Аркадий Гринберг: «Компания «Мечел» снова больна»

В начале марта в арбитражный суд Новосибирской области поступило исковое заявление от ООО «УК ЗЖБИ «Горный» о взыскании суммы долга и возмещении убытков с ООО «Мечел-Сервис». Разбирательство привлекает внимание «КС» тем, что в судебные тяжбы с одним из китов российского бизнеса — финансово-промышленной группой «Мечел» — вступило сравнительно небольшое региональное предприятие. За комментариями корреспондент издания ВАДИМ ВИЛЕНСКИЙ обратился к руководителю предприятия-истца, директору ЗЖБИ «Горный» АРКАДИЮ ГРИНБЕРГУ.

— Расскажите, в чем суть проблемы?

— Компетентные специалисты наверняка помнят, как председатель правительства РФ Владимир Путин прокомментировал сбытовую политику федерального игрока профильного рынка производства металлопроката — компании «Мечел». Тогда премьер пожелал этой компании скорее излечиться от проблем. Похоже, компания «Мечел» снова больна. В ней пренебрегают рекомендациями премьера. Свидетельство — иск против новосибирского представительства этой компании со стороны нашего предприятия — производителя железобетонных изделий комбината «Горный».

Суть судебного разбирательства между ООО «Мечел-Сервис» и ЗЖБИ «Горный» заключается в следующем. Мы, покупатели арматуры, перечислили деньги за металлоизделия, однако, к своему удивлению, не только не смогли забрать оплаченный товар со склада, но даже не получили уведомления о том, что товар внезапно подорожал. То есть уже после оплаты мы были поставлены перед фактом: оказывается, либо за товар необходимо доплатить, либо нам его вовсе не поставят.

— Ситуация не уникальна. Но от этого вам, вероятно, не легче?

— Представьте себе: вы покупаете в магазине коробку конфет и шампанское. Оплачиваете эту покупку. Но из магазина вас не выпускает охрана, утверждая, что пять минут назад цены на эти товары изменились. Есть варианты. Либо вы отдадите купленное назад в магазин, а деньги вам вернут не сразу или вообще непонятно когда (решение принимается в Москве), либо вы доплатите еще 10–15% к стоимости товара — и можете идти с ним куда глаза глядят. Для пикантности ситуации представим, что на улице у магазина вас ждет девушка. И что вы будете делать?

— Однако арматура не шампанское. Да и деньги за товар не идентичные…

— Да, конечно, — и тем не менее… Скорее всего вы доплатите то, что с вас так цинично требуют. Особенно если учесть, что вместо шампанского у вас партия так необходимой производству арматуры, а вместо девушки — большой коллектив предприятия, которому позарез надо получить в срок фактически купленную продукцию. Договоры заключены. Цены обозначены давно. И вот такое отношение со стороны поставщика не только ставит под удар наше предприятие, но и заставляет усомниться в общих принципах торговых операций. Если уж предоплата не гарантирует получения товара, то непонятно вообще, что теперь делать…

— А в чем смысл действий компании «Мечел-Сервис»?

— Расчет тут прост. Одно из трех: либо вы оплатите ту цену, которую они от вас требуют, и точно так же увеличите цену для покупателей вашей продукции, нарушив договорные обязательства; либо вы потерпите убытки, продав продукцию по ценам выше расчета окупаемости производства; либо когда-нибудь, возможно, вам вернут ваши кровно заработанные деньги. Как вы понимаете, производство ЖБИ в любом из этих вариантов терпит убытки, так как не может в свою очередь выполнить обязательства перед партнерами по своим договорам. Страдает репутация, которая дороже денег. Как известно, рынок ЖБИ высококонкурентен, и нарушение договорных обязательств может привести в конечном итоге к потере клиентской базы и разорению предприятия. Так что возместить свои убытки вы сможете только через суд. Возмещение убытков, полученных от действий компании «Мечел», — это еще один повод для иска.

— Вероятно, речь идет о до-статочно крупной сумме… Или это не имеет особого значения?

— Речь идет о весьма солидной сумме. В нашем случае это более 10 млн рублей — мы довольно крупные оптовики. Я не понимаю, как работают с «Мечелом» те, кто делает закупки на суммы 300–400 тысяч. С интересами мелких предприятий, наверное, и вовсе не будут церемониться. Что это за партнерские отношения, если в итоге свои собственные деньги или уже оплаченный по договору товар приходится требовать через суд?

— Как же суд да дело?

— Сейчас наш иск о действиях ООО «Мечел-Сервис», в результате которых наше производство терпит убытки и не может вернуть свои деньги, включая компенсацию за нарушение в одностороннем порядке условий договоров, рассматривается в суде. Исход этого дела очень важен. Если иск регионального производителя против одной из крупнейших в России компаний будет проигран — это значит, что представители крупного бизнеса могут получить карт-бланш на ведение игры по своим правилам. То есть игнорируя законодательство. Но ЗЖБИ «Горный» надеется, что решение суда будет справедливым и защитит интересы малого и среднего бизнеса.

— Вы ждете прецедента для спокойного ведения бизнеса?

— Именно так. Как и в той давней истории с оценкой председателем правительства РФ деятельности компании «Мечел». Но уже не в масштабе страны, а в масштабе нашей Новосибирской области. Руководство комбината «Горный» замечает признаки болезни, которые могут привести к серьезным последствиям, если их вовремя не излечить. Надеемся, что суд в этой истории может стать хорошей профилактикой и для всех, кто пытается нарушить дух и букву честного предпринимательства.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ