Затишье перед бурей?

Вcе хлебопеки Сибири желали бы работать на территории Кемеровской области — именно такой вывод сделал корреспондент «КС» после посещения заседания Союза хлебопекарных и кондитерских предприятий Сибири. А главное, у него появились сомнения в стабильности будущего продуктового рынка нашего региона. При всей кажущейся внутренней и сугубо «хозяйственной» повестке заседания атмосфера была весьма напряженная: прогнозы, представленные руководителями перерабатывающих и хлебопекарных предприятий, говорят об очередных ожидаемых ценовых колебаниях на зерновом и продовольственном рынках, которые, казалось, только-только успокоились после августовских событий.

Именно с диаграмм цен на основное сырье хлебопекарного производства начали обсуждение члены союза. Цифры действительно впечатляют. За последние четыре месяца рост на некоторые виды сырья составил 30%, 50%, а то и все 90%. «Мы, например, пережили 90%-ный рост цены на яйцо, — приводит пример исполнительный директор союза Геннадий Шибаев. — Для нас очевидно, что это последствия роста цен на зерно. Именно фураж — большая составляющая стоимости содержания птицы в любом хозяйстве. Но не надо забывать, что за зерном по ценовой цепочке потянутся и мясная, и молочная промышленность, не говоря уже о хлебопекарной и кондитерской. В итоге это, казалось бы, далекое от простых потребителей событие способно привести к новому витку инфляции, который уже заметят все».

«Себестоимость ХБИ у всех хлебопекарных предприятий приблизительно одинаковая, и влияет на нее прежде всего стоимость муки, доля которой в хлебном изделии не менее 35%. С августа стоимость пшеничной муки увеличилась на 25–30%, а ржаной и того больше — на 50%. И это еще не предел — сейчас мы ожидаем новый всплеск», — уточняет генеральный директор ОАО «Барнаульский хлебокомбинат № 4» Константин Терновой.

Именно для сдерживания цен и стабилизации ситуации на внутреннем зерновом рынке начиная с 2008 года правительство России создавало интервенционный фонд, который составляет сейчас около 9,5 млн тонн. Ежемесячно федеральный бюджет тратит 500–600 млн рублей на хранение этого зерна. Вместе с тем проведенные проверки некоторых элеваторов (например, в Волгоградской области) показали, что часть зерна заражена вредителями, а другая вообще не пригодна даже на корм скоту, потому что оно проросло и заплесневело. В итоге на май 2011 года аналитики Сибирского зернового союза предполагают дефицит в 1,5 млн тонн зерна по СФО. Согласно известному физическому закону, если где-то убыло, значит, где-то прибыло. В данном случае под удар поставлены опять закупочные цены на зерно и муку.

«На сегодняшний день наблюдается резкое ухудшение условий хозяйствования в отрасли, так как имеют место значительное увеличение затрат на сырье, на энергоносители, увеличение налогов и социальной нагрузки. Хлебопекарная отрасль по своей рентабельности приближается к нулю, — говорит председатель совета директоров СХиКПС, руководитель компании «Красноярский хлеб» Евгений Бондарев. — Актуален вопрос, как дальше существовать. Сложившаяся ситуация скажется на дефиците муки в регионе, а это в свою очередь может существенно повлиять на ее цену. В более благоприятное время рентабельность составляла около 10–12%, сегодня — не более 2–3%». «Да, действительно, в силу объективных экономических причин рыночная цена на нашу продукцию в III квартале 2010 года выросла в среднем на 16%, — сообщили в «КС» в пресс-службе мукомольного предприятия «Славянка» (Ярославская область). — Но на объемах сбыта это практически никак не отразилось. Хлебопекарные предприятия по-прежнему приобретают нашу продукцию». «Баланс зерна показал, что по пшенице сегодня ощущается дефицит в размере 500 тыс. тонн. Прогноз цен на муку определится выпуском интервенции. На сегодняшний день цена на зерно 3-го класса составляет не менее 7 рублей. Надеемся, что цена не превысит отметки 7,5 рубля. Цена на муку растет медленнее, сейчас находится на уровне 11–12 рублей», — прокомментировал ситуацию «КС» один из участников рынка.
Низкий уровень рентабельности не дает предприятиям развиваться. И в итоге они вступают в замкнутый круг. Государство требует стабилизации цены на хлеб путем сокращения издержек. Для этого требуется более технологичное оборудование, но на перевооружение у предприятий денег нет из-за низкой рентабельности.

«Очевидно, что сложившаяся ситуация заставляет хлебопеков экономить прежде всего на перевооружении, на социальных программах, на планах по расширению ассортимента», — считает экономист рейтингового агентства «Медиа-топ» Александр Молчанов. По мнению экономиста, причина сложившейся ситуации в том, что хлеб относится к социальным продуктам и, соответственно, цена на этот сегмент должна находится под контролем государства. «Однако пакет мер господдержки как на социально значимую отрасль на хлебопечение не распространяется, соответственно, производители находятся в рыночных условиях. Складывается ситуация, при которой производители фактически из собственных доходов дотируют социальные программы — в данном случае программу по сохранению стабильной цены на хлеб, — которые должны быть защищены государством», — говорит эксперт.

Но в итоге собственники пищевых предприятий остаются один на один со стихией самого непредсказуемого и неуправляемого из отраслевых сырьевых рынков — зернового. Органы ни законодательной власти, ни исполнительной не могут обеспечить стабильные цены на основное сырье для пищевой промышленности. И тогда закономерно возникает вопрос: есть ли возможность адекватных мер поддержки от государства? Если на территории России таких прецедентов не было, давайте перенимать зарубежный опыт. Но, как выясняется, за примером далеко ходить не надо. В Кемеровской области действует специальный фонд областной администрации, который помогает производителям в зависимости от их экономического положении. Хлебопекам (а это порядка 17 предприятий из более чем 10 городов) из фонда выделяется определенное количество муки, из которой они производят хлеб 1-го сорта и при этом поддерживают регулируемые цены на продукцию. В результате в этом регионе сегодня цены ниже, чем во многих других. Участники совещания выразили пожелание, чтобы отрасль работала более ритмично и региональная дифференциация в политике поддержки хлебопекарной отрасли была сведена к минимуму.

«Сложно выписать единый «рецепт» против повышения цен. У каждого региона своя специфика, свои отношения с властью, свои программы работы по социальным хлебам, но любое предприятие должно работать на условиях рентабельности. Как этого достичь, мы бы хотели обсудить на встрече с полномочным представителем президента по СФО Виктором Толоконским», — выразил надежду генеральный директор крупнейшего хлебопекарного объединения Кемеровской области «Крона XXI век» Владимир Сафьянов.

«Отрасль хронически «трясет», происходят огромные перебои с сырьем, — говорит Евгений Бондарев. — Государство должно регулировать отрасль особыми инструментами. Урожай случился — цена упала, если наоборот — она растет, и мы каждый раз должны подстраиваться под все эти условия. Если это регулируемая отрасль, то нам необходим госзаказ. А если это рынок, то мы хотим работать, как и остальные отрасли, на условиях конкуренции и повышать или понижать цены в соответствии с этим».

В 2007 году основные игроки на хлебобулочном и кондитерском рынке Сибири создали профессиональный союз — Союз хлебопекарных и кондитерских предприятий Сибири. Его первоочередные задачи — защита интересов отрасли, выработка рыночных стандартов и координация инвестиционной политики, направленной на повышение качества и конкурентоспособности продукции. Председателем союза избран руководитель компании «Красноярский хлеб» Евгений Бондарев. Согласно уставу СХиКПС, в состав учредителей союза может войти предприятие, присутствующее на рынке не менее 10 лет и выпускающее не менее 30 тонн продукции в сутки. Иные хлебопекарни, имеющие статус юридического лица, могут стать членами союза при условии, что за их вступление проголосуют все учредители. Соучредителями Союза хлебопекарных и кондитерских предприятий Сибири (СХиКПС) стали такие предприятия, как: «Краскон», «Красноярский хлеб» (Красноярск); «Крона XXI», «Хлеб» (Кемерово); «Сибирская хлебная корпорация» (хлебные заводы «Восход»), «Новосибхлеб», «Бердский хлебокомбинат», «Шоколадная страна», «Красная Сибирь» (Новосибирск); «Хлебодар» (Омск); «Красная звезда», «Томский кондитер» (Томск); «Русский хлеб», «Барнаульский хлебокомбинат» (Алтайский край); «Иркутский хлебозавод» (Иркутск).

Сегодня совокупный объем производства от членов союза составляет 75% хлеба всей Сибири. Члены союза — это предприятия, которые в своем регионе являются отраслеобразующими. Союз тесно сотрудничает с ФАС России, с «Сибирским соглашением». Поэтому именно в данной организации объединены две важнейшие составляющие. Во-первых, объективный анализ текущей ситуации на основе мониторинга собственной экономической деятельности. Во-вторых, все участники союза заинтересованы в разрешении ситуации и обладают достойным опытом, чтобы внести предложение.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ