Новосибирский драматический театр — классический репертуар с авторским видением худрука Анатолия Кубанова

В Новосибирском драматическом театре, художественным руководителем которого является вице-спикер Заксобрания Новосибирской области Анатолий Кубанов, показывают спектакль «И все, что с нами будет…» по пьесе Альберта Гурнея. Что привнес театр в эту постановку, чем вдохновлялась главная актриса спектакля и почему зрительный зал всегда «хлюпает» — в материале «Континента Сибирь».

О чем постановка?

Как рассказывает Анатолий Кубанов, в театре стараются использовать для постановок хороший драматургический материал, и это совсем не обязательно классические произведения. «Мы не загоняем себя в рамки. Это может быть современная российская драматургия, советская драматургия, русская и зарубежная», — поясняет худрук театра. На фоне постановок, которые сейчас можно увидеть в театре, обращает на себя внимание спектакль «И все, что с нами будет…».

Пьеса американского драматурга Альберта Рамсделла Герни «Любовные письма» — произведение, ставшее финалистом Пулитцеровской премии в области драмы. Пьеса с двумя действующими героями — Энди и Мелиссой — часто интерпретируется в театрах по всему миру и существует в нескольких версиях аудиоспектаклей.

Анатолий Кубанов отмечает, что его задача как художественного руководителя — выступать в качестве защитника, адвоката зрительного зала, и требовать, чтобы все честно, по-доброму, с максимальной отдачей выполняли свою работу. Фото предоставлено Новосибирским драматическим театром

Этот спектакль строится на письмах-воспоминаниях, которые герои фактически оглашают один за другим. Ни одной встречи актеров на сцене не показано, но чувства и переживания выражены в полной силе, что не оставляет зрителя равнодушным. Специфика таких писем-воспоминаний вкупе с игрой на сцене в том, что актеры не видятся лично, выражая всю свою радость и боль на бумаге. Герои показывают, как это, когда человек молчит: молчит неделю, молчит три месяца или уже никогда тебе не ответит.

Сцена из спектакля «И все, что с нами будет». Фото предоставлено Новосибирским драматическим театром

Актеры НДТ Тимофей Ленских и Лада Большангорская объясняют, что в оригинале спектакль выглядит как читка писем, при этом актеры сидят на стульях на пустой сцене. Худрук театра Анатолий Кубанов добавил декораций, чтобы показать, как проходит и меняется время, как сами актеры меняются и взрослеют. На сцене стоит кушетка: она же кровать, она же колыбелька, она же — больничная койка.

Герои спектакля часто переодеваются. Мелисса меняет платья на костюмы, а костюмы на пижаму, когда переживает самые тяжелые периоды своей жизни. Энди переодевает кители и пиджаки, становится деловым успешным человеком, занимает должность сенатора. Такие переодевания показывают не только рост и стремление героев, но и их неудачи и отступления.

Всю жизнь Мелисса не может определиться и найти себя. Она мечется и не может понять, что ей нужно, чего она сама хочет. Она заводит семью, рожает детей, продолжает думать об Энди. Она предлагает ему жить вместе, но сама же отвергает. Пробует новое, забрасывает и пробует снова.

Энди спрашивает: «Сколько мы проживем вместе — месяц, два, три?»

«Вечность», — отвечает Мелисса.

Мелисса — чувственная, ветреная и неопределенная девушка.

Энди — стойкий, сдержанный и терпящий.

Спектакль длится полтора часа, а вмещает в себя 50 лет жизни Энди и Мелиссы. У героев есть семьи, любовники, они достигают целей и пробуют себя в разных сферах, они много пьют и получают должности сенаторов, но никогда не перестают писать друг другу письма. Они ссорятся в письмах, встречаются, планируют, игнорируют, но до последнего держат связь. Связь через расстояния, через личную жизнь, через потери и переживания. С самого детства держат связь.

Главная актриса признается, что боялась не справиться с ролью из-за большого количества сцен и переодеваний: «Два месяца мы работали над ролью, репетировали. Мы вдвоем, у нас 70 страниц текста! Режиссер Анатолий Анатольевич Кубанов очень нам помогал, расставлял правильные акценты. Когда он сказал, что мы будем ставить этот спектакль, я начала смотреть, кто был в этом спектакле до нас и в каком формате. Эту постановку обычно играют на двух табуретках. Просто читают письма. Я поняла, что у нас такого не будет. Что у нас будет постоянное движение, очень много мизансцен. Тогда я думала о спектакле с опаской: я начинающая актриса, как я с этим справлюсь? Но сейчас вижу отзывы зрителей, вижу, как хлюпает зал, и понимаю, что я справляюсь с ролью».

Энди много раз пытался оставить Мелиссу, забыть ее. У него появляется семья, он часто в письмах упоминает жену, делает акцент на поддержке с ее стороны. Энди — успешный человек, который достигает всего, за что берется. Мелисса будто вынуждает его обратить на себя внимание, Энди приезжает к ней — это почти единственная их встреча за долгую жизнь, после чего Мелисса говорит: «50 лет одна ночь вместила».

Герои живут письмами, такое общение — то, что их питает всю жизнь. Как только нарушается отправка писем с двух сторон, герои начинают терять связь. Первое и последнее письмо принадлежат Энди, он адресует их Мелиссе в раннем детстве и уже во взрослом возрасте. Последнее письмо адресовано в никуда.

Сцена из спектакля «И все, что с нами будет». Фото предоставлено Новосибирским драматическим театром

Актриса рассказала, как актеры вместе с режиссером обыгрывали разницу в возрасте между Тимофеем и Ладой: «Как видите, мы с Тимофеем совершенно разной возрастной категории. Получилось так, что Энди (главный герой) словно начинает вспоминать, перелистывать то, как он запомнил Мелиссу. Поэтому Мелисса меняется, но не так сильно. Она не доходит до возраста самого героя в реальном времени. Мелисса — статичное воспоминание. Все действие начинается с Тимофея и заканчивается им же. Энди как будто развернул всю историю и рассказал ее зрителям».

В конце спектакля зритель понимает, что Мелисса — светлое и грустное воспоминание Энди. Энди вырос, стал успешным, у него есть семья и статус, но он хранит письма, хранит воспоминания о своей Мелиссе. О Мелиссе, которую он, кажется, запомнит навсегда.

«Мелисса никогда не скрывала своих чувств, в которых я не смел ей признаться. Теперь ее нет, и я не знаю, как мне жить без нее. Одна мысль, что я не смогу больше написать ей, получить от нее ответное письмо, наполняет меня пустотой, которую невозможно передать. Мало мужчин, которые смогут похвастаться дружбой с такой женщиной. Мало», — последнее письмо Энди.

«Я убежден, что в нашем театре, исходя из принципов максимально четкого профессионального отбора актеров, приглашенных режиссеров, нам удается достигать высокой планки. Мы делаем крепкие профессиональные работы, поэтому, наверное, можно говорить о каком-то развитии. Нам надо просто соответствовать. Соответствовать тому, чтобы наши работы были максимально интересные, тонкие, точные и умели вдохновлять зрителей, ─ рассказывает Анатолий Кубанов. ─ После спектакля человек не должен выходить травмированным и с мыслями, что бесцельно потерял два-три часа своей жизни. Он должен думать о том, что приобрел что-то мощное: с точки зрения эстетического наслаждения, эмоций — поплакать, поулыбаться. Иначе зачем вообще нужен театр?»

Как рассказывает Анатолий Кубанов, в театре стараются использовать для постановок хороший драматургический материал, и это совсем не обязательно классические произведения. Фото предоставлено Новосибирским драматическим театром

Игра в паре

Актеры Тимофей Ленских и Лада Большангорская играют спектакль «И все, что с нами будет…» в паре с 7 марта. В спектакле их двое, а всего актеров — четверо. Они играют друг за другом и меняются по расписанию. При этом Тимофей и Лада признаются, что изначально пары должны были поставить наоборот.

«Изначально я должна была играть вместе с Алексеем Лукашовым. Но так получилось, что мы поменялись, когда отыгрывали спектакль, и я встала в пару с Тимофеем», — рассказывает Лада Большангорская. Тимофей Ленских подтверждает, что окончательные составы определились уже в процессе репетиций. «После двух-трех репетиций режиссер понял, что составы должны быть именно такие», — говорит Тимофей.

Оба состава по-разному воспринимают и играют спектакль. Ирина Трифонова и Алексей Лукашов — это второй состав спектакля. Получается две абсолютно разных монументальных постановки, так как актеры играют своих героев, привнося собственное восприятие. Невозможно сделать так, чтобы два состава отыграли одинаково спектакль. Тем более что у Ирины и Алексея примерно один возраст, а у Лады и Тимофея возраст значительно отличается. Ирина и Лада — актрисы с разным темпераментом, они по-другому и другим вдохновлялись.

«Я никогда не испытывала таких переживаний, какие испытывает в спектакле Мелисса. Мне было трудно ее понимать. Пока я работала над ролью, я пребывала в депрессии. Не в клинической депрессии, конечно. Но мне было сложно понять внутренние метания героини. Мелисса — очень сломанный человек. Она не создана для счастья. Она цепляется, ищет хоть в ком-нибудь, где-нибудь это счастье. Приходилось копать, искать примеры, вдохновляться кем-то. Я вдохновлялась Мэрилин Монро. Моя героиня пытается себя исследовать. А потом понимает, что все плачевно… У моей героини неизбежно грустный финал», — резюмирует Лада Большангорская.

Как уже было сказано, с Тимофеем Ленских Лада Большангорская играет с марта. «Партнер в спектакле — это всегда твой самый любимый человек. Человек, который тебя спасет, если ты тонешь, он тебе поможет и вдохновит тебя на продолжение, — рассказывает Лада Большангорская. — Сегодня на спектакле не все было идеально, были кое-какие недоработки в самом начале. Но, как говорит Анатолий Кубанов, «дуй до горы!».

Несмотря на все сложности, которые есть в жизни, зритель должен понимать, что она прекрасна, что жить стоит. В этом НДТ, по словам Анатолия Кубанова, и видит свою миссию. Фото предоставлено Новосибирским драматическим театром

«Для нас главный принцип — быть добрыми, не наносить никаких психотравмирующих эффектов зрителям. То есть не заниматься лжеконцептуализмом, тем, отчего зачастую страдает современный театр: сейчас много пафосных псевдофилософских идей и очень мало честного, профессионального отношения к зрительному залу. Здесь моя задача как художественного руководителя — выступать в качестве защитника, адвоката зрительного зала, и требовать этих нехитрых, но крайне важных вещей, чтобы все честно, по-доброму, с максимальной отдачей выполняли свою работу, — резюмирует Анатолий Кубанов. — Несмотря на все сложности, которые есть в жизни, зритель должен понимать, что она прекрасна, что жить стоит. В этом мы и видим свою миссию — поддержать человека, согреть его, а не оттолкнуть».

12+

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ