Градообразующие предприятия — основа экономики региона

ОАО «Искитимский цементный завод» в третий раз становится лауреатом ежегодного конкурса «За успешное развитие бизнеса в Сибири». Экспертный совет, в состав которого вошли руководители городской и областной администрации, Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области, Исполкома МА «Сибирское соглашение», НГ ТПП, МАРП, Межрегиональной Аудиторской палаты Сибири, определил 27 предприятий, которые достигли наиболее высоких результатов по итогам работы в 2006 году. Лучшим строительным предприятием области названо ОАО «Сибмост», лучшим предприятием по выпуску строительных материалов — ЗАО «Завод ЖБИ-12», ОАО «Искитимцемент» стало победителем в номинации «Градообразующие предприятия». Церемония вручения наград прошла 15 июня в Новосибирском областном Совете.

На фото справа налево — генеральный директор ОАО «Искитимцемент» Игорь Мисько, директор ООО «Востокцемремонт» Александр Вернер, первый заместитель гендиректора ОАО «Искитимцемент» Евгений Кожевников

ОАО «Искитимцемент» обеспечивает 41% потребностей стройиндустрии СФО, снабжая цементом большинство производителей ЖБИ, строительные организации, предприятия дорожного комплекса, а также других потребителей. Завод входит в первую десятку крупнейших предприятий цементной промышленности РФ, неизменно за последние годы опережая по темпам прироста объемов продукции среднеотраслевые показатели.

Лауреатом регионального конкурса «За успешное развитие бизнеса в Сибири» «Искитимцемент» становится в третий раз. Впервые завод получил эту награду в 2003 году, когда после длительного спада производства стал наращивать объем выпускаемой продукции, перешагнув рубеж в 1 млн тонн цемента в год. В 2006 году завод отгрузил 1 млн 560 тыс. тонн, и по сравнению с 2005 годом увеличение составило 16,4%. Причем в соответствии с принятым планом завод рассчитывал выпустить 1,5 млн тонны цемента, 60 тыс. тонн было произведено сверх плана. Успешное развитие стало итогом работы всего коллектива предприятия, а также поддержки, оказанной его стратегическим партнером — ГК РАТМ, возглавляемой Эдуардом Тараном. Начиная с 2001 года ГК РАТМ направила на восстановление производства «Искитимцемента» в общей сложности почти 2 млрд руб.

Только за последний год успехи «Искитимцемента» были отмечены победами сразу в нескольких общероссийских конкурсах, в их числе — свидетельство «Надежный партнер», выданное Торгово-Промышленной палатой РФ, награда «Лидер экономики России» и звание «Лучший работодатель России». На встрече с журналистами новосибирских СМИ генеральный директор «Искитимцемента» Игорь Мисько сказал, что полученная заводом награда, несмотря на свой региональный статус, является для него также весьма значимой: «Я с большим интересом и уважением отношусь к этому конкурсу, считаю его серьезным мероприятием, в котором участвуют известные и достойные предприятия области. Даже попасть в список претендентов на номинацию очень почетно, поэтому победу в нем считаю высоким достижением всего нашего коллектива».

100 вагонов повезут искитимский цемент

Игорь Мисько отметил, что в последние годы ему поступает большое количество предложений об участии в различных конкурсах. По его словам, организаторы подобных мероприятий обычно оценивают работу компаний по динамике развития, величине затрат на социальные программы, размеру налоговых отчислений — у «Искитимцемента» они одни из самых высоких, поэтому завод не может пожаловаться на то, что он обделен вниманием. Мнение директора — при выборе конкурсов необходимо отдавать предпочтение тем из них, которые проводятся в рамках государственных программ, в том числе региональных, где успехи оценивают авторитетные независимые эксперты. «Мы в третий раз принимаем участие в конкурсе «За успешное развитие бизнеса в Сибири«, и даже по его результатам уже можно говорить об укреплении экономического потенциала Новосибирской области. За прошедшие три года наш завод нарастил объем почти на 70%. Если в 2003 году мы только начинали восстанавливать производство, то сегодня завод перешагнул рубеж проектной мощности. В 2006 году была полностью восстановлена вторая площадка, запущены все технологические линии. Программа 2007 года — произвести 1700 тыс. тонн, при этом не менее 30% всего объема займут высокомарочные цементы. Если пересчитать на номенклатуру 15–20-летней давности, то завод существенно превысит свою проектную мощность, ведь баланс мощностей формировался с учетом выпуска более низких сортов, установленная производственная мощность равна 1650 тыс. тонн. Уверен, что мы справимся с поставленной задачей».

Ежегодный конкурс «За успешное развитие бизнеса в Сибири» направлен на содействие продвижению предприятий Новосибирской области на внутреннем и внешнем рынках, поощрение выпуска конкурентоспособной, импортозамещающей продукции и услуг, улучшение предпринимательского климата, повышение имиджа деловых кругов. Работа «Искитимцемента» — единственного производителя цемента на территории Новосибирской области — в полной мере соответствует всем перечисленным задачам. Стабильные поставки цемента, которым он обеспечивает не только Новосибирскую область, но и соседние регионы начиная с 1934 года, влияют не только на объемы промышленного и гражданского строительства, но и на работу смежных отраслей. Едва ли можно было бы говорить о выпуске конкурентоспособной и импортозамещающей продукции или об улучшении предпринимательского климата, если бы в области не строились новые производственные мощности, административные здания, дороги. Дефицит цемента мог бы стать серьезным тормозом для развития региона.

Отвечая на вопросы журналистов, касающиеся возможностей «Искитимцемента» по снабжению строительного комплекса в 2007 году, Игорь Мисько подтвердил, что завод полностью готов к работе. Программа модернизации основного оборудования, начатая в 2002 году, завершилась капитальным ремонтом трех печей предприятия. В октябре-ноябре 2006 года прошел капитальный ремонт обжиговой печи N 6, в первом квартале 2007 года выполнен текущий ремонт печи N 8. Последней 6 июня была сдана в эксплуатацию печь N 9 — самый сложный и приоритетный по значимости объект в программе капитальных ремонтов. Если на печи N 6 был заменен один пролет корпуса (без футеровки весит более 320 тонн) и реконструирован горячий конец печи, то на девятой были заменены два пролета корпуса — всего 59 метров, а также реконструирован горячий конец печи — расширен с 4,5 до 5 метров в диаметре. Подобный ремонт не проводился ни разу, хотя в эксплуатацию объект был сдан в 1966 году.

Реконструкция вращающейся печи N 9 потребовала значительных усилий как технических служб самого «Искитимцемента», так и специализированных предприятий, в нем принимали участие специалисты «Востокцемремонта», предприятий «ФСК» и «Стройинвест», подготовка к ремонту заняла почти два года. «Корпус агрегата был полностью изношен, и было очевидно, что его придется остановить, однако сутки простоя 9-й печки оборачиваются для цеха «Обжиг« почти 1500 тоннами недопоставленной продукции. Поэтому основным вопросом, на который мы хотели получить ответ от строителей, был — за какой минимальный срок они смогут произвести все необходимые работы», — говорит Игорь Мисько. Если реконструкция 6-й печи была выполнена за 60 суток, то на все работы по реконструкции 9-й ушло 48 суток. Выпуск продукции был остановлен только после того, как рядом с печью был полностью сварен заменяемый участок, за счет чего простой удалось уменьшить почти на две недели. «Если бы работы были начаты после остановки печи, процесс бы сильно затянулся. «Востокцемремонт« доказал, что сроки капитального ремонта можно сократить, привлекая к его выполнению гораздо меньше людей, чем это было 15–20 лет назад», — отмечает Игорь Мисько.

Ремонт основного оборудования, начатый в конце 2006 года и завершившийся в начале июня, не отразился на отгрузке потребителям цемента готовой продукции. Зимнее уменьшение спроса позволило предприятию наработать запас клинкера в 200 тыс. тонн, поэтому остановка печей, считающихся «сердцем» завода, не сказалась на работе его помольных мощностей. «К началу лета мы полностью подготовили все производственные линии, — говорит Игорь Мисько. — Летом проведение длительного ремонта невозможно, загрузка оборудования, по предыдущему опыту, зашкаливает за 95%. Рост спроса уже очевиден — в мае отгрузили 169 тыс. тонн, по плану было 160. На 15 июня было отгружено 76 818 тонн, следовательно, в июне завод сможет реализовать не менее 180 тыс. тонн цемента.

Проведенная реконструкция ощутимо повысила мощности основных цехов. Дальнейшие планы — модернизировать оборудование сырьевого участка. «Цепочку нужно обязательно сбалансировать, — говорит Игорь Мисько. — Когда завод строился, он был рассчитан на определенную производительность, две печи реконструированы, и по загрузке шламом они уже на пределе возможности. Если переделаем еще две печи, нам не станет хватать мощности сырьевого цеха. Планируем произвести замену корпуса мельниц, реконструкцию приводов. Далее будем решать вопрос с холодильниками, поскольку объем выходящего клинкера стал больше, необходимо нарастить и их мощности». Результатом выполнения программы модернизации станет то, что завод через несколько лет, возможно, достигнет производственной мощности в 1900 тыс. тонн цемента. До конца 2007 года, по словам гендиректора, на заводе осталось выполнить только текущие ремонты, задел для работы в период высокого покупательского спроса уже сформирован. Сезон «Искитимцемент» пройдет практически без остановок на ремонты. Уже сегодня отгрузка со склада готовой продукции доходит до 8 тыс. тонн в сутки. Благодаря работе всех технологических линий все идет по плану. Осенью начнется проведение коротких технологических осмотров и проверок. Технические специалисты изучат, насколько хорошо показали себя реконструированные печи и те новые технологии, которые были использованы при их модернизации.

Спрос на искитимский цемент растет. «Проблем со сбытом на заводе нет. Спрос, как мы и ожидали, больше прошлогоднего. Первый квартал отработали с плюсом, и сейчас каждый месяц идет нарастание. Именно поэтому производственными и сбытовыми службами был пересмотрен первоначальный план с 1650 тыс. тонн до 1700 тыс. тонн. Однако главное условие преодоления дефицита цемента на рынке — строительство нового предприятия. Выбор поставщиков оборудования и подрядчика строительства закончен в конце мая, сегодня идет подписание контрактов с производителями линии. Процесс длительный, но до конца июня все необходимые договоры будут подписаны», — говорит Игорь Мисько.

«Искитимцемент» — ведущее градообразующее предприятие не только для Новосибирской области, но и для своего района. Завод принимает активное участие в жизни города Искитима и Искитимского района. Участие предприятия в социально-значимых проектах выражается в различных формах — это спонсорство и корпоративная благотворительность (в 2006 г. на оказание помощи бюджетным организациям города и района было затрачено 3 млн 119 тыс. руб.), кроме того, участие в программах благоустройства города. С укреплением промышленного производства заводу удалось обеспечить устойчивый рост уплаты налоговых отчислений в федеральный бюджет, консолидированный бюджет Новосибирской области, местный бюджет и государственные внебюджетные фонды. «Искитимцемент» — рентабельное предприятие, по сравнению с уровнем 2005 года объем перечисляемых налогов вырос в 2,24 раза. Немаловажен рост численности персонала, начиная с 2001 года коллектив завода вырос на 230 человек. Работники — в основном жители Искитимского района, для многих из которых завод — единственная возможность материально обеспечить свою семью.

Второй после дефицита цемента часто обсуждаемой темой в прессе является рост цен на цемент. Отвечая на вопрос, касающийся повышения цены на продукцию завода, Игорь Мисько отметил, что частично решить проблему способна более равномерная загрузка его мощностей, при которой общие объемы производства могли быть больше. «Осенью, зимой и весной цены на цемент ощутимо ниже, летом они растут потому, что на рынке образуется его дефицит. Все заводы стимулируют строителей брать больше своей продукции не в сезон. «Искитимцементу« было бы проще ежемесячно производить по 140–150 тыс. тонн, не перенапрягая оборудование, чем работать в летние месяцы практически на износ. Причем все равно больше чем 180–185 тыс. тонн завод сегодня выпустить не сможет — мощности не позволят. Строители сегодня, осваивая новые технологии, начинают больше строить зимой, некоторые из заказчиков понимают — чтобы гарантированно получить цемент, нужно и свой график работ планировать по году более равномерно. Будем надеяться, что проблема сдвинется с мертвой точки», — говорит Мисько. На рост цен, по словам директора, влияет и рост затрат на энергоносители. В структуре себестоимости цемента 40% занимает энергетика, а цены на электроэнергию и газ, как известно, ежегодно растут.

Основной объем поставок цемента приходится на железнодорожный транспорт, май — месяц, когда начинает ощущаться дефицит вагонов, тормозящий процесс отгрузки. Совсем недавно на ОАО «Искитимцемент» пришла первая партия вагонов-хопперов производства ОАО «Рузхиммаш». Грузоподъемность каждого хоппера составляет 72 тонны, всего было приобретено 100 подобных вагонов. Необходимость собственного железнодорожного парка в дополнение к большому автомобильному, уже имеющемуся на предприятии, в том, что мощности, имеющиеся на железной дороге и предназначенные для перевозки цемента, устаревают, новые пока приобретаются в недостаточных количествах. Вместе с тем лето и начавшийся строительный сезон предъявляют жесткие требования именно к бесперебойности доставки основного строительного материала, поэтому «Искитимцемент» взялся за решение и этой проблемы. Расширение собственного подвижного парка означает, что завод готов не только произвести цемент, но также обеспечить его доставку предприятиям Сибири и других регионов в требуемых объемах и точно в срок.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ