«Вопреки прогнозам»: насколько вырос рынок цемента Сибири в уходящем году и чего ждать в 2024-м?

Объем потребления цемента на внутреннем рынке один из ключевых показателей текущего состояния экономики страны и перспектив ее роста. Без цемента нет строительства, без строительства нет развития. «Континент Сибирь» выяснил у экспертов отрасли, какую динамику показало потребление базового стройматериала в 2023 году и что это значит для 2024-го.

Отрасль в планах и прогнозах

Цемент является стратегически значимым продуктом, без которого невозможно вести гражданское строительство, укреплять обороноспособность государства. Очевидно, что такой товар должен производиться внутри страны: бесперебойно, в необходимом количестве и в строгом соответствии со стандартами качества.

Производство цемента в Российской Федерации в XXI веке растет. Так, с 2000 по 2009 год в стране было выпущено 454 млн тонн «хлеба строительства», с 2010-го по 2019-й – 587 млн. В текущем десятилетии, с 2020 по 2029 год, эксперты прогнозируют рост аналогичного показателя до 638 млн тонн. При этом рынок Сибири в ее прежних границах (Сибирский федеральный округ, Республика Бурятия и Забайкальский край – «КС») занимает стабильную долю в общероссийском – на макрорегион приходится 9-11% от всего потребляемого в стране цемента.

Постепенное увеличение спроса – факт неоспоримый. В основе положительной динамики – колоссальный потенциал развития, называемый отложенным спросом. Государству необходимо восполнять недостаток транспортной и социальной инфраструктуры, обновлять возрастной жилой фонд. При этом, утверждают специалисты, год на год не приходится: случаются и взлеты, и падения.

Опыт 2023-го стал яркой тому иллюстрацией. Как рассказал вице-президент по инвестиционному развитию холдинга «Сибирский цемент» Александр Черепанов, в начале года многие макроэкономические факторы указывали на замедление темпов строительства и падение спроса на цемент. «В марте наш годовой план продаж предусматривал реализацию 4,6-4,7 млн тонн продукции. Однако уже во втором квартале потребление цемента резко увеличилось: решение о продлении льготной ипотеки, принятое Правительством РФ, предопределило высокие темпы жилищного строительства. Благодаря теплой осени высокий спрос сохранился до конца ноября, что обеспечило более равномерную, чем обычно, загрузку заводов. Сейчас мы понимаем, что «закроем» год с результатом в 5,5 млн тонн», – отметил Александр Сергеевич.

Устоять на «рыночных качелях» компании помог подход к планированию деятельности, при котором будущий объем произведенной продукции рассчитывают по формуле «план продаж + 10%».

Цементная промышленность остается ресурсо- и капиталоемкой. Чтобы заводы, загруженные в среднем по стране лишь на 60%, могли существенно нарастить объемы производства, необходимо реализовать комплекс дорогостоящих мероприятий по ремонту и техническому обслуживанию. Данный процесс занимает не менее двух лет. Если обстоятельства складываются иначе и предложение превышает спрос, производители цемента не могут компенсировать понесенные затраты и терпят убытки.

«Мы не получаем от госструктур прогнозной информации в отношении того, сколько цемента будет потреблено в том или ином регионе. Для стабильного функционирования предприятий отрасли такая информация необходима не только на следующий год, но и на три-пять-семь лет вперед», – убежден Александр Черепанов.

Ситуация неопределенности в стратегически важной отрасли неприемлема. Тем более, что у региональных министерств и ведомств сведения о перспективной загрузке и выданных разрешениях на строительство есть. Однако, как рассказали «Континенту Сибирь» участники рынка, ситуация доходит до нелепости: одно из региональных министерств в ответ на соответствующий запрос отказало в предоставлении информации в связи с тем, что такие данные якобы дают конкурентное преимущество.

Планируя работу в 2024-м, «Сибцем» анализирует запросы потребителей. «Вопреки решению Центробанка по повышению ключевой ставки, пока наши партнеры не ограничивают заемный капитал и не собираются снижать темпы строительства», – констатировал Александр Черепанов.

При всех доступных вводных, опираясь на опыт предыдущих периодов, в холдинге на текущий момент дают весьма сдержанный прогноз на следующий год. «Несмотря на оптимистичные прогнозы ЦБ РФ и Минэкономразвития по росту ВВП России, мы ожидаем стагнации в отрасли жилищного строительства. Свою роль сыграют такие факторы, как растущие цены на первичном и вторичном рынках, ужесточение условий выдачи ипотеки и ее удорожание, а также предполагаемая отмена льготного кредитования с 1 июля 2024 года, – прокомментировали «Континенту Сибирь» в АО «ХК «Сибцем». – При этом огромный перечень неопределенностей не позволяет взвешенно оценить перспективы. Мы рассматриваем несколько вариантов развития событий, рабочий сценарий предполагает снижение ёмкости рынка Сибири на 4% к уровню 2023-го».

Очевидно, что цемент должен производиться внутри страны: бесперебойно, в необходимом количестве и в строгом соответствии со стандартами качества

На чем и куда едет цемент?

Возвращаясь к урокам уходящего года, эксперты акцентируют внимание на возросшей роли логистической составляющей. В строительном сезоне-2023 не раз складывались ситуации, когда предприятия, имея возможность произвести дополнительный объем цемента, были не в состоянии доставить его потребителям. И это закономерно: провозная способность российских железных дорог уже давно не соответствует объему грузовой базы, так как с 80-х годов прошлого века их протяженность существенно не увеличилась. Положение дел осложняется продолжающейся переориентацией грузопотоков на восток: чтобы избежать «пробок» и снизить порожний пробег, операторы железнодорожного транспорта вынуждены разрабатывать более сложные маршруты. Это приводит к увеличению периода оборота вагонов: вместо нормативных 17 суток зачастую он составляет 28, 35 и более.

Как показывает опыт производителей цемента, свести риски срыва поставок к минимуму в сложившихся обстоятельствах можно при наличии сверхнормативного парка подвижного состава. Так, в распоряжении «Сибирского цемента» сейчас – более 5 тысяч вагонов, «закрывающих» потребности в отгрузке готовой продукции, доставке сырья и материалов, необходимых для изготовления цемента.

«Имея вопреки экономическим расчетам двойной парк подвижного состава, мы получаем возможность направлять продукцию в разные регионы страны, в том числе отгружать цемент для возведения портовой инфраструктуры по ходу Северного морского пути», – отметил Александр Черепанов.

К слову, в уходящем году российские цементники смогли занять и другую перспективную нишу, речь идет об инфраструктурном строительстве в нефтегазовой сфере. С уходом с российского рынка транснациональных нефтесервисных компаний, в том числе и в части производства специальных тампонажных смесей (вяжущие смеси, предназначенные для заполнения трещин и пустот при бурении скважин с целью закрепления неустойчивых горных пород – «КС»), которые создаются на основе цемента, стали востребованы отечественные разработки.

Еще одно значимое для отрасли направление – строительство цементобетонных трасс. «При ограниченных возможностях железных дорог и отсутствии малой авиации грузовые потоки «уходят» на автотрассы, которые просто не выдерживают растущих нагрузок. Решить проблему позволит расширение сети безопасных и качественных дорог с цементобетонными покрытиями и основаниями, – уверен Александр Черепанов. – Такие трассы не требуют ограничений по нагрузкам на оси и общей массе транспортных средств, строить и эксплуатировать их можно в регионах с разными погодными условиями».

Это подтверждают результаты научно-исследовательской работы «Оценка экономической эффективности применения жестких и нежестких дорожных одежд для различных категорий автомобильных дорог», выполненной учеными Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). При подготовке исследования эксперты сравнили стоимость конструкций дорожных одежд для дорог I, II и III категории, расположенных во всех дорожно-климатических зонах нашей страны. Оказалось, практически во всех случаях экономически более выгодными являются конструкции дорожных одежд с монолитными цементобетонными покрытиями. Среди других важных преимуществ жестких одежд – длительный срок службы, превышающий 25 лет. Текущего ремонта такие дороги могут потребовать лишь спустя 12 лет интенсивной эксплуатации, смены покрытия – только через 30 лет.

Против фальсификата

Снятие транспортных ограничений будет способствовать освоению огромного потенциала Сибири. Эксперты отмечают: сегодня большие инвестиции в федеральном округе направлены в горнодобывающую отрасль (золото, редкоземельные и цветные металлы). Кроме того, в сибирские регионы активно «заходят» федеральные застройщики. В Кузбассе продолжается реконструкция аэропортов, динамично развивается горнолыжный курорт Шерегеш. В Красноярске после длительного застоя идет возведение нового жилья и линий метро. Новосибирск обеспечивает традиционно высокий объем жилищного строительства и благоустройства. Эти и другие примеры показывают: у цементной промышленности – хорошие перспективы для роста.

Но реальными они станут только в том случае, если на стройки страны будет поступать качественный цемент. Однако пока рынок идет в другом направлении. Согласно «Отчету о результатах оценки эффективности обязательного подтверждения соответствия цементов и смесей бетонных», подготовленному в 2023 году Ассоциацией по техническому регулированию «АССТР», объем фальсифицированного цемента увеличился с 5,6% (3,16 миллиона тонн) в 2020 году до 21,3% (13,14 миллиона) в 2022-м. Это объясняется отсутствием государственного контроля за оборотом отдельных видов стройматериалов, упраздненного в 2021-м. В решении проблемы сделан только первый шаг – подготовлен проект постановления Правительства РФ о проведении в 2024 году эксперимента по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований в отношении отдельных видов продукции, в том числе цемента и бетона.

Ну а пока добросовестные производители стараются защитить потребителей своими силами и призывают быть внимательнее при покупке строительного материала, от свойств которого напрямую зависит надежность и долговечность возводимых объектов.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ