:
- Изначально у нас было только два помещения под капитальный ремонт и одно под косметический. В процессе ремонта мы купили еще одно помещение и заменили косметический ремонт в арендованном офисе на капитальный в новом, с ростом соответствующих затрат.
- Когда строители убрали старый линолеум, оказалось, что стяжка пола сделана безобразно. Производить на неё укладку достаточно дорогой плитки ПВХ с расчётом на то, что она будет служить 10-15 лет, было бы преступлением. Поэтому во всех трёх офисах мы выполнили еще и демонтаж старой стяжки, и заливку новой. Это добавило, как финансовых затрат, так и удлинило срок ремонта.
- Мы планировали оставить и немного обновить старый потолок, но в процессе поняли, что надо менять. Заменили всё на натяжной потолок. И освещение тоже пришлось заменить.
- В купленном офисе нам пришлось поменять окна, добавить кондиционеры и сделать ряд других доп. вложений.
- У нас добавился еще один огромный балкон – терраса, примерно на 20 кв.м. Мы его тоже отремонтировали и, надеюсь, всё-таки сбудется моя мечта сделать там летнюю зону.
- Важным (и достаточно дорогим) моментом стала полная замена мебели. Несмотря на достаточно разумный выбор материалов, сумма оказалась приличной – более 1,5 млн. рублей.
- Практически всё, что мы хотели сохранить от старого стиля (например, встроенный стенной шкаф), после детального рассмотрения оказалось либо «уставшим», либо неподходящим по стилю, либо неподходящим по размеру. Что также привело к дополнительным затратам для покупки нового.
- Как бы вы не старались, в процессе ремонта у вас будут незапланированные траты и форс-мажоры. Как к этому относиться – решайте сами, но то, что они будут – это факт. Классический случай – двери уже поставлены, а отбойников нет. Если вовремя этого не заметить, стена будет разбита ручкой.
- Отдельным моментом я бы выделил прокладку компьютерной сети. По моему опыту, бригады, выполняющие классический ремонт, не понимают и не разбираются в этой теме. Даже в терминологии они применяли термин «слаботочка», а я применял «сеть».
Изначально мы хотели проложить сеть в имевшихся у нас кабель-каналах, но нас частично убедили проложить часть кабелей внутри стен. Не знаю, что в итоге получилось бы лучше, но все протянутые кабели ребята забыли промаркировать (они отнеслись к ним как к электрическим и очень удивились, что каждая розетка имеет своё место в патч-панели) и наш системный администратор потом «прозванивал» все кабели.
Пожалуй, главным фактором, влияющим на смету, было то, что мы делали ремонт в собственных помещениях. Это означало, что я просто не мог позволить делать некачественно там, где это спустя год-два разрушилось бы и переросло в проблему. Например, у нас в изначальном плане не было демонтажа стяжки и заливки новой. Но, если бы мы этого не сделали, все дальнейшие работы были бы насмарку. Поэтому в каждом подобном форс-мажоре мы выбирали оптимальное решение.
Как заказчику и подрядчику понять друг друга при ремонте коммерческого помещения?
С окнами, например, где-то мы поменяли полностью (хотя тоже не планировали), а где-то обошлись ремонтом. И так далее.
Общими цифрами по ремонту на текущем этапе я не готов поделиться. Отмечу, что стоимость ремонта у нас получилась сильно больше, чем я рассчитывал изначально, но «выкидывать» какие-то работы я бы не стал. Всё-таки мы делали «для себя» и надолго. Также стоимость увеличило появление еще одного помещения под капитальный ремонт вместо косметического в арендованном офисе.
Я считаю, что у нас получился хороший, обновлённый вид офисов. Мы капитально отремонтировали все помещения, перестроили стены, заменили окна, потолок, кондиционеры, освещение, улучшили эргономику пространства, добавили элементы брендирования.
Нам удалось сделать новое зонирование пространства, и уменьшить уровень шума.
Новый внешний вид офисов был оценен по достоинству. К сожалению, я не могу показать в своей колонке все иллюстрации офиса — у нас почти на всех фото присутствует наш логотип, поэтому регулятор может посчитать это рекламой без маркировки. Но вы можете посмотреть фотографии в моем аккаунте в социальной сети VK.
Искренне надеюсь, что запаса (ремонта — «КС») хватит лет на 10, потому что такой большой, капитальный ремонт – это испытание и для владельца компании, и для сотрудников. И, конечно, значительные финансовые затраты. Ну а мы зато теперь можем с гордостью приглашать клиентов и партнёров к нам в офис, работать в удобных помещениях с новой мебелью и проводить вебинары в звукоизолированной и брендированной переговорной.