Анатолий Кубанов: «Режиссер должен быть адвокатом зрителей»

Новосибирский драматический театр «Советский» принимает поздравления — исполнилось три года со дня  основания. Мы встретились за кулисами репетиции премьерного спектакля НДТ «Советский» с художественным руководителем театра АНАТОЛИЕМ КУБАНОВЫМ.

— Анатолий Анатольевич, три года — это много или мало?

— Областные государственные драматические театры открываются не часто. Судите сами: «Красному факелу» более 100 лет, Театру юного зрителя — 90. Три года для театра — возраст младенческий. Свидетельством тому, что театр состоялся, является искренняя любовь со стороны театральной публики. Для нас было важным представить достойный, остроумный, праздничный и элегантный театр.

— Кто ваш зритель?

—Наш зритель вдумчивый. На старте закладывалась эстетическая парадигма, в которой главное — человек. Репертуар нашего театра — о человеке и для человека. Осознанно отказались от всех лжеконцептуализмов, псевдофилософизмов, ребусов и новомодных веяний. Мы сделали ставку на человека, на актерскую игру.

Убежден, режиссер должен быть адвокатом зрителей и не подвергать их психотравмирующим эффектам ради дешевой популярности в угоду культвторсырья.

— А как же фестивали и престижные премии? «Золотая Маска», например. Не секрет, что есть целая плеяда «режиссеров-золотомасочников» — разве для театра это не барометр успеха?

— Есть целый ряд фестивалей и премий где царит, прямо скажем, «междусобойчик», где свои двигают своих. На мой взгляд, это контрпродуктивно для театрального процесса. Уверен,  назначение Владимира Машкова  главой Союза театральных деятелей значительно освежит атмосферу театральных премий.

Скажу прямо: в своей работе мы не ориентируемся на фестивальные показы. Наш главный судья — зритель, а не грамоты и дипломы. Поверьте, куда важнее получать сердечный и благодарный отклик публики. Как говорили древние римляне, слава — это солнце мертвых. Куда важнее для драматического театра «Советский» живой, нарастающий зрительский интерес.

— Что же тогда сегодня театр: институция развлечений или таинство просвещения в эпоху диктата массовой культуры?

— Безусловно, все зависит от мастерства: режиссерского, актерского, от замыслов и находок. У театра изначально более выигрышная позиция по сравнению с современным культурным пространством, где ставка делается на зрелищность и миллионы просмотров. Технологии стремятся определить культуру как услугу или продукт, для которых, в первую очередь, важно продвижение. Но культура — это достояние и наследие, это не бесконечный нарратив соцмедиа, а диалог. На сегодня театр — единственный вид искусства, который сохранил роскошь неподдельного человеческого диалога со зрителем.

— Почему «Советский»?

— Мы выбрали название исходя из понимания, что советский период — высшая точка цивилизационного развития. СССР — Красная Атлантида, самый футуристический социальный проект в истории человечества. Подчеркну, в название театра мы не вкладывали никаких политических коннотаций. Это высокий эталон  культуры, которая во многом стала авангардом, определяющим пути развития для мирового театра.

Советский театр, вне всякого сомнения, был маяком. У нас учились! Выбрав название «Советский», мы подняли для труппы такую высокую планку, которую жаждем достигнуть в своем творчестве.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ