Сможет ли генплан Новосибирска победить пробки?

Новосибирск приступил к масштабной работе по корректировке главного градостроительного документа — генерального плана города. «Континент Сибирь» решил выяснить, как этот документ может повлиять на развязку многочисленных транспортных проблем областного центра, и как удавалось предыдущим версиям генплана повлиять на стратегические направления развития городской транспортной системы.

В последнее время Новосибирск стал чаще попадать в различные рейтинги по неблагоприятному положению с дорожной ситуацией. Так, летом 2019 года город вошел в топ-20 городов мира по количеству пробок по версии компании — поставщика навигаторов TomTom. В августе этого же года Новосибирск оказался в фаворитах рейтинга «Яндекса» по самым большим утренним пробкам, попав в топ-5. Это лишь еще одно подтверждение симптомов неблагополучия как следствия недостаточного развития транспортной системы полуторамиллионного мегаполиса.

Обозначить приоритеты развития тех или иных элементов транспортной сети, наметить пути развития городской транспортной системы, «застолбить» транспортные коридоры для перспективных магистралей и объектов транспортной инфраструктуры призван генплан. В материалах этого стратегического долгосрочного документа находят отражение перспективное развитие как улично-дорожной сети, так и основных видов магистрального и внеуличного и уличного общественного транспорта.

Напомним, что впервые о корректировке главного градостроительного документа областного центра мэр Новосибирска Анатолий Локоть заявил в апреле текущего года в рамках форума «Городские приоритеты: пятилетка развития». Прошедшая дискуссия на тему «Комфортный город» обозначила первоочередную задачу для городской власти — актуализацию генерального плана Новосибирска. «Это должен быть реальный документ, который будет не просто идти в ногу со временем, но и опережать его», — отметил градоначальник, принявший участие в форуме.

Также мэр Новосибирска поручил до конца 2020 года завершить работы по актуализации генерального плана города и напомнил, что генплан является механизмом реализации стратегии развития Новосибирска до 2030 года. «Необходимость актуализации генерального плана, утвержденного в 2007 году, продиктована в первую очередь опережающим ростом численности населения города. Также ускорилась автомобилизация, в результате чего транспортный каркас оказался перегружен», — отмечал Локоть. В новой версии генплана появится этапность реализации решений, которые уже предусмотрены ранее в программе комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ) до 2030 года.

Предложения по развитию улично-дорожной сети в генеральный план Новосибирска

«Будет четко определена последовательность действий: например, первоочередной задачей мы ставим выполнение двухуровневой развязки автодороги и ж/д путей в Матвеевке — это решает проблему пробок в направлении Академгородка. Затем приступим к повышению пропускной способности автодорог вокруг площади Маркса и т. д. Одно решение следует за другим», — отметил Анатолий Локоть.

Застолбить перспективу

История составления генеральных планов Новосибирска восходит к концу 20-х годов прошлого века. Первым главным градостроительным документом стал разработанный генеральный план Новосибирска под руководством профессора Коршунова. Это уникальный документ, наиболее точно предсказавший будущее крупнейшего сибирского мегаполиса. До сих пор градостроители удивляются, как точно разработчиками была спрогнозирована перспективная численность населения Новосибирска через 50 лет. Что за этим стояло — гениальное предвидение или точный расчет?

Именно в этом документе была проработана перспективная планировочная структура города и улично-дорожная сеть. «Надо понимать, что в генеральный план закладываются решения, которые реализуются через весьма продолжительный период времени, — говорит руководитель ООО «АПМ-2002», архитектор Игорь Поповский. — В генеральном плане, разработанном в 20-е годы прошлого века, были заложены перспективные транспортные коридоры города. Но Вокзальная магистраль была построена через много лет в 60-е годы, Октябрьская магистраль — в 80-е. До сих пор многие транспортные коридоры, которые были заложены в проектных решениях более поздних генеральных планов, в частности, разработанного в 1968 году, до сих не реализованы. И это одна из причин изменения красных линий, что сегодня приводит к ухудшению дорожно-транспортной ситуации».

С этим утверждением согласен и руководитель новосибирского отделения Федерации автовладельцев России (ФАР) Вячеслав Ашурков. По его убеждению, генеральный план должен быть стратегическим документом — стратегией развития города. «Он должен включать в себя решение задач не только сегодняшнего дня, но и завтрашнего, и послезавтрашнего. Необходимо понимать, что у нас будет, где закладывать перспективный мостовой переход, понимать, куда двигаться дальше, добиваться и достраивать объекты дорожной инфраструктуры. Во главу угла должна быть поставлена эффективность принятых решений», — уверен Вячеслав Ашурков. Он также отмечает, что предыдущий генеральный план, разработанный в так называемые тучные годы (2007 год), имел ряд серьезных недостатков по предложениям развития транспортной сети. «Нужно критически подойти к актуализации генплана, обратиться к более ранним градостроительным документам, например, к генеральному плану 1968 года. Этот документ нужно глубоко проанализировать. Сегодня ряд красных линий нарушены, на территориях, которые предполагались под перспективные магистрали, появилась новая жилая застройка, новые кварталы, например, в районе улицы Кавалерийской от Красного проспекта».

Агломерационный акцент «Безопасных и качественных дорог»

Даже в советское время допускались непростительные ошибки, и завязывался очередной узел транспортной проблемы. Игорь Поповский также напомнил аналогичный прецедент. В свое время, исходя из ведомственных интересов, в створе перспективной Ипподромской магистрали было построено здание Калининского универмага. В результате затем пришлось корректировать генплановские решения. Не всегда прилегающие улицы могут пропустить автомобильный трафик. Сегодняшний пример — Нижняя Ельцовка. Южный обход городу необходим, но позиция горожан обычно выражается словами: «Делайте где угодно, но только не у меня под окнами».

Транспортный пробел

Последний по хронологии действующий главный градостроительный документ Новосибирска был разработан в середине прошлого десятилетия (2007 год). В 2004 году был принят Градостроительный кодекс РФ, по которому каждое муниципальное образование должно было разработать систему градостроительной документации. Чтобы подстегнуть работу над генеральными планами городов, был установлен срок — начало 2010 года, после которого при отсутствии такой документации могла быть прекращена федеральная помощь по финансированию различных программ развития.

В кодексе также было требование — в развитии генерального плана предусматривалась разработка других градостроительных и отраслевых документов, таких как проекты планировок, правила землепользования, различные отраслевые схемы теплоснабжения, водоснабжения и канализации и т. д. Но в отличие от практики градостроительного проектирования советских времен, в новых требованиях федерального законодательства отсутствовала транспортная схема. В прошлые годы в русле нового генерального плана города обязательно должна была разработана Комплексная транспортная схема (КТС).

Этот пробел в федеральном законодательстве градостроительного проектирования и транспортного планирования был исправлен только два года назад. Были внесены соответствующие поправки. А муниципалитетам было предложено составить проектные документы по транспортному планированию. Работы по этому направлению в областном центре закончены — Совет депутатов Новосибирска недавно одобрил Проект комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ) до 2030 года.

По словам заместителя начальника Управления пассажирских перевозок мэрии Новосибирска Михаила Никулина, разработанный ПКРТИ Новосибирска восполнил недостающий документ транспортного планирования, он фактически станет основанием для работы по актуализации и корректировке генерального плана. «В свою очередь транспортный раздел актуализированного градостроительного документа предложит решения, которые впоследствии будут внесены и в транспортный планировочный документ», — пояснил Никулин.

Игорь Поповский также обратил внимание на то, что актуализация генерального плана, по сути, не является разработкой нового градостроительного документа. «Вообще, генплан — это документ долгосрочной стратегии, за 20 лет предвидеть и предусмотреть все моменты и тонкости развития города вряд ли представляется возможным. В генплане должны быть предусмотрены основные стратегические решения — направления транспортных коридоров, створы и т. д. Я вижу совершенно точно в новом актуализированном документе Юго-Западный транзит, сегодня надо начинать прорабатывать федеральное финансирование этой магистрали», — отмечает собеседник «Континента Сибирь».

Развиваем сеть

Актуализированный генеральный план должен подтвердить перспективные транспортные коридоры, наметить пути дальнейшего развития улично-дорожной сети города, развития внеуличных видов скоростного транспорта (метрополитен) и трамвайной сети города. Ранее проработка мероприятий были проведена в принятом и утвержденном городским Советом депутатов Проекте комплексного развития транспортной инфраструктуры Новосибирска до 2030 года (ПКРТИ).

Развитие улично-дорожной сети в крупнейшем за Уралом мегаполисе — достаточно сложная проблема, которая резко обострилась с развитием массовой автомобилизации. До сих пор в областном центре не решены такие задачи, как недостаточное развитие улично-дорожной сети, ее невысокая степень связности, ограничения пропускной способности ряда участков городской улично-дорожной сети. Также актуальна проблема связности берегов Оби в черте города. Нерешенность этих проблем порождает остроту транспортного вопроса. Город несет огромные экономические потери, а горожане тратят попусту время.

Сегодня в Новосибирске активно решается проблема тех участков городских дорог, которые примыкают к региональной дорожной сети. В течение ближайших лет будет решена проблема выезда из города на такие направления, как колыванское, ленинск-кузнецкое, ордынское и в сторону Северного обхода Новосибирска (ул. Кедровая).

«Континент Сибирь» рассказывал о разрешении этой проблемы в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги 2.0». Однако не менее остро стоят перед городом проблемы доступности отдаленных спальных микрорайонов. В предложениях для актуализации генплана имеются такие объекты, как строительство улиц Титова и Дукача (мкр. «Чистая Слобода»), улицы Михаила Кулагина (мкр. Каменский), продление ул. Лобова до ул. Доватора (мкр. Плющихинский). Строительство магистралей в динамично развивающемся микрорайоне Южно-Чемской и другие объекты.

Для увеличения пропускной способности и уменьшения заторных ситуаций в предложениях есть уже упоминавшаяся мэром города развязка в Матвеевке на Бердском шоссе. Также предложена транспортная развязка на пересечении улиц Аникина и Мира в Кировском районе, ряд транспортных развязок на перспективной магистрали Юго-Западный транзит.

История генеральных планов Новосибирска знает не один пример удачных и неудачных транспортных решений. Первым утвержденным правительством России (тогда Советом Министров РСФСР) был генеральный план 1968 года. В этом градостроительном документе был тщательно и детально проработан транспортный раздел. Парадоксально, но в числе проектных решений генплана не был заложен метрополитен. Обоснование нового вида скоростного внеуличного транспорта пришлось выполнять уже в последующей Комплексной схеме развития городского транспорта всех видов и улично-дорожной сети. Впоследствии эта Схема была одобрена и утверждена в Госстрое и Госплане СССР, где в заключении предлагалось выполнить корректировку генерального плана города.

Также немаловажным являются перспективные межрайонные и внутрирайонные магистрали-связки, которые помогут автомобилистам избежать многокилометровых перепробегов. Среди них строительство ул. Доватора до ул. Выборной, строительство продолжения ул. Кирова, Стартовой магистрали, строительство нового участка Красного проспекта в направлении мкр. Родники, ул. Г. Колонды-Объединения и др.

Вопросы связности берегов решаются существующими и перспективными мостовыми переходами через Обь — Центральным, Нижнеельцовским, Матвеевским, Заельцовским.

Впереди обсуждение

После того как работы по актуализации генерального плана города будут закончены, мэрия объявит публичные слушания по обсуждению документа. Они должны состояться в декабре 2019 года. Дальнейшая доработка и внесение изменений по результатам слушаний будет проведена в I квартале 2020 года, а в октябре следующего года генеральный план будет внесен на обсуждение в Совет депутатов Новосибирска.

«Сегодня существует институт общественных слушаний, но, к сожалению, часто прослеживается такой тренд: власти могут прислушаться к голосу и мнению общественности, а могут и не прислушаться. Планируем принять активное участие в обсуждении генплана, поскольку он непосредственно касается каждого автомобилиста города», — отмечает Вячеслав Ашурков.

«Общественные слушания — это требование федерального законодательства. Итоговый документ актуализированного генерального плана обязательно будет обсуждаться не только на общественных слушаниях, но и на президиуме Архитектурно-градостроительного совета мэрии. Впрочем, перед началом работы над генпланом у нас на Совете было проведено несколько совещаний, где архитекторами и специалистами были внесены предложения, которые будут учтены при работе над документом», — отмечает  Игорь Поповский.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@sibpress.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ