«В банковском бизнесе все большую роль играет диалог»

В начале апреля текущего года к своим обязанностям приступил новый председатель Сибирского банка Сбербанка РФ Кирилл Брель. Его предшественник на этом посту — Владимир Ворожейкин — уехал в Москву на позицию вице-президента в операционном блоке центрального аппарата Сбербанка. В своем первом эксклюзивном интервью «КС» КИРИЛЛ БРЕЛЬ рассказал о задачах на новом посту, об отношении к Новосибирску, о ситуации в бизнес-среде города и дальнейших планах банка.

Кирилл Брель родился 20 ноября 1971 года в Кузбассе. Окончил Кемеровский государственный университет, а также Сибирский институт финансов и банковского дела. С 1999 года работает в банковских структурах. С 2005-го по 2010 год был генеральным директором ОАО «Сибакадембанк» (в 2006 году переименовано в ОАО «УРСА банк»). С 2010-го по 2014 год Кирилл Брель занимал пост председателя Западно-Уральского банка Сбербанка России (г. Пермь).

Обратно в Новосибирск

Кирилл Владимирович, вы не были в Новосибирске несколько лет, работали в Уральском регионе. Как возвращение, живые первые впечатления от города?

Возвращение — это не совсем уместное слово, как будто я попал куда-то назад. Думаю, что мое назначение в Новосибирск — это движение вперед. Прислушиваясь к своим ощущениям от Новосибирска, могу сказать, что они позитивные. Пока самое яркое впечатление — это количество солнечных дней. На Урале солнца значительно меньше, а здесь — веселее и радостнее! Сибирь для меня позитивный, хороший регион. Может быть, потому что это родина.

Возглавив Сибирский банк в апреле, вы посвятили первые месяцы работы знакомству с территориями, входящими в состав Сибирского банка ОАО «Сбербанк России». Предполагаете ли вы осуществлять какие-либо заметные перемены в политике и оперативной деятельности Сбербанка? Заметит ли Сибирский банк изменения, связанные с вашим приходом на пост председателя?

Идеология современного Сбербанка — это постоянное развитие и улучшение. Конечно, ротация топ-менеджеров влечет за собой изменения, но пока у меня нет ощущения в необходимости кардинальных перемен. Думаю, преемственность в управлении сохранится.

Что касается регионов, которые находятся в вашей ответственности: на какой из территорий Сибирского банка больше всего резервов для дальнейшего развития? Какие регионы вызывают озабоченность и рассматриваются как проблема, которая требует решения?

Стоит отметить уникальность Сибирского банка в системе территориальных банков Сбербанка России. Во-первых, регионы расположены достаточно компактно. От Новосибирска находятся в пределах автомобильной дороги, 300 километров максимальное плечо до столицы соседней области. Поэтому, с одной стороны, это единая территория, с другой — в каждом регионе своя специфика, свои доминирующие отрасли. Поэтому есть ощущение, что Сибирский банк «твердо стоит на ногах»: если проблемы возникают в каком-либо секторе одной отрасли, они нивелируются возможностями экономики другого региона. Я думаю, развитие бизнеса состоится на всех территориях, но точкой роста я все-таки считаю Новосибирскую область.

Каковы ваши ощущения от Сибирского банка после Западно-Уральского? Где, на ваш взгляд, интенсивнее экономическое развитие в Сибири или на Урале, и почему?

По моему мнению, и Сибирский, и Уральский регионы — это те территории, на которых держится Россия, и в данном случае я не стал бы говорить о больших отличиях.

В чем вы видите свою миссию как руководителя? Понятно, что в Сбербанке отлажена система корпоративного управления, но тем интереснее, что зависит от первого лица структуры, то есть лично от вас?

Несмотря на слаженную структуру, которая действительно существует, каждый день приходится принимать решения, влияющие определенным образом на политику банка. Вопрос выбора есть всегда. Во-первых, это видение — куда идти? Во-вторых, все, что связано с формированием команды. Я считаю основной задачей руководителя создание надежной, профессиональной команды. Банковский бизнес обладает определенными традициями. Он достаточно прочно и давно сформировался с точки зрения технологий, но сегодня результативность зависит от людей, от взаимоотношений в команде, от самоопределения каждого сотрудника в коллективе. Это очень важно. Все большее значение приобретает человечность, успешный диалог между клиентом и банком.

Когда приходит новый руководитель, стоит ли ожидать кадровых перестановок на других уровнях?

Сбербанк декларирует в кадровой политике постоянную ротацию. Но это не означает технической смены одного менеджера на другого. Глобальность Сбербанка состоит в том числе и в новых возможностях, в масштабных проектах. Всегда есть вызовы, которые любой менеджер может принять. Необходимо создать такую цепочку, когда за каждым новым успешным проектом следует другое, более интересное предложение, появляется интерес, желание и возможность двигаться вперед.

В Сибирском банке профессиональная команда руководителей, поэтому революционных перемен не будет. Возможны эволюционные изменения, связанные с приоритетами будущего развития и новыми участками бизнеса.

Ситуация в экономике

Герман Греф не так давно говорил, что ситуация в России меняется, возможна нехватка ликвидности и можно ожидать роста ставок по кредитам и депозитам. Каков ваш прогноз по изменению ставок привлечения и размещения ресурсов — как для юридических, так и для физических лиц?

С Германом Грефом сложно спорить, и в данной ситуации стоит только соглашаться. Очевидно, сейчас не очень простые времена. Когда в экономике есть турбулентность, усиливается отток капитала, намечаются проблемы с ликвидностью — ставки растут. Пока не совсем понятно: находимся мы на том месте, когда они уже достигли определенной отметки, или же этот рост будет продолжаться. С начала года ставки в среднем выросли на 1,5–2–3 процентных пункта. Я не думаю, что будут существенные колебания, но диапазон 3–5 процентных пункта — это ситуация, которая вполне возможна.

Несколько месяцев назад была анонсирована, а недавно подтверждена политика ЦБ РФ, касающаяся возможности рефинансирования инвестиционных банковских кредитов. Сибирский банк Сбербанка РФ рассматривает возможность участия в этой программе?

Когда на рынке рыночные механизмы приводят к снижению ликвидности, регулятор предпринимает попытки по предоставлению ресурсов. В каждом регионе Сбербанк работает с главными управлениями ЦБ, открывает лимиты и имеет возможность пользоваться этими денежными средствами. Это инструмент поддержания банковской ликвидности, и в данном случае Сбербанк может взять деньги под сформированные кредитные портфели.

Этот механизм как-то влияет на уменьшение процентной ставки по кредитам для отдельных клиентов, по отдельным инвестиционным кредитам?

Прямой связи нет. Сам Центральный банк поднимал и ставку рефинансирования, и ставки фондирования банков. В данном случае ЦБ такой же игрок и выдает деньги под сегодняшнюю рыночную процентную ставку, формируя процентную политику и влияя на стоимость денег.

Политика Сибирского банка Сбербанка

Насколько Сибирский банк заинтересован в расширении внешнеэкономических связей своих клиентов для работы с Китаем, Казахстаном, юго-восточными территориями?

Восточные регионы, в т. ч. Китай, уже давно являются партнерами для бизнеса. В данном случае это не совсем банковская тема — это политика клиентов. Мы видим своей задачей предоставить различные продукты исходя из той стратегии, которую выберут клиенты. Если нашему клиенту интересно продвижение на восток, то мы, безусловно, предоставим все необходимые для ВЭД инструменты.

Работает ли Сбербанк с исполнителями государственного и муниципального заказа, финансируя проведение работ под заключенные контракты?

Роль государства в экономике традиционно достаточно высока, действительно, многие клиенты работают на госзаказе, исполняют госконтракты. Поэтому один из самых востребованных продуктов Сибирского банка Сбербанка РФ — кредитование под контрактные обязательства государства. Такое кредитование касается дорожного строительства, оборонной отрасли, инфраструктурных проектов, это очень распространенная история.

Какие крупные инфраструктурные проекты на сегодняшний день финансирует Сибирский банк Сбербанка РФ?

К сожалению, сейчас клиенты находятся в ожидании формирования собственной стратегии. Хотя такие проекты есть. Так, фактически с нуля создается нефтеперерабатывающая отрасль в Кемеровской области — я говорю о Яйском нефтеперерабатывающем заводе, это крупнейший инвестиционный проект, который финансировался Сбербанком. Мы продолжаем кредитовать инвестиционные проекты строительной отрасли, большое количество промышленных предприятий занимаются техническим перевооружением и оснащением новой техникой. Заметен некий спад активности в инвестиционном кредитовании, но есть надежда, что положение изменится, когда нормализуется ситуация на рынке. Основная причина спада — нестабильность в экономике и финансах. Для принятия важных стратегических решений в долгосрочной перспективе нужно осмотреться и понять, куда мы движемся?

— В чем специфика работы Сбербанка с клиентами из различных отраслей промышленности Сибири?

В Сбербанке существует достаточно сильная отраслевая экспертиза, и наши аналитики составляют определенные оценки, прогнозы дальнейшего развития. Есть отрасли, которые переживают сейчас не лучшие времена. Например, наблюдается длительное падение цен на уголь и металлы. Трудности разной степени переживают и ритейлеры, и автодилеры, и представители сферы услуг. Увереннее себя чувствуют те отрасли, где предприятия могут опереться на финансовые гарантии от государства, в частности, предприятия ВПК (см. диаграмму 1).

А как, по вашему мнению, обстоят дела в строительной сфере, которую иногда именуют «локомотивом экономики»?

Сейчас сложно сравнивать строительные проекты с ситуацией в 2006–2007 годах, когда все стремились инвестировать средства в стройки. По-моему, строительное сообщество прошло период оздоровления, и профессионалы сейчас действительно чувствуют себя комфортно. Ушли случайные игроки, но строительство продолжается, мы не видим регресса в этом бизнесе.

Как у вас выстраивается диалог с компаниями, переживающими не самые лучшие времена в своем развитии?

Сбербанк всегда готов поддержать тех предпринимателей, кто хочет сохранить бизнес, верит в перспективы его развития и заботится о своей финансовой репутации. Для этого есть различные инструменты — реструктуризация, предоставление отсрочек тем, кто действительно чувствует в себе силы справиться с проблемами. Если бизнес сам отказывается от развития, тогда начинаются другие процедуры. В данном случае позиция собственников в бизнесе является для банка ключевой. Если есть мотив сохранить бизнес, пережить непростые времена и двигаться дальше — это на 100% совпадает с интересами банка.

В 2009–2010 годах у многих банков, в том числе у Сбербанка, были случаи, когда заемщики не могли отдать взятые ими кредиты. В результате у игроков финансового рынка скапливались различные непрофильные активы — дилерские центры, объекты коммерческой недвижимости, и т. д. В настоящее время можно говорить о сходстве ситуации или пока до такого сценария дело не дошло?

Сейчас ситуация более стабильная. Мы не увидели волны банкротств, сокращения бизнеса — надеюсь, такое положение сохранится. Стоит отметить, что Сибирский банк значительно лучше смотрится, чем Сбербанк в целом по стране — уровень проблемного долга здесь достаточно небольшой, в пределах 3–3,5%. Верю, что и турбулентность все наши клиенты переживут благополучно.

Сегодня многие банки заявили, что переходят от рискового потребительского кредитования на залоговое или по поручительству. Какова политика Сбербанка в области потребительского кредитования населению?

Сбербанк кардинально не меняет политику в области кредитования физлиц. С введением новых инструментов розничного кредитования, таких как «кредитная фабрика», мы определили свой уровень риска и придерживаемся его в течение длительного времени. У Сбербанка солидная клиентская база тех, кто находится у нас на «зарплатных» проектах. Мы годами работаем с этими клиентами, знаем их кредитную историю, знаем платежные возможности, поэтому предоставляем им льготные кредиты. Сбербанк никогда не занимался авантюрным кредитованием малознакомых людей под огромный процент. Такие продукты, как ипотека, потребкредиты, кредитные карты, зависят прежде всего от потребностей клиентов, с которым мы работаем в рамках зарплатных проектов. Если нужно осуществить покупку — это будет потребительский кредит. Если речь идет об улучшении жилищных условий, то это ипотека. У нас одинаково динамично развиваются и потребительское кредитование, и ипотека, и предоставление кредитных карт.

Сбербанк участвовал в продвижении универсальной электронной карты (УЭК). Ваше видение перспективы этого направления?

У этого проекта было и остается большое будущее. Если к карте будет привязано достаточно приложений, то это станет существенным преимуществом.

В заключение хочется узнать, каковы ваши прогнозы и ожидания от 2014 года?

Прежде всего нам предстоит понять, в какой новой реальности оказалось общество. И исходя из этого выработать шаги решения социально-экономических проблем. Надеюсь, все будет хорошо, и негативные изменения уже позади. Надо всегда с оптимизмом смотреть в будущее и строить свой бизнес так, чтобы быть готовым к любым изменениям!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ