Дефицит работы

Итоги первого полугодия текущего года на рынке труда выглядят неутешительно, однако вполне ожидаемы. Разбухший за последние три года кандидатский рынок, позволявший соискателям диктовать свои условия работодателям, стал историей. А наметившиеся тенденции обещают во втором полугодии сбалансированную ситуацию, при которой как соискатель, так и работодатель будут иметь право выбора.

Эксперты отмечают, что сегодня нет смысла обсуждать очевидные вещи — снижение зарплат, сокращение соцпакетов и материальных поощрений. Гораздо важнее проанализировать перспективы рынка труда на ближайшее полугодие. Поиск трудовых ресурсов, который был приостановлен в конце 2008 года и в I квартале 2009-го, несомненно, возобновляется. Помимо сезонного всплеска спроса на рабочие руки, который наблюдался во II квартале, уже сформировались предпосылки и для целенаправленного роста вакансий, рассчитанных на возобновление докризисных объемов производства. Впрочем, стоит учитывать, что это лишь предпосылки — в реальности специалисты констатируют сокращение числа вакансий. В наибольшей степени оно наблюдается в сфере офисных работников, в наименьшей — среди рабочих специальностей. Косвенно это отражает и статистика: наиболее жесткая конкуренция за работу наблюдается в Красноярске и Новосибирске — традиционных местах дислокации управленческого персонала. По сравнению с 2008 годом количество вакансий за полгода уменьшилось на 40%, но динамика остается неизменной. На 10% увеличился среднемесячный приток резюме на novosibirsk.hh.ru в июне этого года по сравнению с маем. Кроме того, соискатели стали проявлять повышенный интерес к новым вакансиям: в первый летний месяц 2009 года количество откликов на вакансии выросло на 19%.

Спад вакансий
Город %
Кемерово -13
Иркутск -16
Омск -22
Томск -22
Новосибирск -37
Красноярск -41

В таблице представлены данные по спаду вакансий в июле 2009 года по сравнению с июлем 2008 года в городах Сибирского округа

К вопросу о зарплате

Если говорить об уровне зарплаты, то традиционно используются понятия «ожидаемый» и «предлагаемый». В своем традиционном обзоре компания HeadHunter выделяет показатели «медиана» и «мода».

Группа компаний HeadHunter (hh.ru) работает на рынке интернет-рекрутмента с 2000 года. На сайте hh.ru размещено более 3 млн резюме соискателей и свыше 51 тыс. открытых вакансий. Основу соискательской аудитории сайта составляют квалифицированные специалисты и менеджеры среднего и высшего звеньев. Представительства HeadHunter работают в крупных городах Российской Федерации, а также в Украине (hh.ua) и Казахстане (HeadHunter.COM.KZ). Группа компаний HeadHunter является стратегическим инвестором израильской компании All U Need, владеющей AllJobs.co.il. Также HeadHunter владеет 100% акций CV Market Group.

Медиана — значение заработной платы, расположенное в середине изучаемого массива, упорядоченного по возрастанию. Преимуществом медианного показателя предлагаемых заработных плат по сравнению со средним арифметическим является его независимость от крайних значений, поскольку он делит совокупность на две равные части.

Мода — значение во множестве средних заработных плат, которое встречается наиболее часто.

В обзоре представлены данные по уровню ожидаемых соискателями и предлагаемых работодателями заработных плат. Сведения, которые легли в основу информации об уровне ожидаемых заработных плат, базируются на субъективной оценке кандидатами своей квалификации и уровня компетенции и демонстрируют общую картину в конкретный период, помогая увидеть тенденции на рынке труда. Данные представлены по состоянию на июнь 2009 года в рублях.

Уровень заработных плат
Профессиональная область Медиана Мода Минимальная заработная плата Максимальная заработная плата
Информационные технологии / Интернет/Телеком 30 000 30 000 6000 115 000
Бухгалтерия / Управленческий учет / Финансы предприятия 20 000 20 000 8500 69 000
Маркетинг / Реклама / PR 25 000 30 000 5000 100 000
Административный персонал 15 000 15 000 4000 45 000
Банки / Инвестиции / Лизинг 25 000 30 000 12 000 90 000
Управление персоналом / Тренинги 27 000 30 000 11 000 45 000
Высший менеджмент 50 000 50 000 30 000 110 000
Медицина / Фармацевтика 24 000 25 000 12 000 80 000
Продажи 30 000 30 000 5000 100 000
Производство 22 000 15 000 11 000 100 000
Строительство / Недвижимость 30 000 30 000 10 000 80 000

Уровень зарплатных ожиданий соискателей
Профессиональная область Медиана Мода Минимальная заработная плата Максимальная заработная плата
Информационные технологии / Интернет/Телеком 32 000 20 000 12 000 90 000
Бухгалтерия / Управленческий учет / Финансы предприятия 31 000 25 000 10 000 100 000
Маркетинг / Реклама / PR 31 000 20 000 12 000 80 000
Административный персонал 16 000 15 000 9000 45 000
Банки / Инвестиции / Лизинг 31 000 20 000 12 000 85 000
Управление персоналом / Тренинги 22 000 30 000 15 000 83 000
Высший менеджмент 65 000 60 000 50 000 200 000
Медицина / Фармацевтика 32 000 30 000 12 000 80 000
Продажи 40 000 30 000 15 000 105 000
Производство 30 000 50 000 12 000 75 000
Строительство / Недвижимость 28 000 20 000 15 000 70 000

Обзор заработных плат
Регион Медиана Мода Минимальная заработная плата Максимальная заработная плата
Красноярск 20 000 20 000 3500 140 000
Кемерово 21 000 25 000 4000 100 000
Новосибирск 25 000 30 000 5000 200 000
Омск 22 000 25 000 4000 160 000
Томск 27 000 30 000 3500 90 000
Иркутск 25 000 15 000 4500 100 000

Данные представлены по состоянию на июль 2009 г., в руб.

Рейтинг популярности профессий

Изучение объема предложений в 2009 году показало, что наиболее насыщенные предложениями от работодателей профессиональные направления — это:

продажи, информационные технологии, медицина и фармацевтика, маркетинг, реклама, PR, бухгалтерия, финансы.

Предложения в рамках этих пяти профессиональных областей составили 65% от всего объема предложений на сайте novosibirsk.hh.ru во II квартале 2009 года (вакансии и резюме размещаются в 26 профессиональных областях). Данный рейтинг не изменился по сравнению с I кварталом 2009 года.

ИТОГИ:

Количество вакансий в первом полугодии 2009 года по сравнению с первым полугодием 2008-го уменьшилось на 40%. На 10% увеличился среднемесячный приток резюме на novosibirsk.hh.ru в июне этого года по сравнению с маем. В июне 2009 года количество откликов на вакансии выросло на 19% по сравнению с маем. Самыми востребованными во II квартале стали специалисты в областях продаж, информационных технологий и медицины.

Рейтинг популярности профессий
Профессиональные области % вакансий в области от всего объема Профессиональные области % вакансий в области от всего объема
I квартал 2009 II квартал 2009
Продажи 35,5% Продажи 34,4%
Информационные технологии / Интернет/Телеком 10,7% Информационные технологии / Интернет/Телеком 11,4%
Медицина / Фармацевтика 8,8% Медицина / Фармацевтика 6,6%
Маркетинг / Реклама / PR 6,1% Маркетинг / Реклама / PR 6,5%
Бухгалтерия / Управленческий учет / Финансы предприятия 6,0% Бухгалтерия / Управленческий учет / Финансы предприятия 5,9%
Банки / Инвестиции / Лизинг 4,0% Банки / Инвестиции / Лизинг 4,9%
Высший менеджмент 3,8% Производство 4,8%
Производство 3,7% Административный персонал 3,7%
Управление персоналом / Тренинги 2,8% Управление персоналом / Тренинги 3,4%
Страхование 2,5% Строительство / Недвижимость 3,2%
Юристы 2,5% Высший менеджмент 2,9%
Строительство / Недвижимость 2,4% Транспорт / Логистика 2,4%
Транспорт / Логистика 2,3% Юристы 2,0%
Административный персонал 2,2% Страхование 1,8%
Закупки 2,0% Искусство / Развлечения / Масс-медиа 1,1%
Остальные проф.области менее 1% Остальные проф.области менее 1%

Редакция «КС» выражает благодарность компании HeadHunter за участие в подготовке обзора

Точка зрения

1. Каковы основные тенденции на рынке труда по итогам первого полугодия?

2. Какие вакансии явно сокращаются, а какие, наоборот, остаются востребованными?

Татьяна Демчук,
руководитель отделения Агентства по подбору персонала Kelly Services CIS (г. Новосибирск):

1. Нельзя дать общую оценку по полугодию в целом — скорее можно говорить о квартальных тенденциях. I квартал можно охарактеризовать некоторым затишьем на рынке, так как многие компании-работодатели еще не определились в необходимости и возможностях расширения своих структур: кто-то еще формировал бюджеты, кто-то отложил основные изменения на середину года. Единственный сектор бизнеса, который не сбавил оборотов и не претерпел никаких изменений, — это фармацевтическое направление; оно продолжает развиваться, как и прежде. II квартал начался более оживленно — как в плане вакансий, так и в плане потенциальных запросов от клиентов. Также стоит отметить, что если рынок раньше был кандидатским, то с начала 2009 года роли поменялись, и такая тенденция сохраняется по сей день.

2. Кризис повлиял на востребованность специалистов. Безусловно, количество вакансий сократилось, но они есть. Компании продолжают развиваться, где-то люди уходят сами, и рабочие места появляются. Найти работу стало сложнее, но набор персонала продолжается. По-прежнему есть стабильные отрасли — как, например, фармацевтическая или отрасли, связанные с производством товаров народного потребления. В 13% опрошенных компаний требуются управленцы среднего и высшего уровней, хотя требования к профессиональному опыту и персональным качествам руководителей такого ранга существенно изменились. В сложившихся условиях на данной позиции работодатели хотят видеть настоящего стратега — человека, способного оценить ситуацию и выбрать правильную антикризисную модель поведения, а главное — реализовать ее. Основные потребители подобных специалистов — сектор продаж, ритейл и логистический сектор. По-прежнему дефицитным персоналом остаются грамотные технические специалисты, разработчики программного обеспечения, а также узкие специалисты из области геологоразведки и бурения.

Вероника Селегей,
руководитель Департамента типового и массового найма AVANTA Personnel в Новосибирске:

1. Первое полугодие 2009 года на рынке труда мало чем отличалось от кризисных тенденций конца 2008-го. Наблюдался, конечно, мартовский сезонный всплеск, который был связан с формированием штатов некоторых компаний во время подготовки к летнему периоду. Но это ежегодная тенденция: активный наем идет весной и осенью вне зависимости от внешних факторов — просто процент активности может меняться. Я считаю лишним повторяться и говорить очевидные вещи о банках, строительстве и сопутствующих материалах, общем сокращении позиций в работе, «кризисном» снижении дохода нанимаемых сотрудников, повышении требований к кандидатам и т. п. Эти темы настолько бурно и подробно обсуждались начиная с сентября–ноября 2008 года, что у меня нет уверенности, можно ли что-то еще добавить. А вот о начале второго полугодия могу сказать, что есть стойкое ощущение оживления рынка: портфель заказов нашей компании растет, компании начинают активно нанимать сотрудников, размораживают проекты по найму и более уверенно себя чувствуют.

2. Если мы говорим о первом полугодии, то фармацевтика и рынок IT, наверное, менее других отраслей почувствовали на себе кризисные тенденции. Продажи упали на всех сегментах — в большей степени на рынке B2B, строительства и т. п., но и розница, FMCG, банковские и IT-продукты существенно снизили объемы продаж.

Банки либо сократили персонал, либо остановили планы развития и найма. Производство всегда было сложным сектором, а в кризисный период большинство компаний заморозило свои планы — этот сектор больше всех показал динамику сокращения персонала. Существенно сократилась доля позиций по корпоративным финансам, маркетологам, HR-ам и другому офисному персоналу по сравнению с докризисным периодом. Правда, сейчас начинают набирать обороты заявки на персонал в сфере продаж, корпоративных финансов, юристов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ