«Многолетний опыт и глобальную экспертизу мы вложили в решение ключевой задачи — перейти на российский софт бесшовно»

Уходящий год стал по-настоящему знаковым для российского ИТ-рынка — на смену одному западному вендору пришли несколько десятков российских разработчиков. Заказчики же, в свою очередь, оказались в ситуации, когда из богатого выбора разнообразных решений им нужно «сшить» рабочую ИТ-инфраструктуру. Каким образом это сделать здесь, в Сибири, у кого спросить совета, как не потратить бюджет на несовместимое друг с другом программное обеспечение (ПО), и, что самое главное, как поддержать действующие решения, рассказали руководитель направления развития бизнеса Microsoft и российского программного обеспечения компании Softline ОЛЬГА ФИЛОНОВА и руководитель департамента по работе с корпоративными клиентами СТАНИСЛАВ ЧУБАРЕВ.

—Рынок разработки ПО в 2023 году вырос, в том числе, за счет активных продаж на внутреннем рынке. В чем же тогда сложность перехода на российские ИТ-решения?

О.Ф. Существует несколько факторов, которые препятствуют массовому переходу заказчиков на российские ИТ-решения. Прежде всего, это вызвано опасениями относительно совместимости.

Еще один аспект — недостаток сервисных компетенций и зрелых инструментов для миграции на российские решения. Это особенно актуально для крупных коммерческих организаций, которые не могут позволить себе выключение серверных мощностей даже на секунду из-за потенциальных миллионных убытков. Для наших заказчиков критична гарантированная работоспособность инфраструктуры. Например, в этом году команда Softline помогла перейти на российское ПО одному из крупнейших в Сибири производителей стройматериалов.

Руководитель направления развития бизнеса Microsoft и российского программного обеспечения компании Softline Ольга Филонова. Фото предоставлено пресс-службой ГК Softline

 Третья сложность заключается в отсутствии на российском рынке комплексных инструментов для централизованного управления лицензиями и контрактами, для аудита программных активов и инструментов управления конфигурациями. Программное обеспечение и услуги, которые ранее предоставляли несколько крупных провайдеров, теперь требуется искать у множества партнеров.

─ Какие есть варианты решения этих проблем? Возможен ли вообще «бесшовный» переход?

С.Ч.  Активная фаза импортозамещения продолжается уже порядка двух лет. За это время сделано было много, но предстоит еще больше. Наступает 2024 год, а значит все ближе тот момент, когда не только объекты КИИ, но и предприятия и госорганы должны будут перейти на отечественный софт. Со своей стороны еще в прошлом году мы разработали концепцию Softline Enterprise Agreement, также известную как «Цифровое рабочее место от Softline». Основная цель этого проекта — обеспечение максимального комфорта при переходе на российские технологии. Также мы стремимся создать удобную и привычную среды для использования новых программных продуктов.

В рамках Softline Enterprise Agreement мы уменьшаем разрыв в клиентском опыте наших заказчиков. Одной из серьезных проблем импортозамещения является необходимость сотрудничества заказчиков с большим числом узкоспециализированных производителей из России, вместо нескольких крупных поставщиков, предлагающих разнообразные решения для различных сценариев использования. Каждый из этих российских производителей имеет свои технологии, правила закупок, и лицензирования, а также особенности интеграции с другими системами. Мы готовы помочь заказчикам объединить этот опыт и обеспечить все необходимое в рамках единого контракта и унифицированной системы лицензирования. Наша цель — предоставить клиентам доступ ко всем ключам, дистрибутивам и продуктам в рамках единого личного кабинета, где они могут получить беспроблемную поддержку по всем используемым решениям.

─ Получается, что софт нужно менять прямо в процессе работы, без возможности остановки бизнеса? Как это происходит?

С. Ч. В первую очередь важно корректно подойти к вопросу определения этапов: мы должны выявить, какие системы критичны, а какие могут подождать.  Например,  сегмент розничной торговли, как показывает опыт, «русифицируется» легко, в нем в основном востребованы программные комплексы российских разработчиков, которые успели хорошо себя зарекомендовать.

Руководитель департамента по работе с корпоративными клиентами Станислав Чубарев. Фото предоставлено пресс-службой ГК Softline

Программные продукты можно условно поделить на три категории, в зависимости от зрелости разработки и порога внедрения. Первая – софт с минимальным порогом, например, системы видеоконференцсвязи, почтовые решения, облачные сервисы, офисные продукты и так далее. Этот рынок очень зрелый, разработчиков с репутацией и опытом много, есть выбор из достойных решений, на которые легко переезжать. Вот почему именно с этой категории компании обычно начинают переход на российское ПО.

Ко второй категории относятся средние по сложности решения. Это операционные системы и инфраструктурный софт. Особых проблем с совместимостью оборудования нет, но смена платформы – процесс более трудоемкий, чем, например, замена офисного пакета. Производителей здесь не так много, среди них можно выделить «ГК Астра», «РедСофт», «Базальт» – они входят в портфель Softline и пользуются хорошим спросом и репутацией.

И, наконец, третья, самая сложная категория – системы управления базами данных, такие как, ERP и CRM, бизнес-системы с высоким уровнем кастомизации. Здесь необходим глубокий проектный подход и высокий уровень компетенции с обеих сторон. Очень важно настраивать свои решения в соответствии с запросами клиентов. Эти запросы можно рассматривать как стимул, способствующий развитию отечественных ИТ-продуктов.

─ Чем отличаются сегодня запросы от разных категорий заказчиков?

О.Ф. Как и с ПО, заказчиков можно поделить условно на три группы. К первым я бы отнесла органы государственной власти, которые занимаются импортозамещением уже почти десять лет, с 2014 года. Именно они на сегодня продвинулись в этом вопросе дальше остальных, по ряду направлений у них уже сейчас преобладает российское ПО. От таких заказчиков мы получаем в основном запросы по поводу подготовки и переподготовки специалистов. Все остальное, включая выбор и внедрение новых решений, они, как правило, проводят сами.

Вторая группа – крупные госкорпорации, которые, на первый взгляд, значительно связаны с первой группой. Но на практике все несколько иначе – вплоть до 2022 года они продолжали закупать и продлевать иностранные лицензии. Вот почему именно этот сегмент должен стать главным драйвером рынка в ближайшие месяцы. Именно там сейчас пилотируются комплексные решения российского производства. Например, один из наших клиентов в Сибири —  предприятие в сфере обрабатывающей промышленности, одно из крупнейших в своей отрасли. С ним мы пилотируем комплекс отечественных решений по управлению службой каталогов и операционными системами.

Третья группа объединяет весь остальной бизнес и его тоже можно условно поделить на крупные компании и МСБ-сегмент. Первые, у которых тоже задействуется критическая информационная инфраструктура, сейчас активно переходят на отечественные решения, тогда как малый и средний бизнес в большинстве своем продолжает работать на том, на чем привык. С другой стороны, если отечественные разработчики предложат что-то достаточно зрелое, а у иностранных таких обновлений не будет, они тоже могут предпочесть российское ПО.

Штатные ИТ-подразделения бизнеса с точки зрения свои компетенций до сих пор преимущественно ориентированы на иностранные решения. Не все специалисты успели переучиться – не стоит забывать о том, что обязанность поддерживать текущую инфраструктуру с них никто не снимал. Здесь также важна наша экспертиза по обучению и внедрению.

─ Что будет с клиентами Softline, у которых продолжается срок действия контрактов на ПО и оборудование после ухода вендора? Стоит ли рассчитывать на поддержку?

О. Ф. Конечно, еще четыре года назад мы разработали комплекс услуг под названием «Премьер Cервисы Softline», который включает как инцидентную, так и проактивную поддержку. С одной стороны, мы гарантируем нашим заказчикам стабильную работу инфраструктуры, и, что самое важное, заботимся о том, чтобы приобретенное и внедренное ПО работало без перебоев. С другой стороны, мы научились не только реагировать на проблемы заказчиков в режиме 24/7, но также предвидеть потенциальные сложности предприятия благодаря ИИ и машинному обучению. Наши инженеры помогают минимизировать риски простоев, они анализируют полученные данные и предоставляют заказчикам подробную инструкцию по устранению выявленных проблем. Этот подход способствует более эффективной и безопасной работе инфраструктуры, а также повышает ее отказоустойчивость.

С. Ч. Кроме того, «Премьер Сервисы»  — это услуги по миграции, обучению персонала компаний и ИТ-специалистов, а также общей поддержке систем, основанных на технологиях ведущих российских производителей ПО. Все эти сервисы способствуют более безопасному и предсказуемому переходу бизнеса на российские технологии, ведь наша первоочередная задача – организовать бесшовный и плавный переход без критичных просадок.

─ Наступает 2024 год, что вы хотели бы сказать вашим клиентам в Сибири?

С. Ч. Мы в Softline верим в будущее российских ИТ-технологий. Многолетний опыт и глобальную экспертизу мы вложили в решение ключевой задачи — перейти на российский софт бесшовно.

В течение ближайших двух или трех лет российские программные продукты станут более зрелыми, но уже сейчас мы наблюдаем, как улучшается их качество и недалек тот день, когда мы выйдем на глобальный уровень.

О. Ф. Мы желаем всем сибирякам и нашим клиентам бесперебойной работы ИТ-инфраструктуры и бесшовного перехода на российские технологии, а Softline, как один из лидеров ИТ-рынка, им в этом поможет.

Softline  (ПАО «Софтлайн»)
630015, Новосибирск, ул. Планетная, 30, к2Б
+7 (383) 319-07-97

https://softline.ru/
pr@softline.com
Реклама

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ