Бизнесмен, руководитель ГК Химметалл, заместитель председателя общественного экспертного совета по вопросам градостроительства при мэре города Новосибирска

Увеличение нагрузки на строительный сектор чревато последствиями. Какими именно?

В Новосибирске прошел форум «Строительная неделя», на котором выступали федеральные и новосибирские спикеры. Среди прочего обсуждались столь важные для отрасли темы, как КРТ (Комплексное развитие территорий), строительство социальной инфраструктуры в привязке к жилищному строительству, нормативы по парковкам. Требования по социальной инфраструктуре стали наиболее острой темой для строительного сообщества Новосибирска в последние месяцы.

Сергей Пахомов
Сергей Пахомов выступает на Cтроительной неделе. Фото: nso.ru

У нас фактически остановлена выдача разрешений на строительство (в связи с позицией прокуратуры о необходимости обеспечить строящееся жилье социальной инфраструктурой). И все ждут какого-то решения: «не может же Москва смотреть на то, как строительная отрасль загибается, она должна что-то решать – решать и с выдачей разрешений на строительство, и со строительством социальной инфраструктуры».

Но спикеры из Москвы, в частности, заместитель министра строительства РФ Никита Стасишин, на форуме говорили, что все вопросы по выдаче разрешений на строительство должны решать местные власти – это их зона ответственности.

Что я лично услышал из выступления Сергея Пахомова (председатель комитета Госдумы по строительству и ЖКХ)? Что задача, которая поставлена президентом перед строительной отраслью, не просто в том, чтобы построить столько-то квадратных метров жилья, а чтобы улучшить жизнь людей – эти квадратные метры должны быть обеспечены и благоустройством, и социальной инфраструктурой. И за всё, опять же, отвечают местные власти. С них спросят и в том случае, если встанет стройка, и в том, если жилье будет строиться без социальной инфраструктуры.

Сергей Пахомов сказал, что, конечно, местные власти могут переложить всё бремя строительства социальной инфраструктуры на застройщиков. Однако они должны отдавать себе отчет, что такую нагрузку выдержат только крупные застройщики – произойдет монополизация рынка.

Добавлю от себя: скорее всего это будут крупные московские компании. Расходы на социалку будут заложены в стоимость квадратного метра, то есть за него всего равно заплатят новосибирские покупатели. А вот возможности влиять на застройщиков у местных властей станет меньше. Да и налоги будут уходить в Москву.

Я считаю, что местным властям надо крепко подумать прежде, чем полностью взваливать на застройщиков финансирование социальной инфраструктуры. Есть такая позиция у части чиновников: если вам надо, стройте всю социальную инфраструктуру и отдавайте на баланс бюджета. Но даже федеральные эксперты предупреждают о возможных негативных последствиях такого подхода.

Другой интересный посыл в речи Сергея Пахомова касался количества обязательных парковочных мест в новостройках. Он рассказал о своем диалоге с губернатором одного из регионов. Тот говорил, что надо увеличить норматив по числу парковок на 20%. Однако Пахомов возразил: чем больше парковок, тем больше автомобилей, которые выедут на дороги. «Если вы считаете, что у вас все проблемы в недостаточности парковочных мест, пожалуйста, увеличивайте их число на 20%. Но вы должны понимать, что и машин станет на 20% больше. А значит и дорог вам придется построить на 20% больше». Альтернативой могло бы быть развитие общественного транспорта и, соответственно, сокращение обязательного числа парковок. Добавлю от себя, что это тот путь, который выбрало большинство современных крупных городов мира. И я считаю, что с развитием общественного транспорта, улучшением качества остановок и подходов к ним мы могли бы уменьшать число поездок на автомобилях. И тем самым сократить потребность в парковках.

Это даст не только снижение нагрузки на строителей, которая меня, естественно, беспокоит. Но это и уменьшение пробок, и улучшение экологии Новосибирска. Впрочем, вопрос, для кого должен быть город – для машин или для людей – мы уже не раз обсуждали.

Но для реализации этой политики необходима координация деятельности департамента строительства и департамента транспорта мэрии Новосибирска, о чем я тоже не раз говорил. Координация нужна, чтобы строители понимали, где действительно высока потребность в парковках, а где она ниже и как эта потребность будет меняться в перспективе.

К сожалению, на сегодня координация между двумя департаментами глубоко недостаточна, и я очень надеюсь, что ситуация изменится после избрания нового мэра.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ