Пошли по миру?

Крупнейший в прошлом региональный авторитейлер ГК «МАКС Моторс», находящийся в сложном финансовом положении и лишившийся большинства дилерств, приступил к распродаже своих активов. Пока речь идет о двух земельных участках и автокомплексе на Дачной, который был куплен авторитейлером несколько лет назад у кредиторов группы предприятий Андрея Соловьева. Что ожидает авторитейлера дальше, будут ли выставляться на торги другие салоны, появится ли у «МАКС Моторс» инвестор ─ в материале «КС».

Продажа активов

Информацию о том, что «МАКС Моторс» продает в Новосибирске два земельных участка, а также автокомплекс на улице Дачной, ранее подтверждал «КС» директор компании MDBroker Данил Прудников. Общая стоимость активов была оценена в сумму 358 млн рублей.

По данным MDBroker, на продажу выставлен автокомплекс на Дачной общей площадью 3,5 тыс. кв. метров. Изначально этот комплекс строила группа автодилерских предприятий Андрея Соловьева. В нем размещались бренды Skoda, Audi и Porsche. Однако после скандала с группой компаний в 2009–2010 годах и лишения ее дилерств по всем представляемым брендам автокомплекс перешел в собственность кредиторов в лице БИНБАНКа, который в свою очередь продал его в 2012 году группе компаний «МАКС Моторс». По оценкам участников рынка, стоимость сделки могла составлять порядка 100 млн рублей. Авторитейлер размещал на Дачной три бренда — Skoda, Lada и Jeep. Вследствие закрытия салонов Skoda и Lada в 2015 году, а также приостановки деятельности Jeep в 2016 году, автокомплекс стал пустовать. В этом контексте его продажа, по мнению участников рынка, вполне логична. По словам Данила Прудникова, стоимость объекта составляет 140 млн рублей, рассматриваются также варианты аренды.

Построенный Андреем Соловьевым автокомплекс вновь оказался на продаже
Построенный Андреем Соловьевым автокомплекс вновь оказался на продаже

Также «МАКС Моторс» продает и другие активы. Речь идет об участке  площадью 2,2 га неподалеку от торгового центра «МЕГА» за 200 млн рублей. На нем «МАКС Моторс» планировал строить дилерскую деревню. Также несколько лет назад, по словам участников рынка, авторитейлером рассматривался вариант возведения на этой площадке полнофункционального салона Toyota.

По мнению участника авторынка, находящегося в курсе ситуации по земельным участкам в Новосибирске, цену объекта можно читать завышенной с точки зрения других аналогичных предложений. «Исходя из стоимости, получается, что «МАКС Моторс» хочет примерно 90 млн рублей за 1 га, но в 2016 году можно было встретить как минимум два предложения на улице Ватутина по 40-45 млн за гектар, причём один из участков стоит на продаже уже несколько лет», ─ поясняет собеседник «КС» на условиях анонимности. По его мнению,  при указанной цене по участку на улице Ватутина возможна инвестиционная сделка – «МАКС Моторс» может войти в проект по строительству жилья на рассматриваемом участке.  «Срок реализации такого проекта может составлять 5-7 лет, если соответственно авторитейлер найдёт партнёра в это кризисное время», ─ предполагает участник рынка.

ГК «МАКС Моторс» в прошлом являлась самым крупным в Сибири авторитейлером по величине портфеля представляемых брендов: Volkswagen, Audi, Skoda, Subaru, Mazda, Mitsubishi, Jaguar, Land Rover, Renault, Jeep, Fiat, Ford, Lada, УАЗ, «Русские автобусы» в Новосибирске, Mazda и Mitsubishi в Омске, Renault и Lada в городе Белово Кемеровской области. В 2015 году ГК «МАКС Моторс» закрыла салоны Lada, Fiat, Skoda, Ford в Новосибирске, продала бизнес по Lada в Белове. В 2016 году большинство дистрибьюторов, ранее работавших с «МАКС Моторс», расторгли дилерские договоры с компанией либо приостановили операции.

Также на продажу выставлен участок площадью около 1 га на ул. Фабричной стоимостью 18 млн рублей. По оценкам собеседника «КС», стоимость участка можно считать недооцененной. «На мой взгляд, участок можно перезонировать под жильё ─ все же речь идет о правом береге, рядом река, транспортное положение удобно. Я  думаю, что при ценнике в 18 млн. рублей этот участок быстро заберут», ─ считает участник рынка.

Что касается других активов авторитейлера, в частности, автокомплекса на Добролюбова, салона на Немировича-Данченко и дилерского центра на Кирова, то вопрос по ним открыт. По словам Данила Прудникова, остальные объекты, возможно, со временем также будут выставлены на продажу.

«Продажа центров на Добролюбова и Немировича-Данченко возможна
вместе с перезаключением дилерских контрактов на нового покупателя. То есть, по такой же схеме, как в случае покупки группой компаний «Самара Авто» дилерского центра Nissan на Большевистской у компании «СЛК-Моторс». Местоположение у салонов отличное, бренды шикарные ─ все с российской локализацией. Поэтому, на мой взгляд, подобная схема может быть удачна для игрока, которому важнее приобрести готовый актив, чтобы выходить на открытый конкурс против «Автомира» и других федеральных игроков», ─ считает собеседник «КС».

В сложной ситуации

Напомним, что в настоящее время группа компаний «МАКС Моторс» находится в сложном финансовом положении. В августе текущего года компания «Jaguar Land Rover Россия» объявила о расторжении дилерского договора с «МАКС Моторс», публично обвинив бывшего партнера не только в нарушении условий договора, но и в воровстве автомобилей. Следом за «Jaguar Land Rover Россия» дилерский договор по марке Volkswagen расторг дистрибьютор этой марки в России. В свою очередь российское представительство Subaru перевела «МАКС Моторс» в статус авторизованного сервисного партнера. Приостановила операции в Новосибирске марка Jeep, а в Омске — марка Mazda. Все эти бренды находятся в портфеле «МАКС Моторс». Кроме того, дистрибьютор Mitsubishi в России удалил из списка своих официальных дилеров на официальном сайте группу компаний «МАКС Моторс» по Омску и Новосибирску.

МАКС МоторсВ понедельник, 19 сентября, стало известно о том, что компания «Русские автобусы», входящая в «Группу ГАЗ», также приостановила поставки новой техники в адрес «МАКС Моторс». «До конца текущего года мы планируем разрешить эту ситуацию, а пока для покупки и обслуживания в регионе автобусной техники, произведенной на заводах «Группы ГАЗ», рекомендуем обращаться к другим нашим дилерам, список которых можно найти на сайте компании», — пояснили в пресс-службе «Русских автобусов». 23 сентября появилась информация о том, что «МАКС Моторс» перестал быть дилером Renault.

Таким образом, в настоящее время ГК «МАКС Моторс» остается официальным дилером Audi, Mazda, УАЗ в Новосибирске. По брендам Mitsubishi, Jeep, «Русские автобусы» деятельность приостановлена. По маркам Volkswagen, Land Rover, Jaguar дилерские договоры расторгнуты. По бренду Subaru компания переведена в статус авторизованного сервисного партнера. Оставшиеся в портфеле «МАКС Моторс» бренды смогут просуществовать недолго: и Audi, и Mazda, и Renault активно ищут альтернативных дилеров в Новосибирске, а УАЗ и так имеет в регионе трех других партнеров.

Дальнейшая судьба

Исков о банкротстве предприятий группы «МАКС Моторс», согласно данным арбитражного суда, пока не поступало, но количество исковых заявлений в отношении группы компаний значительно выросло с момента первого лишения дилерства. С 1 августа по 24 сентября 2016 года в арбитражных судах зарегистрировано свыше 25 исков в отношении компаний ГК «МАКС Моторс» на сумму более 7 млн рублей. Сами банки-кредиторы, среди которых по некоторым данным «Юникредит Банк», банк «Левобережный», банк ВТБ и Сбербанк, пока иски против авторитейлера не подают.

По мнению участников рынка, это вполне логично: шумиха в этом отношении не нужна ни банкам, ни дилеру. Аналогично обстояла ситуация в начале года в отношении другого крупного в прошлом регионального авторитейлера — «СЛК-Моторс». В отношении этой группы компаний банки стали подавать иски в последнюю очередь, до последнего пытаясь решить вопрос ликвидации задолженности во внесудебном порядке.

В самой «МАКС Моторс» текущую ситуацию с группой компаний не комментируют. По данным источников, близких к авторитейлеру и ссылающихся на руководство «МАКС Моторс», у группы компаний может появиться партнер и инвестор в другом городе России, с которым в дальнейшем может вместе вестись бизнес. В настоящее время, по непроверенным данным, в «МАКС Моторс» проходит независимый аудит. Тем временем сами банки-кредиторы ведут переговоры о возможности продажи остальных дилерских центров группы «МАКС Моторс».

По тем же стопам

Как отмечают аналитики, произошедшая ситуация с «МАКС Моторс» и «СЛК-Моторс» очень символична: в 2009–2010 годах при уходе с рынка «Автолэнд-Сибирь», группы автодилерских предприятий Андрея Соловьева и других более мелких игроков именно «МАКС Моторс» и «СЛК-Моторс» были наиболее активными участниками перераспределения автомобильных брендов. В результате на некоторое время и «СЛК-Моторс», и «МАКС Моторс» стали самыми крупными авторитейлерами Новосибирска. Однако слишком объемный портфель брендов (особенно в случае «МАКС Моторс»), негативная динамика рынка, высокая кредитная нагрузка увлекли обоих игроков на дно. Таким образом, оба авторитейлера спустя короткий срок оказались практически в той же ситуации, что и их предшественники, на смену которым они пришли и «наследством» которых попытались воспользоваться. Таким образом, возникает резонный вопрос о том, какие компании на этот раз подберут бренды, оставшиеся без дилера, и не попадут ли они в ту же самую ситуацию через пару лет.

«Принципиально ситуация не меняется, потому что модель автодилерского бизнеса осталась прежней. Спустя несколько лет дистрибьюторы будут по-прежнему требовать от региональных дилеров строительство «автодворцов». Отчаянные компании будут на это соглашаться, не принимая во внимание экономику этого бизнеса, а банки — давать на это кредиты. Потом опять случится кризис, опять будут наблюдаться громкие банкротства, опять придут дистрибьюторы с круглыми глазами, вопрошающие, как же так снова получилось», — поясняет учредитель одного из бывших сибирских автодилеров на условиях анонимности. По его мнению, выгоду из такой ситуации извлекают по сути только отделы развития дилерских сетей самих автопроизводителей, которые после каждого кризиса получают свой профит на открытии новых дилеров.

Вместе с тем с учетом того, что наиболее вероятными претендентами на «наследство» «МАКС Моторс» и «СЛК-Моторс» пока считаются московский «Автомир» и ГК «Самара-Авто», можно предположить, что финансовая «подушка безопасности» у этих игроков окажется выше, чем у локальных компаний, а значит, и рисков их ухода с рынка будет меньше.

Оставляйте заявки на вступление в нашу Whatsapp-группу автодилерского бизнеса Сибири, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в этой сфере в регионе.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ