2020-ый год оказал значительное влияние на бизнес. Одни компании стремительно теряли свои позиции, в то же время другие, напротив, постепенно адаптировались к изменившейся ситуации, попробовали выйти в новые для себя сегменты, трансформировали свою бизнес-модель и пришли к концу года с четким пониманием дальнейшего развития. «Континент Сибирь» проиллюстрировал это на примере региональных компаний из различных отраслей экономики и тем, как они изменили свой бизнес на этот год.
Удар пандемии
Кофейни: закрыть половину точек в России
Одной из первых отраслей, которая почувствовала на себе экономическое влияние пандемии, стала сфера HoReCa. Достаточно вспомнить, что еще в апреле 2020 года самая крупная кофейная сеть в России — «Шоколадница» — объявила о готовности закрыть половину всех своих заведений в стране, а также об отказе от планов запускать новые точки в 2020-2021 годах. Это было связано с тем, что затраты на аренду кофеен стали превышать доходность бизнеса.
«Закроем ли мы часть своих точек? Да, закроем. Из 300 ресторанов сейчас потенциально в списке у нас до 140 ресторанов, которые мы закроем. То есть из 300 может остаться 160», — заявил весной 2020 года генеральный директор ГК «Шоколадница» Олег Подгорный в ходе онлайн-конференции «Идеальный шторм. Пандемия как триггер для трансформации мира, бизнеса и инноваций». В большей степени в списке на потенциальное закрытие являлись точки в торговых центрах. По факту правда «Шоколадница» не пошла на такие крайние меры, и на конец 2020 года у нее, по данным 2ГИС, в одной только Москве осталось 205 кофеен, однако общее количество заведений безусловно сократилось.
Торговые центры: терять по 100 млн в месяц
Сами торговые центры впрочем тоже столкнулись со значительными убытками из-за оттока покупателей в условиях пандемии и принудительного локдауна весной. Так, размер упущенной прибыли ТРЦ «Аура» по итогам трех месяцев ограниченного режима работы (с конца марта по конец июня) был оценен самой компанией в 300 млн рублей.
Согласно ее цифрам выручка торгового центра в указанные месяцы не превышала 8% от докризисного уровня. В убытках оказались и управляющие компании крупных торговых центров, и сами арендаторы, а также поставщики арендаторов, логистические компании, занимавшиеся доставкой товаров, производители товаров, клининговые, охранные компании, строительные подрядчики и многие другие. Однако рассчитывать на возвращение торговых центров на докризисные показатели в условиях тренда на онлайн-продажи уже не представляется возможным. Не случайно в Москве в этом году стали обсуждать возможность сноса отдельных торговых центров, не видя в этом бизнесе долгосрочных перспектив.
Трансферные услуги: продемонстрировать падение выручки в 20 раз
Среди других отраслей, которые почувствовали на себе «пандемических» эффект, стала сфера трансферных услуг, которая очень сильно завязана на зарубежных поездках. Уже в феврале в новосибирской компании iway почувствовали что-то неладное с точки зрения выручки — люди стали аннулировать предварительно заказанные трансферы в аэропортах. Сначала в Китае, потом в Италии и Франции. Все происходило на фоне усиливавшегося новостного инфопотока про бушующий в этих странах коронавирус. «На этом этапе мы решили, что будем концентрироваться на российском рынке, который составлял 50% нашего бизнеса. Да, половину рынка с точки зрения нашей компании мы таким образом временно потеряем, но Россия для нас родной регион, мы хорошо знаем аудиторию, потребности, было понятно какие сценарии использовать. Мы думали, что наши клиенты в России будут себя вести по-прежнему, не будут отменять командировки и массово отказываться от поездок, — пояснил в ходе онлайн-конференции BizSib в ноябре 2020 года сооснователь iway Дмитрий Сарайкин. — Но началась информационная атака, и примерно 10 марта мы почувствовали, что скоро все резко изменится. Ежедневно у нас обычно заказывается порядка 2 000 поездок. В начале пандемии мы видели ежедневные отмены в 200, потом в 600, потом в 1000 поездок. Вы можете представить, что может произойти с бизнесом, если ежедневно аннулировать 1000 транзакций в день при резко снижающемся потоке новых поездок и ежемесячных постоянных обязательствах компании в 17-18 млн. руб?»
По его словам, ежемесячная выручка компании упала в 20 раз. Весной 2020 года доходы iway не позволяли покрывать даже зарплату, запас прочности составлял буквально 3-4 месяца. «Если по истечении этого срока мы не начали бы получать заказы, нам пришлось бы закрыть компанию. Именно это произошло с двумя конкурирующими компаниями, работавшими по аналогичной модели», — отметил Дмитрий Сарайкин. Однако компания выжила, и во вторую волну пандемии осенью 2020 года она уже не испытывала такого драматичного падения финансовых показателей.
Новые возможности
На фоне всех негативных явлений, связанных с пандемией, интересно рассмотреть новосибирские компании, которым удалось улучшить свои позиции или найти новые сферы развития, возможности увеличения прибыли в период пандемии.
Химчистки и цифровой образ жизни
Если до 2020 года многие компании не рассматривали для себя возможности развития в онлайне, считая это долгосрочной перспективой, то в условиях пандемии это стало насущной необходимостью.
Наглядным примером перехода классического оффлайн-бизнеса на цифровые рельсы в условиях пандемии может служить новосибирская сеть Lelus de la France, объединяющую 7 химчисток, которые преимущественно находятся в торговых центрах. С учетом значительного падения трафика в них сеть стала перед дилеммой, что предпринимать дальше.
«Я стала думать, как спасти на 90% разрушенный бизнес. Были мысли продать, закрыть и подождать лучших времен. В то же время я понимала, что теперь мы будем жить в новой реальности и в ней надо как-то выживать», – рассказала «Континенту Сибирь» основатель сети Lelus de la France Ирина Хапко. — Я подумала: «А как для меня, работающей женщины, выглядят отношения с химчисткой? Приехали домой, забрали, привезли, куда сказала, почищенное. Так родилось будущее моих химчисток».
Сеть Lelus de la France запустила одноименное мобильное приложение. Приложение построено по типу Яндекс-Такси. Только клиент вызывает не автомобиль, а курьера, который заберет его вещи в химчистку, и привезет чистые туда, куда клиент сочтет нужным – домой, на работу, в аэропорт, на дачу и так далее. В мобильном приложении клиент в личном кабинете может общаться с технологом, накапливать свои личные бонусы, равные рублям, и многое другое.
Чтобы все это работало как часы, Ирине Хапко пришлось проделать огромную организационную работу, в том числе подобрать персонал, которому можно доверить ценные вещи. «В результате родился новый более мощный бизнес. Он интереснее, чем химчистки, которыми я занималась. Это наглядный пример, что даже в кризис можно найти выход», – резюмировала Ирина Хапко.
Кондитерские изделия, онлайн-курсы и поке как ответ пандемии
Несмотря на то, что в условиях пандемии особенно активно говорили о своих проблемах именно рестораторы, некоторые компании этого рынка нашли в себе силы двигаться дальше и сосредоточить свои усилия на том, что можно предпринять в новых реалиях. Примером может служить новосибирская траттория «Тесту Место» и кулинарная школа «Кухня за кулисами», основанные Яной Фоминой и Анастасией Спириной, которым по предварительным итогам 2020 года удалось улучшить свои показатели по сравнению с 2019 годом.
В условиях пандемии в компании оперативно запустили собственную доставку в дополнение к Delivery Club. Таким образом, траттория увечила зону охвата своей доставки. В порядке эксперимента в компании анонсировали и услугу приготовления блюд на дому. Предполагалось, что любой желающий может заказать то или иное блюдо из специального меню траттории, и в этом случае к нему домой придет повар заведения вместе с необходимыми продуктами, приготовив заказанное блюдо.
Впрочем, в пандемию многие люди стали предпочитать готовить дома. Причем это касалось даже тех, кто раньше предпочитал обедать в ресторанах или заказывать готовую еду домой. Запросы в поисковиках на различные онлайн-школы шеф-поваров и рецепты возросли до колоссальных размеров. «Если раньше в соцсетях выкладывали фото блюд из ресторанов, то в период самоизоляции многие постили процесс самостоятельного приготовления блюд, делились рецептами и спорили о достоинствах тех или иных ингредиентов в них», — поделилась наблюдениями с «Континентом Сибирь» Яна Фомина.
Еще до пандемии она параллельно развивала кулинарный блог и онлайн-кулинарную школу «ЯнаКурсы». Но в условиях самоизоляции интерес к ней значительно вырос, а усилия по дальнейшему продвижению дали свой результат. Сейчас у онлайн-кулинарной школы 152 тысячи подписчиков, и это направление стало одним из основных для Яны Фоминой в условия пандемии.
Важным моментом в пандемию была мотивация персонала. Когда компания продолжает развиваться, а собственники не опускают руки, то это в том числе заряжает команду на новые достижения. Именно поэтому в «Тесту Место» не только не отложили планы по развитию, но реализовали их. Речь идет о запуске отдельного направления кондитерских изделий под брендом My Cake My Love. Пока кондитерская располагается на базе траттории, однако в компании рассматривают возможность открытия отдельного заведения.
Однако самым главным событием для компании стал запуск полностью нового проекта — первой в Новосибирске покешной Poke Top. Поке — блюдо гавайской кухни, которое часто называют блюдом-конструктором, потому что все его компоненты можно сочетать в любом порядке. Основой классического поке являются рис, рыба и соус. Сегодня это блюдо распространено по всему миру и уже стало популярным в России, в частности в Москве.
Открытие ресторана состоялось 26 декабря 2020 года. Заведение расположилось в особняке на Максима Горького. В этом же здании Анастасия Спирина и Яна Фомина открыли школу танцев Latina Top. В дальнейшем планируется масштабировать оба проекта и развивать их по франшизе, что позволит построить сеть.
Новые точки, новый ассортимент и новые возможности доставки вопреки коронавирусу
Несмотря на то, что пекарням в условиях локдауна удалось избежать закрытия, ситуация в этом бизнесе была далека от устойчивой. Впервые дни апреля в Москве некоторые пекарни потеряли до 80% от выручки. Многим пришлось поменять концепцию своих брендов и переориентировать пекарни на изготовление пирогов для семейных обедов и ужинов, сделав их меньше и, соответственно, дешевле, а также добавлять в меню супы и салаты, и организовывать самостоятельную бесплатную доставку с одновременным расширением ее зон покрытия. В начале пандемии некоторые участники рынка, например, федеральная сеть «Хлебница», объявляла о закрытии в Новосибирске 5 точек. Полностью ушла с рынка местная сеть пекарен Kushnarev. В то же время некоторые региональные компании нашли в себе силы развиваться как интенсивно, так и экстенсивно. Например, основанная Елизаветой Шеховцовой сеть «Дело в хлебе» запустила 2 новые точки, в частности на Учительской и в Академгородке, в дополнение к уже существовавшим трем.
Несмотря на кризис, в компании не сократили ассортимент, а наоборот, стали печь ещё больше и ввели новинки из слоеного теста. Если раньше в компании выпекали около 800 единиц изделий на одной точке, то стали производить больше 1000 штук. «Тем самым мы не увеличили издержки, а начали больше продавать, потому что многие люди, привыкшие завтракать и обедать в кафе и ресторанах, перешли в категорию постоянных гостей», — объяснила «Континенту Сибирь» Елизавета Шеховцова.
По ее словам, в начале апреля был запущен новый цех, который обеспечивает пекарни полуфабрикатами, заготовками и тд. «Да, это дополнительные расходы на аренду и персонал, но зато теперь мы успеваем делать больше крутых пирогов, которыми раньше не могли обеспечить весь спрос», — пояснила основатель «Дело в хлебе».
Также в компании пошли на эксперимент и запустили сервис доставки совместно с «Яндекс.Едой». Подобная практика на этом рынке ранее не применялась. Благодаря доставке в компании приобрели новых постоянных гостей. «Конечно, доставка — это совсем не формат пекарни, но это позволяет в какой-то степени покрывать мелкие расходы», — отметила Елизавета Шеховцова. Более того, средний чек по доставке составляет от 350 руб (в пекарне, для примера, 100 руб), и в основном это не хлеб, а сладкие и сытные пироги.
Таким образом, за счет предпринятых мер в компании удалось расширить каналы сбыта продукции.
Новый бренд, новые направления продуктов и исследование потребителя
Для рынка мясоконсервной продукции уходящий год был крайне неординарным — наблюдалось как резкое падение спроса, так и его стремительный рост. Такие «качели» мотивировали участников более комплексно исследовать своего потребителя — как он живет, как меняет свою жизнь, как заказывает продукты. К этому прибегла «Русская ресурсная компания-Сибирь», выпускающая консервную продукцию под брендом «Сила».
По наблюдениям компании весной потребители стали реже ходить магазины и начали закупать впрок, что привело к росту продаж. Все чаще люди стали оформлять заказы через интернет, поэтому онлайн-продвижение стало работать эффективнее. Кроме того, потребители стали более требовательными к продукту и по цене, и по качеству, потому что во время пандемии имели возможности попробовать продукты разных производителей и сформировать свой «рейтинг». Поэтому в компании еще раз убедились в важности делать ставку на качество продукта.
Несмотря на непростое время, в компании запустили новый бренд консервированных мясных продуктов «Сила», а также новые для себя ассортиментные позиции. Это и линейка замороженных полуфабрикатов, и ассорти гриль, и маринованная баранья нога, и консервированные утиные ножки «Конфи». Также в этом году в «РРК Сибирь» плотно занялись направлением СТМ — контрактным производством консервированных продуктов для торговых сетей и сторонних мясопереработчиков для последующей реализации под их брендами.
«По ощущениям работы в этом году стало примерно в два раза больше. Привычные процессы стали более сложными — от переговорных кампаний до отработки новых продуктов. Но настрой у всех был боевой и оптимистичный», — рассказала «Континенту Сибирь» генеральный директор «РРК-Сибирь» Елена Бондаренко.
В 2021 году в компании поставили для себя цель прирасти и в ассортименте, и объемах. Уже в 1 квартале 2021 года в компании анонсировали новые продукты под брендом «Сила» и несколькими суббрендами. В частности в компании зарегистрировали бренд «Печенеги», к которому проявляли активный интерес СМИ после слов Владимира Путина в марте 2020 года. «Уже весной мы выведем на рынок продукт под этой маркой. Поэтому делаем ставку только на дальнейшее развитие. Других вариантов у нас нет», — резюмировала Елена Бондаренко.
Компании каких отраслей выиграли от пандемии
По данным «ФИНАМ» пандемия и связанные с ней карантинные меры сильнее всего ударили по потребительскому рынку и сфере услуг. В наибольшей степени пострадали компании туристического сектора, отельеры, рестораторы, салоны красоты, фитнес-клубы, сектор развлечений и т.д. Как отмечает аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев, значительные потери понес мелкий несетевой ритейл, особенно не относящийся к продуктовому – по последнему ситуация была не столь катастрофическая, как, скажем, в одежном ритейле, DIY-сегменте, магазинах электроники и бытовых товаров и т.д. Тяжело пришлось авиаперевозчикам и вообще всем компаниям, так или иначе связанным с транспортом и логистикой.
В «Юнисервис капитале» отмечают, что на взлете в 2020 году находилась онлайн торговля, фармацевтика, в минусе – общепит, туризм и все что связано с досугом. Впрочем, в «ФИНАМе» не согласны с тем, что фармотрасль можно однозначно считать бенефициаром пандемии. «Вопреки расхожему мнению, фармацевты от пандемии выиграли несильно – упавшие доходы россиян привели к тому, что спросом пользуются только остро необходимые лекарства. В сегменте IT-услуг картина в целом тоже нейтральная – заметно выиграли лишь отдельные компании, чей продукт по тем или иным причинам оказался особо востребован. А вот кто действительно сумел прилично заработать на пандемии, это корпорации, относящиеся к электронной коммерции, дистанционным услугам и службы доставки. По последним наблюдается кратный рост выручки в силу особой востребованности этих услуг», — резюмирует Алексей Коренев.
Если же рассматривать ситуацию со спросом и уровень потребительской активности, то в Новосибирской области, по данным исследования «Тинькофф», он за год снизился на 3%. Среднее значение индекса Tinkoff CoronaIndex, который учитывает потребительскую и деловую активность россиян и разнообразие их покупок, в Новосибирской области в первой половине декабря составило 6,6 балла по сравнению с 6,9 годом ранее. Этот показатель находится в пределах нормы и не является настолько критичным, как в период весенней самоизоляции. Средний индекс в апреле 2020 года составлял 4,8 (годом ранее — 6,7). Таким образом, показатели Новосибирской области оказались лучше, чем в целом по России, и с точки зрения бизнеса регион сохраняет свою привлекательность как рынок сбыта.
Взлет онлайна отметила, прежде всего, отрасль телекоммуникаций. По данным компании Tele2, трафик передачи данных вырос с начала года практически вдвое. Для «зрелого» продукта это крайне высокий рост.
«Заметнее всего пандемия повлияла на поведение наших корпоративных клиентов. Она подтолкнула компании к перестройке обычных бизнес-процессов и переводу многих рутинных задач в дистанционный или онлайн-формат, — отмечает директор макрорегиона «Сибирь» Tele2 Дмитрий Кромский. Выросли потребности в data-тарифах, услугах таргетированных на узкие аудитории SMS-рассылок, «Корпоративной АТС». В сегменте среднего и крупного бизнеса выросли подключения дополнительных SIM-карт к действующим контрактам. Ускорился рост в сегменте телеметрии и M2M – физическое присутствие и личный контакт заменяют умными устройствами и датчиками. Словом, вырос спрос на всё, что помогает бизнесу приспособиться к новой реальности. Естественно, изменения потребностей бизнеса вызваны своего рода «дрейфом» к цифровому образу жизни. Клиенту становится удобнее обсуждать или получать услугу онлайн, а поставщику этой услуги приходится приспосабливаться. Мы прогнозировали такой активный цифровой образ жизни населения лишь через 2-3 года, однако наблюдаем его уже сейчас. И мы уверены, что текущие тренды сохранятся. Люди больше узнали о возможностях интернета, получили новый опыт и продолжат действовать, исходя из новых знаний. Сам бизнес, кстати, тоже «дрейфует» в сторону цифрового образа действий: в 2020 году мы в сибирских регионах реализовали несколько интересных проектов на основе аналитики big data, проверив для наших клиентов несколько гипотез на основе обезличенных данных. Следует признать, что мы уже живем в цифровой реальности, которая из-за пандемии наступила на годы раньше.
Организация деятельности в пандемию: новые вызовы
Перейти на «удаленку» в рекордно сжатые сроки
В первые недели режима самоизоляции представители бизнеса столкнулись с необходимостью быстрой организации удаленного офиса. Просто это лишь на первый взгляд. Реализовать это оказалось нетривиальной задачей даже для компаний сферы ИТ.
«На первый взгляд, для перехода на удаленный режим работы у нас было готово практически всё. CRM-система — есть. Портал с системой постановки, контроля задач, биллингом — есть. Возможность подключаться и работать из дома — есть. Система электронного документооборота с клиентами — подключена. Телефония для отдела продаж — подключена. Казалось бы, иди и работай. Но не все так просто», — рассказывал «Континенту Сибирь» генеральный директор одного из крупнейших региональных участников рынка веб-разработки — новосибирской компании ITConstruct Роман Петров.
По его словам, было несколько ключевых факторов, которые затруднили переход на удаленный режим работы. Во-первых, в компании очень много было завязано на локальных ресурсах. Во-вторых, далеко не у всех сотрудников дома оказались адекватные компьютеры. В-третьих, за 15 лет работы у компании накопилось несколько телефонных линий, не все из которых подключены к CRM. Эти вопросы нужно было решить.
В компании реализовали переход в два этапа. Вначале приняли решение о формате работы. Выбрали режим — оставить в офисе включенными все компьютеры и подключаться к ним дистанционно через удаленный рабочий стол. Это позволило снять вопросы о доступе к локальным ресурсам, защите файлов антивирусом и наличия собственной техники дома. Удаленный рабочий стол не требует ресурсов на домашнем компьютере и работает на самом слабом оборудовании.
Затем в ITConstruct наметили план перехода. 26-27 марта в компании составили список для перехода, раздали необходимое дополнительное оборудование. 28-29 марта проверили подключение из дома всех сотрудников. «30-31 марта до введения карантина в офисе были дежурные — те, кто до работы ходил пешком. Остальные работали из дома, отлаживали процесс. И вот уже с 1 апреля все работают удаленно», — подвел итог Роман Петров.
Tele2 за одну неделю в конце марта перевела на удаленку 450 сотрудников макрорегиона «Сибирь».
«Уже в начале апреля офисы посещали только те сотрудники, для выполнения задач которых необходима работа с материальными ценностями. Это немного шокировало – потому что мы привыкли к бурлящему офису, в котором что-то все время происходит, — рассказал Дмитрий Кромский. — За первую неделю удаленной работы все коммуникации с сотрудниками вывели в независимые онлайн-каналы. Мобильная почта, приложение для сотрудников, SMS. Для подключения к рабочим ресурсам IT-дирекция разработала два варианта – VPN и удаленный рабочий стол. Нужно было только следить, чтобы все офисные компьютеры нормально работали. В мобильном приложении для сотрудников компания открыла горячую линию по выводу на удаленную работу, опубликовала памятку о том, как настроить все нужные системы самостоятельно, запустила чат-бот для ответов на часто задаваемые вопросы. Скажу честно, это был серьезный вызов. Но на кураже от сложности и необычности задачи мы с ним справились. Первые сложности психологического характера мы ощутили в конце мая. Кураж прошел, процессы перестроены под удаленку, но стало не хватать живого общения. В июне мы начали понемногу возвращать сотрудников в офисы, следя за тем, чтобы одновременно в офисе было не больше 25% персонала. А в сентябре думали уже вернуться к обычному режиму работы, однако пандемия снова все отменила. Сейчас в офисе одновременно находится меньше половины сотрудников. Все, кто может работать удаленно – работают удаленно».
В ожидании возвращения в офис или навечно в онлайн?
Если в условиях самоизоляции организацию дистанционной работы можно было считать необходимостью, то после ослабления ограничений самым дискуссионным вопросом для многих компаний в условиях пандемии стало целесообразность дальнейшей аренды офисов.
Для примера достаточно взять два новосибирских digital-агентства — MASLO MEDIA и Fedotov Studio, которые по-разному решили для себя этот вопрос. По убеждению основателя MASLO MEDIA Антона Новгородцева, отказ от офисов оправдан, скорее, для мелких команд, где бизнес-процессы не формализованы и все делается “с ходу”. «Офис остался за агентством, мы лишь договорились на значительную скидку в 30% на два месяца. Поэтому спустя полтора месяца, ровно на следующий же день после выхода постановления губернатора о разрешении деятельности рекламных агентств, мы все вернулись в уютный офис и облегченно вздохнули», — рассказывал «Континенту Сибирь» Антон Новгородцев.
Иного мнения придерживается владелец маркетингового агентства Fedotov Studio Павел Федотов, который перешел на «удаленку»: “В апреле 2020 года мы приняли решение полностью перейти на «удаленку.» Пересмотрели KPI и внутрикомандное взаимодействие, решили внедрить регламенты для всех внутри компании процессов. Дошли до того, что “нет задачи в Битрикс – значит она не поставлена”, чтобы свести коммуникативные провалы к минимуму. Буквально через пару месяцев такой плотной работы мы получили первые результаты. Мы не только сохранили часть клиентов, но и сумели прирасти. Скорость принятия решения сегодня – это самый главный фактор успеха. Планируем находиться на удаленке и дальше, никакого дискомфорта от такого режима работы не ощущаем. Думается, что все самое страшное для нашей сферы еще впереди, весной 2021 года мы по-настоящему ощутим “новую реальность” и к ней нужно быть готовыми».
Сохранить персонал, чтобы не останавливаться в развитии в будущем
Большинство компаний прибегли в условиях кризиса к сокращению персонала. Например, в iway были вынуждены отказаться от продаж, маркетинга и пиара. «Продавать наши услуги и вести переговоры в марте-июне по сути было некому и не с кем, ни один клиент не был готов к этому, все занимались спасением своего бизнеса», — резюмировал сооснователь компании Дмитрий Сарайкин.
Генеральный менеджер «Миротель Новосибирск» Михаил Швецов в ходе конференции «Опоры России» в ноябре 2020 года также отмечал, что в компании сократили количество сотрудников, а также уровень их зарплат, но при одновременном уменьшении уровне их нагрузки.
Однако к ключевым сотрудникам многие компании применяли другой подход. «Важной целью стало сохранение команды и костяка нашей компании, тех людей, которые являются носителями корпоративной культуры и ценностей. Мы сделали все, чтобы сохранить техническую команду, и нам в целом удалось. Если к началу марта в ней было 24 человека, то сейчас в IT работает 21 человек. Почему это было важно? Сформировать техническую команду хорошего уровня, пропитать её знанием того, как устроен наш продукт — очень долгий процесс. Если мы бы остались без IT-команды, наше развитие было бы заморожено минимум на год, спустя который нам пришлось было заново её формировать, погружать в контекст и.т.д. Не говоря уже о том, что программисты не любят разбираться с чужим продуктом. Мы бы потеряли два года технологического развития и экспертизу», — пояснил Дмитрий Сарайкин.
Аналогичного подхода придерживались и в «Миротеле». «Обучение любого сотрудника в отрасли гостеприимства занимает не один месяц. Потерять такие кадры, это значит иметь отставание несколько месяцев уже после преодоления текущей ситуации», — рассказал «Континенту Сибирь» Михаил Швецов. Поэтому в компании постарались в первую очередь также удержать ключевых сотрудников, многие из которых работали в компании с момента основания. Поскольку в «Миротель Новосибирск» не могли обеспечить сотрудникам прежнюю нагрузку, то разрешали сотрудникам подрабатывать на стороне. Но поскольку их лояльность к компании была высока, то они в итоге остались в компании и работают в ней по сей день.
Кризис — время трансформации
Говоря о том, за счет чего региональный бизнес смог пережить 2020-ый год, аналитики отмечают, что важна как воля самих собственников и управленческой команды, так и наличие необходимых ресурсов. «Эмоционально на бизнес давила и продолжает давить не только неопределенность (что будет завтра), но и некоторая непоследовательность во вводимых ограничениях: почему в одном регионе проводить небольшие корпоративные мероприятия можно, а в соседнем – нельзя? Почему рестораны не могут принимать гостей после определенного времени? Все ли ограничения действительно были необходимы и были ли достаточны меры поддержки в условиях карантина – судить не беремся. Но как нам кажется, большинство компаний смогли выжить и даже где-то добиться более эффективной работы, благодаря собственным ресурсам и стремлению выжить. Конечно, если речь идет не о тех отраслях, где работать стало в принципе невозможно: таким предпринимателям хочется пожелать найти в себе силы начать заново уже на новых рынках или возобновить работу, когда это станет возможным», — отметил генеральный директор «Юнисервис Капитал» Алексей Антипин.
При оценке последствий пандемии для бизнеса важна и интерпретация самими предпринимателями происходивших процессов. «Если вы до сих пор думаете, что коронавирус продолжает давить ваш бизнес, то скорее всего вы просто отстаиваете парадигму, которая существовала до 2020 года. 2021-й год вряд ли будет легкой прогулкой для бизнеса. Это будет противостояние разных бизнес-моделей, подходов, трендов. Если копнуть глубже, то 2020-й год принципиально не отличается от того, что было раньше. Просто проявилась еще одна грань — “бывает и так”. И многие столкнулись с суровой правдой, которая раньше затмевалась текущими успехами. Возможно именно сейчас пора делать что-то новое. Или то же самое, но по-другому. И это не плохая новость. Ведь у вас есть клиенты, ваша аудитория — вы наверняка сделали для них не все, на что вы способны. Чем раньше вы начнете искать новое решение, тем быстрее вы его найдете и сможете перестроиться под новые реалии», — резюмировал Дмитрий Сарайкин.