Экологи запнулись о щебень

Конфликт Западно-Сибирского речного пароходства и крупного строительного предприятия «Стройдорэкспорт» с государственным экологическим контролем в Кемеровской области зашел в тупик — перевозка и складирование щебня на берегу Томи в деревне Мозжухе, нанесшие ущерб экологии, остановлены, но приводить речной берег в первоначальное состояние, похоже, никто не собирается. К началу очередной навигации государственная экологическая экспертиза должна определить условия работы предприятий ЗСРП на этом участке. Однако представители ЗСРП затрудняются прогнозировать, насколько успешной будет дальнейшая работа с учетом всех требований экологов.

Природоохранная деятельность регулируется в России несколькими федеральными законами, основными из которых являются ФЗ «Об охране окружающей среды» и «Об экологической экспертизе». Нарушители законодательства наказывается штрафами до 500 МРОТ, а также исправительными работами и лишением свободы. Особенность природоохранного законодательства в том, что оно основано на принципе «презумпции виновности». То есть, например, отсутствие согласования хозяйственной деятельности, приведшей к экологическому ущербу, уже наказывается штрафом в размере от 400 до 500 МРОТ, а если эта деятельность приводит к гибели животных, то виновный может быть наказан исправительными работами.

Рисунок Владимира СТЕПАНОВА

Работу по погрузке щебня в деревне Мозжухе вело предприятие «Стройдорэкспорт». Оттуда груз отправлялся в Томскую и Тюменскую области. По данным службы контроля экологической безопасности, 19 мая текущего года организациям «Стройдорэкспорт» (одна из крупнейших дорожно-строительных компаний Кемеровской области) и Кемеровский речной порт (филиал Западно-Сибирского речного пароходства) было выдано предписание о приостановке и прекращении погрузки щебня. По мнению экспертов службы госконтроля в сфере природопользования главного управления природных ресурсов Министерства природных ресурсов РФ по Кемеровской области, перевозка и складирование щебня в акватории и прибрежной зоне реки причиняет вред окружающей среде: в воздухе появляется пыль, а при погрузке щебня на баржи загрязняются поверхностные воды реки. Экологи также потребовали возместить нанесенный природе ущерб.

Несмотря на предписания, вынесенные главным управлением природных ресурсов Минприроды по Кемеровской области, работы не прекращались вплоть до вмешательства прокуратуры. Однако в Кемеровской межрайонной природоохранной прокуратуре не считают, что деятельность речников нанесла ущерб окружающей среде, потому что щебень является экологически чистым материалом. Поэтому вряд ли кто-то будет восстанавливать некогда существовавшие на берегу Томи места отдыха жителей Мозжухи.

Сейчас решается вопрос о том, как убрать 500 тыс. кубометров щебня, оставшегося после прекращения работ на берегу Томи. «Стройдорэкспорт» и Кемеровский речной порт пытались грузить щебень на баржи только с берега, а не из реки (таким образом, акватория загрязняться не будет), но экологов этот компромисс не устроил. По словам и. о. прокурора Кемеровской межрайонной природоохранной прокуратуры Рафика Ходжаяна, вывезти щебень на машинах также нет возможности — слишком много техники понадобится, так что до следующей навигации все останется без изменений.

Сегодня в кемеровской природоохранной прокуратуре к «Стройдорэкспорту» и Кемеровскому речному порту уже выдвигают чисто формальные претензии. Как говорит Рафик Ходжаян, руководство ООО «ТД Западно-Сибирского речного пароходства» обязано было оформить земельный отвод и получить все согласования на отгрузку щебня до Новосибирска: «Из-за того, что земельный отвод не был должным образом оформлен, предприятие год вело работы, вообще ничего не платя». Дирекция Кемеровского порта привлечена к административной ответственности и обязана в ближайшие сроки оформить все необходимые документы по землеотводу. «Стройдорэкспорту» грозит штраф всего лишь за административное нарушение — от пяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда. По словам Рафика Ходжаяна, до начала новой навигации эксперты службы госконтроля в сфере природопользования главного управления природных ресурсов Министерства природных ресурсов по Кемеровской области и управления по землеотводу Кемеровской обладминистрации определят условия работы предприятий ЗСРП на участке в Мозжухе.

Как пояснил «КС» генеральный директор ООО «ТД Западно-Сибирское речное пароходство» Олег Воробьев, «в этом году с участка на берегу Томи было отгружено щебня гораздо больше, чем планировалось. Для нас эта ситуация патовая, так как приходится разбирать конфликт постфактум — сейчас вода в этом районе спала, и навигация прекращена. К следующему сезону навигации мы планируем оформить все необходимые документы, связанные с землеотводом. Однако судить о том, как будут продвигаться работы на этом участке, мне пока сложно».

Как бы то ни было, очевидно, что экологи принялись решать совсем не тот вопрос, который следовало. Ведь выделение землеотвода не сможет исправить экологическую ситуацию вокруг склада щебня. А тем временем нарушители спокойствия в Мозжухе уже планируют вести работы по погрузке и в следующем году. Так что конфликт кемеровских экологов и обских речников далек от окончательного решения.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ