В шаге от пропасти?

Глубокий спад продаж на авторынке Новосибирска, громкие уходы с рынка ведущих авторитейлеров, временное отсутствие в городе тех или иных автобрендов, обманутые клиенты, скандалы общероссийского масштаба — все это было характерно для Новосибирска в 2009–2010 годах. Однако текущий год показал, что региональный автобизнес продолжает наступать на те же грабли. Как и предсказывал «КС», дистрибьюторы автомобильных брендов начали расторгать дилерские договоры с ГК «МАКС Моторс» — самым крупным авторитейлером Сибири по величине портфеля представляемых марок.

ГК «МАКС Моторс» на сегодня является официальным дилером Audi, Mazda, Mitsubishi, Renault, УАЗ, «Русские автобусы», а также авторизованным сервисным центром Subaru в Новосибирске, дилером Mitsubishi в Омске. Основателем и генеральным директором группы компаний является Владимир Сафронов и его семья.

О том, что «МАКС Моторс» находится в непростом финансовом положении, «КС» писал в июле текущего года. Это было связано с наличием у дилера кредиторской задолженности перед рядом дистрибьюторов автомобильных брендов, а также банков. При этом сами дистрибьюторы не сидели сложа руки: некоторые из них принимали меры по отношению к своему дилеру. Речь шла об ограничении поставок автомобилей группе компаний «МАКС Моторс» и изъятии у компании тех машин, стоимость которых дилер не оплатил дистрибьютору. Так в частности, еще в июле поступили Volkswagen, Audi, Subaru, Renault.

Однако в конце лета ситуация вокруг «МАКС Моторс» начала накаляться. 17 августа стало известно о расторжении дилерского договора между «Jaguar Land Rover Россия» и «МАКС Моторс». По данным дистрибьютора, в принятии этого решения принимала участие штаб-квартира компании, а сам релиз о расторжении компания разослала по всей базе российских автожурналистов, добиваясь максимального резонанса. Однако история на этом не закончилась. Руководство дистрибьютора марок Jaguar и Land Rover в России организовало пресс-конференцию в Новосибирске, в рамках которой публично обвиняло «МАКС Моторс» и персонально ее руководителей в «воровстве автомобилей», отметило, что «зло должно быть наказано», выразило намерение решать вопрос в судебном порядке, а также предположило, что авторитейлеру «больше никакая марка не даст дилерство».

По мнению руководства «Jaguar Land Rover Россия» (на фото слева ─ и.о генерального директора Екатерина Шаталова), «МАКС Моторс» дезинформировал клиентов, дистрибьютора и СМИ. Фото Михаила Перикова
По мнению руководства «Jaguar Land Rover Россия» (на фото слева ─ и.о генерального директора Екатерина Шаталова), «МАКС Моторс» дезинформировал клиентов, дистрибьютора и СМИ. Фото Михаила Перикова

«По нашим данным, «МАКС Моторс», видимо, запутавшись в своих финансовых потоках, не поняла, что происходит, стала брать деньги с клиентов Jaguar и Land Rover в Новосибирске, но не перечислять нам. Компания приняла от клиентов полную оплату за четыре автомобиля и предоплату за два автомобиля Land Rover. Деньги за автомобили не были перечислены компании «Jaguar Land Rover Россия». При этом дилер выдал два автомобиля клиентам без ПТС. Такие действия «МАКС Моторс» являются нарушением основного условия дилерского соглашения», — отметила финансовый и административный директор «Jaguar Land Rover Россия» Екатерина Шаталова. По ее словам, речь об автомобилях Range Rover, Range Rover Evoque, Land Rover Discovery Sport.

Она пояснила, что «Jaguar Land Rover Россия» доверял «МАКС Моторс», как, впрочем, и клиенты. «Мы — дружелюбная компания, и всегда стараемся помочь дилеру. Но «МАКС Моторс» решил взять деньги от клиентов, но при этом утверждать им, что все дело в том, что это мы не выдаем им автомобили, — посетовала Екатерина Шаталова. — Слава богу, что мы успели вывезти от дилера все наши машины, даже клиентские, чтобы сохранить их».

Говоря о дальнейших действиях в отношении с теперь уже бывшим партнером, она отметила, что «зло должно быть наказано». «Мы пойдем в арбитражный суд против «МАКС Моторс» и суд общей юрисдикции против Сафронова (генерального директора ГК «МАКС Моторс». — «КС»). Деньги должны быть нам возвращены. Если Сафронов решит перечислить их — а долг, по нашим данным, составляет около 40 млн рублей (стоимость клиентских автомобилей, а также задолженность в размере 9 млн рублей по запчастям), — то мы их примем. И в суд тогда не пойдем», — пояснила Екатерина Шаталова и выразила возмущение тем, что, по ее данным, «МАКС Моторс» дезинформировал клиентов, дистрибьютора и СМИ.

По итогам мероприятия дистрибьютор передал три оплаченных автомобиля с пакетом всех необходимых документов своим владельцам. Клиентам, получившим автомобили без ПТС, документы, по словам дистрибьютора, будут переданы в ближайшее время. Еще один клиент, внесший предоплату за свой автомобиль, будет подавать в суд на дилера. Компания «Jaguar Land Rover Россия» отметила, что будет компенсировать ему все юридические издержки, связанные с данным процессом.

Вместе с тем предотвратить подобные случаи в будущем с другими дилерами пока невозможно. В «Jaguar Land Rover Россия» констатировали, что подобные риски есть всегда. «Однако если ужесточать меры к дилерам, переводить их на полную предоплату, то в этом случае надо уходить с российского рынка», — признала Екатерина Шаталова.

Примеру «Jaguar Land Rover Россия» последовали и некоторые другие компании. Так, в начале сентября стало известно, что дистрибьютор Volkswagen в России расторг дилерский договор с ГК «МАКС Моторс». Информацию о расторжении с 1 сентября дилерского договора с «МАКС Моторс» «КС» подтвердил PR-директор Volkswagen в России Андрей Гордасевич. Причины расторжения он не комментирует, однако отмечает, что дилер выполнил все обязательства по выдаче автомобилей клиентам. По данным ФГР, единственным официальным дилером в Новосибирске отныне является московская компания «Автомир». Директор дилерского центра Renault-Volkswagen ГК «Автомир» Александр Синицын также подтвердил «КС» информацию о том, что «МАКС Моторс» больше не является дилером Volkswagen в Новосибирске.

Сибирские дилеры отмечают, что ситуация с Volkswagen у «МАКС Моторс» последние месяцы была особенно сложной, вследствие чего топ-менеджмент автодилера ездил в Москву и договаривался с дистрибьютором о мерах, способных реанимировать положение дел. Однако выправить ситуацию в итоге все же не удалось.

Для «МАКС Моторс» утрата Volkswagen особенно символична: Volkswagen был первым европейским брендом в портфеле авторитейлера. Компания (на тот момент — «Мир Авто») стала дилером Volkswagen в 2006 году после решения дистрибьютора не продлевать договор с предыдущим партнером марки — «Сибмеддизайном». До получения дилерства немецкой марки «МАКС Моторс» (до ребрендинга — «Новосибспецпроект») представлял только УАЗ, автобусы, и ряд китайских брендов. Именно после Volkswagen авторитейлер стал пополнять свой портфель другими западными брендами. В марте 2016 года дилерский центр Volkswagen компании «МАКС Моторс» торжественно отмечал 10-летний юбилей.

По словам опрошенных «КС» сибирских дилеров Volkswagen, дистрибьютор уже объявил о проведении тендера в Новосибирске и приеме заявок от потенциальных соискателей до 30 сентября. Вместе с тем условием для дилеров является старт продаж сразу из полноценного автосалона по стандартам марки. Одним из претендентов является действующий дилер — компания «Автомир». В самом дистрибьюторе подтверждают, что уже объявили тендер на поиск нового партнера.

Переезд дилерского центра со Станционной на Немировича-Данченко не позволил «МАКС Моторс» удержать бренд Subaru, однако в отличие от Jaguar, Land Rover и Volkswagen дилер сохранит за собой сервисные функции. На фото ─ заместитель генерального директора ГК «МАКС Моторс» Тамара Щербанева на открытии ДЦ Subaru в 2010 году. Фото Михаила Перикова.
Переезд дилерского центра со Станционной на Немировича-Данченко не позволил «МАКС Моторс» удержать бренд Subaru, однако в отличие от Jaguar, Land Rover и Volkswagen дилер сохранит за собой сервисные функции. На фото ─ заместитель генерального директора ГК «МАКС Моторс» Тамара Щербанева на открытии ДЦ Subaru в 2010 году. Фото Михаила Перикова.

Следом за Volkswagen стало известно и о решении дистрибьютора Subaru. Так, группа компания «МАКС Моторс» больше не является официальным дилером японского бренда в Новосибирске. Дистрибьютор перевел компанию в статус авторизированного сервисного партнера. «Компания «МАКС Моторс Экстрим» теперь является авторизованным сервисным партнером с возможностью оказывать сервисное, гарантийное и постгарантийное обслуживание автомобилей Subaru», — пояснила «КС» PR-менеджер Subaru в России Алена Агафонова. Дилером Subaru «МАКС Моторс» являлась с 2010 года.

Также  группа компаний «МАКС Моторс» исчезла из списка официальных дилеров Jeep в России. Вместе с тем, как пояснил «КС» Кирилл Устинов, договор с «МАКС Моторс» не расторгнут. «На сайте дилера нет, так как в настоящее время у Jeep нет салона (шоу-рума) в Новосибирске, и операции по марке пока не ведутся. Клиенты могут обращаться к любому дилеру, указанному у нас на официальном сайте», – пояснил Кирилл Устинов. Напомним, что «МАКС Моторс» стала дилером Jeep в 2013 году. Салон марки был запущен в автокомплексе на улице Дачной в помещении, где несколько лет назад располагался автосалон Skoda компании «Транзит Сервис».

Непросто обстоят дела и в омском подразделении авторитейлера. Так, ГК «МАКС Моторс» временно приостановила работу салона Mazda в Омске. Информацию об этом «КС» подтвердили участники омского рынка и PR-директор Mazda в России Мария Магуайр. По информации участников рынка, в августе у дилера был изъят парк автомобилей Mazda. Клиенты японской марки в Омске ссылались на то, что несколько дней салон был закрыт по причине отсутствия света. «Мы информируем о временной приостановке работы дилерского центра Mazda компании «МАКС Моторс Престиж», расположенного по адресу: г. Омск, ул. 2-я Кольцевая, 34. Для покупки и обслуживания автомобилей Mazda рекомендуем обращаться в ближайшие дилерские центры Mazda в городах Кемерово, Барнаул, Тюмень», — говорится в сообщении «Мазда Мотор РУС». Однако расторжение дилерского договора с «МАКС Моторс» по Омску дистрибьютор опровергает.

По информации участников рынка, дистрибьютор объявил тендер по поиску нового официального дилера в Омске. По информации источников «КС», в конкурсе принимает участие порядка четырех компаний, среди которых самый крупный омский авторитейлер «Евразия Моторс» (официальный дилер Mitsubishi, Nissan, Peugeot, Hyundai, Renault, Volkswagen, Ford, Citroen в Омске), а также компания «Форд Омск», сворачивающая бизнес по марке Ford и ищущая новый бренд на замену. По предварительным данным, Mazda может определиться с кандидатурой нового дилера уже к 30 сентября. Кроме Mazda, «МАКС Моторс» также официально представляет в регионе бренд Mitsubishi. Однако в пресс-службе дистрибьютора «ММС РУС» оставили запрос «КС» без комментариев.

Комментарии «МАКС Моторс» на момент подготовки публикации получить не удалось. В августе в группе компаний объясняли ситуацию «временными финансовыми трудностями с одной из региональных кредитных организаций, которые повлекли за собой задержку выдачи документов (ПТС) клиентам». Вместе с тем в начале сентября было анонсировано выступление директора по маркетингу ГК «МАКС Моторс» Натальи Анисимовой на конференции «Груша», которое состоится в октябре 2016 года. Его тема — «Маркетинговый «План эвакуации»: когда бизнес на грани банкротства. Действуем как при пожаре». В тезисах выступления спикер планирует дать ответы на вопросы «Что делать, когда никто не знает, что делать, в том числе и вы», предлагает «определить свое местонахождение, зоны, охваченные и не охваченные огнем», призывает «сообщить о случившемся, быть на связи, не прятаться, активно работать со СМИ», «эвакуировать людей, сохранить клиентскую базу, если вы планируете продолжать бизнес в той же сфере», «принять меры по тушению пожара, минимизировать негативные последствия проблемных зон». В какой степени все это применит на практике «МАКС Моторс» и к чему это приведет, по мнению участников рынка, будет известно до конца текущего года.

«КС» будет следить за развитием ситуации.

Оставляйте заявки на вступление в нашу Whatsapp-группу автодилерского бизнеса Сибири, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в этой сфере в регионе.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ