Как сделать Новосибирск театральной столицей, для начала на две недели?

Усилиями Татьяны Людмилиной раз в два года Новосибирск становится центром театральной жизни в стране, «собирая сливки» – представляя на местных площадках самые яркие театральные спектакли в России, привозя звёзд музыкально-оперной сцены. Возглавляемый Людмилиной проект – одна из визитных карточек культурного своеобразия крупнейшего города Сибири. В интервью «Континенту Сибирь» директор театра «Глобус» рассказала о ярких эпизодах закулисья Рождественского фестиваля искусств, а также о том, с какими сложностями приходится сталкиваться в процессе подготовки мероприятий такого масштаба.

Всего за две недели XV-го по счёту Рождественского фестиваля сибиряки смогли насладиться творчеством любимых артистов, среди которых: Юрий Башмет, Алексей Гуськов, Людмила Максакова, Игорь Верник, Игорь Гордин, Дарья Мороз, Пётр Дранга, Нонна Гришаева, Александра Урсуляк, а также крупнейший академический танцевальный ансамбль страны – Балет Игоря Моисеева, известные музыкальные коллективы и исполнители. Подробнее о программе и впечатлениях от увиденного и услышанного в декабре 2023 года можно прочитать здесь (и, для сравнения, программа предыдущего XIV фестиваля, проведённого в пандемийном 2021 году). Конечно, благодарная новосибирская публика заинтересована в том, чтобы такой проект продолжал развиваться и выходил на новые уровни. С надеждой на это мы и приступили к беседе с Татьяной Людмилиной.

– Татьяна Николаевна, как составляется программа и как именно происходит отбор спектаклей-участников? Как вам удаётся собрать вместе такое количество артистов первой величины – а это особый повод для гордости – в Новосибирске, да ещё и в предпраздничные декабрьские дни? Бывает ли, например, такое, что кто-то отказывается приехать?

– Моя приоритетная задача – привезти самые яркие столичные премьерные спектакли, либо самые успешные постановки, проверенные временем, которые ещё не были с гастролями в Новосибирске. И, разумеется, формирование программы фестиваля происходит задолго до его проведения, это кропотливая работа мониторинга и отбора.

Должна сказать, что я не знаю отказов на свои предложения об участии, потому что имидж Рождественского фестиваля уже очень стабилен – он зарекомендовал себя как серьёзный культурный проект. Когда фестиваль зарождался, ничего подобного в стране не было. Но и сейчас, когда фестивальное движение в регионах активно развивается, я могу совершенно точно сказать, что такой обширной и разнообразной программы, как у нас, нет нигде.

На протяжении 28 лет в Новосибирске побывали практически все знаковые для России театральные коллективы. С рядом из них многолетнее сотрудничество переросло в тёплые дружеские отношения, и я очень дорожу этим личностным общением. Наши постоянные участники и гости уже сами мне говорят: «А у нас скоро премьера, обязательно посмотрите».

Татьяна Людмилина
Фото Виктора Дмитриева

– То есть, можно сказать, что процесс формирования программы фестиваля 2025 года уже запущен?

– Да, есть уже очень интересные спектакли, вышедшие недавно. И совсем не обязательно они идут только в столице. Яркий пример – мой первый опыт приглашения регионального спектакля на наш фестиваль. Это была постановка «Наваждение Катерины» Минусинского драматического театра. Тогда реакция многих коллег была скептической. Однако, вопреки многочисленным предостережениям, именно этот спектакль в итоге оказался одним из самых интересных событий фестиваля. Но это был мой личный риск как организатора. Потом была «Гроза» Магнитогорского драматического театра имени Пушкина, и тоже – большой успех. Иду на рискованные шаги, потому что моя первоочередная задача – пригласить на фестиваль лучшие проекты страны.

–  Как же вы успеваете всё это пересмотреть?

– Отслеживаю премьеры, затем планирую поездку и целенаправленно отсматриваю по 3–4 спектакля за один раз. Бывает, что удаётся увидеть какие-то названия на гастролях театра «Глобус». Например, мы принимали участие в программе «Дни культуры Новосибирской области в Санкт-Петербурге». И там я случайно попала на мюзикл ТЮЗа имени Брянцева – «Обыкновенное чудо» Алексея Франдетти, с которым мы давно дружим. Я сразу поняла, что жанр органично впишется в фестивальную программу. Спектакль технически сложный, он никогда прежде не выезжал, да ещё и с участием оркестра.

Принятие решения о каждом приглашённом коллективе – это вызов себе. Так же было со спектаклем «Месяц в деревне» Московского Художественного театра имени Чехова, где была эффектная, но сложная сценография: сено, вода. Когда я обратилась к руководству МХТ с приглашением принять участие в Рождественском фестивале, мне ответили, что это «невывозимый спектакль»! Но мы нашли и возможности, и инженерные решения для водно-капельной системы, которая обеспечивает эффект моросящего дождя на протяжении почти четырёх часов, и всё получилось.

Оперный театр

«Щелкунчик» в привычной постановке Вайнонена возвращается на сцену Новосибирского театра оперы и балета

А бывает, что необходимо, например, полностью изготовить декорации на месте, как было с Донецким республиканским академическим молодёжным театром – мы сделали для них декорации к трём спектаклям, и более того, передали потом эти декорации на безвозмездной основе в город Татарск Новосибирской области, конечную точку их гастрольного тура. Донецкий театр показал 3 спектакля в Новосибирске и 5 из 6 запланированных в области (один не состоялся по причине тридцатиградусных морозов). Здесь была ещё одна важная миссия – приобщение к театру жителей Новосибирской области и держателей «Пушкинской карты». Вообще, мы первые начали выезжать за пределы Новосибирска в рамках реализации федеральной программы «Пушкинская карта», и до сих пор лидируем по этому показателю в регионе. Более того, мы не только вывозим свои репертуарные спектакли, но и организовываем проекты с участием столичных звёзд театра и кино. Показы не ограничиваются только моноспектаклями, артисты устраивают фотосессии, автограф-сессии, неформально общаются с аудиторией. Представьте тех детей и подростков, которые живут в глубинке, например в 60 километрах от Татарска – насколько для них это большое событие. Я считаю это нашей важнейшей культурной миссией.

– Из всех этапов периода подготовки к фестивалю какой наиболее напряжённый и ответственный?

– Летний период, когда окончательно составляется программа, и потом нельзя её изменить – к этому времени уже должны быть заключены все договоры. А самый ответственный – это когда нужно остановиться на чём-то, потому что я отсматриваю спектаклей гораздо больше, чем выбираю. После составления программы и представления её на пресс-конференции, уже начинается логистика: как доставить декорации, как привезти и разместить людей, – а в этот раз было задействовано 506 человек. Но это уже работа всей команды, и я наконец-то научилась делегировать полномочия коллегам в таких масштабных мероприятиях. Поверьте, это непросто (смеётся).

– Рождественский фестиваль, как и Транссибирский Арт-Фестиваль, – устойчивые новосибирские культурные бренды. У вас есть обратная связь от первых лиц области, города, которая свидетельствует об их оценке того, насколько такие мероприятия работают на имидж региона?

– О том внимании, которое уделяется культурным проектам, говорит личное присутствие руководства региона на знаковых событиях, таких, как открытие фестиваля, например. Роль культуры в имидже региона и значимость фестиваля однозначно высоко оцениваются и не ставятся под сомнение. Программы последних лет мы реализуем при поддержке регионального бюджета, но постепенно растёт и доля средств от предпринимательской деятельности театра, в этом году процентное соотношение примерно 50 на 50. Это показатель, которому может позавидовать любой коллектив страны.

Для вас, как для арт-менеджера, существует дилемма доступности билетов и экономической эффективности театра?

– Я всегда говорю, что цена на билеты должна быть доступной, но и достойной. Согласитесь, стоимость билетов на спектакль ведущего московского театра с участием созвездия актёров не может быть такой же, как на наш обычный репертуарный спектакль. Поэтому у нас заметная дифференциация цен в зависимости от того, какой это спектакль.

– Расскажите немного о том, что ждёт зрителей театра «Глобус» в ближайшее время?

– 13 марта состоится премьера спектакля «Собаки» по мотивам повести Константина Сергиенко «До свидания, овраг!». Его выпускает главный режиссёр театра Константин Яковлев, работа на большой сцене адресована прежде всего подросткам. В апреле хорошо знакомый новосибирцам режиссёр Ирина Керученко ставит на малой сцене комедию Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума», приуроченную к 200-летию одноимённой пьесы. Учитывая грядущий юбилей – 225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, мы сосредоточили своё внимание на премьере «Сказки о рыбаке и рыбке» для детей в постановке Кристины Звыковой. Часть пространства Фестиваля молодёжного творчества «АРТ-Бум», который запланирован на 6 июня, будет отдана спецпроектам, посвящённым наследию великого русского классика. Также в наших ближайших планах – гастроли в Ярославле и Санкт-Петербурге.

Культурные события года

Самые яркие культурные события последнего года, по мнению известных новосибирцев, и их ожидания от 2024-го

– Татьяна Николаевна, успеваете ли вы следить за театральной жизнью в Новосибирске и с какими чувствами выходите обычно из зала?

– Обязательно стараюсь ходить на премьеры коллег, всегда радуюсь их успехам, тёплому зрительскому приему. Накануне Нового года, несмотря на большую занятость, я посетила все премьерные события: «Собачье сердце» в «Красном факеле», «Фарго» в «Старом доме», спектакль-ревю «Оперетта навсегда!» в музыкальном театре и, конечно, «Щелкунчик» в хореографии Юрия Николаевича Григоровича в НОВАТе.

– Можете назвать наиболее яркое культурное событие последних лет в Новосибирске на ваш профессиональный взгляд?

– Для меня это концерт Ильдара Абдразакова в 2021 году, до сих пор непревзойдённый по впечатлениям. То, что такое значимое мероприятие будет высокопрофессионально срежессировано, конечно, было ожидаемо. Но на что я обратила особое внимание  – это безупречно продуманное составление программы концерта и невероятный финал. Они закончили не привычными и всем знакомыми оперными шлягерами, а фрагментом из оперы «Итальянка в Алжире» для нескольких мужских голосов – очень сложной оперы, которая, кстати, в Новосибирске не шла никогда, да и в других театрах идёт крайне редко, потому что требует высочайшего исполнительского мастерства. Застольную из «Травиаты» мы можем услышать где угодно и когда угодно, а такие эксклюзивные номера как раз отличают концерты мирового уровня.

– Последний вопрос к вам, как к театральному эксперту: ваш личный рейтинг, скажем, топ-3 режиссёров и постановок за пределами Новосибирска, которые обязательны к просмотру?

– Трудно ограничиться тремя именами. Мне очень импонирует Игорь Теплов, он недавно выпустил спектакль «Космос» в Московском драматическом театре имени Пушкина, который стал достаточно популярен, и я очень рада за него. Практически каждая постановка худрука пушкинского театра Евгения Писарева является настоящим событием: особо отмечу недавнюю премьеру «Зойкина квартира», кстати, принимавшую участие в XV Рождественском фестивале. Егор Перегудов, опытный мастер, поставил необычайно красивый «Лес» в театре Маяковского. Неизменный интерес вызывают работы главного режиссёра вахтанговского театра Анатолия Шульева, на тот же «Амадей» в его постановке до сих пор трудно попасть. Алексей Франдетти, о котором я уже упоминала, не только успешно продолжает традиции Марка Захарова в «Ленкоме», но и прекрасно работает на других площадках: его мюзикл «Свадьба Кречинского» в Малом театре недавно стал обладателем премии «Звезда Театрала».

Ильдар Абдразаков

Один из лучших мировых оперных голосов бас Ильдар Абдразаков выступит в Новосибирске

Моим безусловным фаворитом является Дмитрий Черняков, с которым мы дружим долгие годы. Я стараюсь смотреть все его спектакли, получаю от этого огромное удовольствие. К сожалению, в России сейчас это практически невозможно, но есть видеоверсии, которые я не пропускаю.

Несмотря на то, что сегодня происходит слом привычных всем установок театральной жизни в масштабах страны, меняются приоритеты, русский репертуарный театр процветает. Выпускается много ярких премьер, громко заявляют о себе новые имена, совершенно фантастически работают именитые режиссёры, черпая темы и вдохновение из сегодняшних реалий. Происходит мощное реформирование Союза театральных деятелей Российской Федерации, главой которого назначен Владимир Львович Машков, а также премии и фестиваля «Золотая Маска». На эти реформы профессиональное сообщество возлагает большие надежды.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ