Чем запомнился прошедший в Новосибирске «мультифорум живых компаний «Пружина»»?

2-3 сентября в новосибирском лофт-парке «Подземка» прошел «мультифорум живых компаний «Пружина»», посвященный гибким моделям управления. Его организатором выступил основатель ИТ-компании «Смарт Консалтинг» Дмитрий Гоков, для которого это было первое мероприятие такого формата. В мероприятии приняло участие порядка 250 человек, а его проведение обошлось в 3,86 млн рублей. В чем новизна «Пружины», кто в ней участвовал, и стоит ли ждать продолжения – в материале «Континента Сибирь».

Контент

«Пружина» была посвящена новой культуре менеджмента, построенной на принципах самоуправления. На форуме обсуждали новые модели мышления, а также разбирали, как вырваться из оков прошлых успехов и полюбить неожиданности. Напомним, что логика, лежащая в основе таких моделей не в том, чтобы полностью ликвидировать всех начальников и устроить анархию в компании, а в том, чтобы переместить центр принятия решений и давать власть активным членам команд. Каждый сотрудник на любом уровне может выступить с инициативой сделать что-то полезное с точки зрения компании. У членов команд есть возможность принимать финансовые решения в пределах определенной фиксированной суммы. Команда может претворять свои предложения в жизнь в случае готовности брать на себя ответственность за них. В итоге из «группы неэффективных бездельников» формируется сильная и талантливая команда. Более подробно о самой модели самоуправления и ее применения на практике Дмитрий Гоков рассказывал в интервью «Континенту Сибирь». На «Пружине» все это можно было увидеть воочию, так как на мероприятии присутствовали те, кто уже уже встали на этот путь. Они собирались в «Зале первых», который представлял собой «междусобойчик» таких компаний.

В свою очередь «Зал новых» был ориентирован на тех, кто заинтересовался гибкими моделями управления и хочет попробовать их внедрить. Там собирались развивающиеся компании, которые на собственном примере рассказывали, что нужно сделать, чтобы поменять культуру организации.

Чем запомнился прошедший в Новосибирске «мультифорум живых компаний «Пружина»»? - Фотография
Для организатора конференции Дмитрия Гокова (слева) это было первое мероприятие такого масштаба

На конференции были заявлены спикеры разного калибра – от известного в Новосибирске по самым разным форумам Аркадия Цукера до редких для города спикеров из Москвы – Валерия Разгуляева («Вкусвилл») и идеолога «бирюзовых» компаний Сергея Бехтерева. Вместе с тем, «Пружине» с точки зрения программы удалось избежать «лоскутного одеяла» – организаторы сделали так, чтобы все спикеры дополняли друг друга и формировали некую общую целостную картину. Но не повторяя друг друга, а рассматривая ситуацию под своим углом. Первые выступления были вводными и способствовали тому, чтобы участники задумались о текущем положении дел в своих компаниях, погрузились в общий контекст и стали общаться на одном языке.

«Проблемы в российских компаниях везде одинаковы в независимости от региона. Есть лидер, от которого все зависит, и из которого организация тянет соки. Есть жесткая конфронтация между лидером и разными подразделениями компании и их сотрудниками. Ситуация, когда один пытается эксплуатировать остальных, а другие пытаются от этого всячески убежать. В таких случаях теряется огромное количество энергии, – перечислил Сергей Бехтерев. – Ситуация, когда один руководитель всеми силами пытается заставить людей работать, а другие всеми силами пытаются делать вид, что они «заставляются» работать. Это глупая игра, которую к сожалению люди не осознают». Аркадий Цукер в своем выступлении добавил, что нужно свыкнуться с мыслью, что те инструменты, которые многие годы обеспечивали успешность бизнеса, сейчас уже не работают и работать не будут, и поэтому важно перестраивать свое мышление. Дмитрий Гоков в свою очередь подчеркнул, что эффективность компании зависит от эффективности коммуникаций внутри нее.

Чем запомнился прошедший в Новосибирске «мультифорум живых компаний «Пружина»»? - Изображение
Валерий Разгуляев из «Вкусвилл» рассказала о то, как установка KPI на прибыль в долгосрочном периоде приводит к снижению этого показателя

После анализа текущего положения дел участники перешли к основам спиральной динамики и исследованию пути, на который уже встали такие компании, как «Смарт Консалтинг», «КОТЭС», «Вкусвилл», «Банк Точка» и др. На своем примере спикеры показывали, на какие грабли наступали, какие инсайты получали, и к чему пришли. В частности Валерий Разгуляев из «Вкусвилла» рассказывал о практике отношений «Заказчик – клиент» в компании, когда одно подразделение внутри компании выступает заказчиком для другого. Список можно было бы продолжать и дальше, и здесь могло бы сложиться мнение, что самоуправление – это панацея от всех проблем в менеджменте. Но, как констатировал Сергей Бехтерев, это не цель, а инструмент. «Цель — сильная адаптивная компания с сотрудниками с горящим сердцем, которые берут и делают», – отметил Сергей Бехтерев.

Организация

Программа «Пружины» – не главная, хотя и важная составляющая всего «мультифорума». Дело в том, что само мероприятие выбивается из общего ряда конференций сразу по нескольким причинам. С одной стороны, когда та или иная команда впервые проводит мероприятие подобного масштаба, то со стороны складывается ощущение, что это очень рискованный путь, ведь можно наступить на самые разные грабли. Вместе с тем, это дает возможность посмотреть на организацию события свежим взглядом и провести ее иначе, чем другие конференции. В «Пружине» таких «фишек» было немало – это и возможность задать вопросы через мобильное приложение с голосованием за самый актуальный из них, присвоение рейтинга каждому участнику за его активности, формирование «проводников пружины», которые прикреплены к участникам, интересная идея с письмами самому себе через год с указанием реальных адресов и многое другое.

Чем запомнился прошедший в Новосибирске «мультифорум живых компаний «Пружина»»? - Фото
Организаторы «Пружины» уделяли внимание трансляции идеологии форума

Кроме того, важна и сама идеология форума. Она проявлялась практически во всем, начиная от названия и площадки, на которой проводилась «Пружина». Причем организаторы закладывали много разных смыслов. Как следствие, для того, чтобы эффективно их транслировать, очень большое внимание уделялось брендингу. Более того, Дмитрий Гоков отмечал, что на первоначальном этапе эта составляющая даже важнее программы.

У «Пружины» была еще одна интересная черта — в большей степени это проект «корпоративный», чем «розничный» по структуре участников. То есть значительная часть — это команды из нескольких крупных компаний. В числе участников «Пружины» можно заметить много сотрудников одних и тех же организаций – компании «РРК-Сибирь», «КОТЭС», «Смарт Консалтинг», и.т.д. Например, одна из компаний отправила 12 своих инициативных сотрудников разных уровней. Смысл в том, что на «Пружине» этих сотрудников должны зарядить, развить, вместе с ними выработать дальнейшие действия. «Заряженные» люди вернутся в компанию, а они дальше сформируют необходимую среду и сориентируют руководство, что и как стоит менять в компании.

В этом есть и свой плюс для организаторов. Когда на конференции много совершенно разных участников, то могут очень разниться оценки. У каждого свои ожидания, и всем невозможно угодить. Когда на мероприятии присутствует большое количество представителей нескольких компаний, то наблюдается другой уровень лояльности, и оставшиеся участники склонны выравниваться под него. В этом смысле «Пружине» удалось создать достаточно лояльное, проактивное сообщество. Пусть оно пока не такое большое, но сплоченное и однородное по ценностям и способствует тому, чтобы к нему присоединялись нужные люди.

Сами спикеры также констатировали, что участники «Пружины» активно вовлекались сразу же во все активности, поэтому аудитория была под стать «живым компаниям».

Что дальше?

Еще до пандемии с рынка ушли многие бизнес-конференции, проводившиеся не один год. А уже в пандемию тем более канули в лету те немногие мероприятия, организаторы которых еще раздумывали о возможности их проведения. Вместе с тем, появляются и новые «долгоиграющие» проекты. Среди них помимо «Пружины» можно отметить «Прибыль», которую проводил новосибирский предприниматель Александр Долгов. Понятно, что первое время конференции могут жить на энтузиазме их организаторов, но потом все равно все будет упираться в экономику. «Мы вначале проводим мероприятие, а потом понимаем, в прибыли мы или убытках», – говорил ранее «Континенту Сибирь» организатор одного из форумов. Его коллега приводил еще более наглядный пример, отмечая, что вообще организовывал конференцию в кредит, который потом еще несколько месяцев выплачивал.

По словам Дмитрия Гокова, на проведение «Пружины» было затрачено 3,86 млн рублей, а выручка с продажи 148 билетов составила 2,8 млн рублей.

Чем запомнился прошедший в Новосибирске «мультифорум живых компаний «Пружина»»? - Картинка
Инвестиции в проведение «Пружины» составили 3,86 млн рублей

На сегодня организаторы полны энтузиазма и дальше активно продолжать приобщать бизнес к гибким моделям управления. Помимо «Пружины-2023» на мероприятии были анонсированы и «микропружины», ориентированные на отдельные более узкие темы. А значит, наглядных кейсов перехода компаний на модель самоорганизации с каждой новой конференцией будет все больше и больше.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту [email protected] или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ