Каким быть бюджету Новосибирской области?

Публичные слушания по проекту закона «Об областном бюджете Новосибирской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов» прошли в Законодательном собрании региона и вызвали активное обсуждение среди присутствовавших. Новый бюджет области планируется с дефицитом и учётом приоритетных для государства задач.

В обсуждении проекта главного финансового документа региона в Заксобрании 9 ноября приняли участие министры правительства области, депутаты регионального парламента и Совета депутатов города Новосибирска, руководители органов местного самоуправления и представители общественности.

Основные параметры будущего областного бюджета представил и.о. заместителя председателя правительства Новосибирской области – министр финансов и налоговой политики Новосибирской области Виталий Голубенко. Он сообщил, что в 2024 году доходы региона прогнозируются на сумму почти 280 млрд рублей. Главным образом это собственные доходы (275,4 млрд рублей). Планируемые расходы, которые нашли отражение в проекте бюджета – 319,4 млрд рублей.

Таким образом, в бюджете следующего года появится дефицит порядка 39,4 млрд рублей. Его планируется компенсировать заемными средствами, что, в свою очередь, приведет к росту государственного долга Новосибирской области до 101,3 млрд рублей. Однако, по словам министра, это не выходит за «экономически безопасный уровень» госдолга, определенный правительством РФ.

Заместитель председателя Заксобрания Новосибирской области Владимир Карпов напомнил присутствующим, что публичные слушания призваны обеспечить гражданам возможность влияния на решения власти и обратил внимание на уменьшение финансирования в проекте бюджета некоторых значимых направлений.

«Мы говорим о социальной направленности бюджета, но видим, что у нас на 9 млрд рублей уменьшено финансирование на социальную поддержку… И по программе комплексного развития сельских территорий тоже почти на 2 млрд рублей уменьшение», — заметил Владимир Карпов.

В ответ Виталий Голубенко акцентировал внимание на том, что в проекте бюджета пока не учтены трансферты из федерального бюджета, значительная часть которых остается нераспределенной. В частности, пока в регионе нет понимания о сумме дотаций на сельское хозяйство и дорожный фонд. Ожидается, что информация об этом появится к моменту обсуждения проекта бюджета на сессии.

Однако министр всё же предупредил, что рассчитывать на большие поступления из федеральной казны не стоит, потому что, начиная с 2022 года Новосибирская область по уровню бюджетной обеспеченности входит в разряд регионов, которым дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности не полагается.

В частности, по словам спикера, не стоит ожидать дополнительных дотаций в социальную сферу, поскольку с 2024 года часть функций социальной защиты — выплаты на детей и доплаты к пенсиям – переданы от региона в Социальный фонд России. При этом в областном бюджете уже запланированы почти 40 млн рублей на поддержку граждан — социальные выплаты и льготное лекарственное обеспечение.

«Мы понимаем, что стратегические задачи нашей страны лежат в иной важной плоскости. Поэтому надо готовиться к тому, что значительного увеличения [поступлений из федерального бюджета] не предвидится. К этому нужно подходить с пониманием», — сказал Виталий Голубенко, добавив, что Новосибирская область должна «адаптироваться к изменившимся внешним условиям», увеличивая в структуре экономики долю собственного производства.

При этом министр уверил, что проект будущего бюджета учитывает выполнение основных обязательств органов власти. Среди них – выплаты зарплат работникам бюджетных организаций и их рост с учетом инфляции, реализация национальных проектов и строительство инфраструктурных объектов, софинансируемых из федерального бюджета. В том числе, в проекте бюджета запланированы 15 млрд рублей на строительство 118 объектов в регионе в 2024 году. В основном, это объекты, строительство которых уже ведётся.

Также выполнение первостепенных задач будет осуществляться за счет резервного фонда правительства Новосибирской области, рост которого в 2024 году составит 46%. Сюда уже включили финансовый резерв на развитие Новосибирска — 1,9 млрд рублей. В том числе 930 млн – на строительство и ремонт автодорог, 518 млн рублей – на приобретение пассажирского транспорта, 350 млн рублей – на ремонт тротуаров и благоустройство дворовых территорий и более 100 млн рублей – на увеличение зарплат бюджетникам.

В свою очередь, первый заместитель председателя правительства Новосибирской области Владимир Знатков отметил, что в проект бюджета «включены такие приоритетные расходы, как поддержка участников боевых действий и их семей».

В ходе публичных слушаний депутат Заксобрания Новосибирской области Дмитрий Козловский обратил внимание на важность выполнение наказов в сфере ЖКХ: «Их самое большое количество, более 5 тыс. штук. Если в городе наказы в сфере ЖКХ, в основном, связаны с благоустройством, то в сельской местности – с вопросами водоснабжения, чистой воды, газификации… При этом мы видим сокращение бюджета министерства энергетики и ЖКХ региона на 6 млрд рублей».

Остроту проблем сферы ЖКХ в районах подтвердил глава Татарского района Юрий Вязов. Он назвал необходимым строительство станций водоподготовки в селах, реконструкцию сетей водоотведения и строительство очистных сооружений. Также, по его словам, районы остро нуждаются в технике для предприятий ЖКХ, увеличении финансирования на ремонты дорог, замену систем отопления и теплоснабжения в школах.

Продолжая тему, депутат Заксобрания Новосибирской области Александр Шпикельман напомнил, что депутаты с правительством уже неоднократно обсуждали необходимость переноса не исполненных в 2022-2023 годах наказов избирателей на 2024 год – и это должно найти отражение в поправках к проекту бюджета между первым и вторым чтениями.

Среди других предложений на слушаниях была инициатива депутата городского Совета депутатов Новосибирска Светланы Каверзиной внести в проект бюджета ремонт крыши спортивного комплекса «Заря» в Новосибирске.

«На данный момент, это сумма в 165 миллионов рублей. Город с этим не справится. Если мы не проведем эти работы, то можем потерять всё здание, и тогда речь будет идти о миллиардах рублей», — заявила Светлана Каверзина.

Кроме того, депутат горсовета подняла вопрос о приобретении музыкальных инструментов для музыкальных школ города (предварительно, необходимая сумма – 100 млн рублей) и предложила восстановить финансирование муниципальных транспортных контрактов, которое за последнее время сократилось на 300 млн рублей.

«Хотелось бы ощутить поддержку [областного бюджета] и вернуть финансирование до 800 млн рублей, чтобы довести транспортную реформу до конца», — резюмировала Светлана Каверзина.

Депутаты Заксобрания
Председатель комитета Заксобрания по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Федор Николаев (в центре) заверил, что все предложения будут учтены при подготовке попроавок в текст проекта закона. Фото Михаила Перикова

В завершении слушаний председатель комитета Заксобрания по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Федор Николаев заверил присутствующих, что все прозвучавшие замечания и предложения будут рассмотрены на бюджетном комитете регионального парламента и учтены при подготовке поправок в текст проекта закона Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов».

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ