Основатель рекрутингового агентства BGStaff, школы IT рекрутинга BGStudy

Программисты бегут из России, что делать?

Заголовки медиа не первый месяц кричат о том, что программисты толпой покидают Россию. У меня только один вопрос: надолго ли?

Антон Дурнецов
Антон Дурнецов. Фото предоставлено спикером

Большинство специалистов, покинувших страну в конце февраля — начале марта уехали впопыхах, забирая с собой самое необходимое. Большинство ребят уехали с семьями.

Я предполагаю, что большинство из них вернется в ближайшее время. Попробовав на вкус жизнь в эмиграции, где ты не гражданин страны. Где все приходится начинать с нуля, включая поиск детских садов и школ.

Здесь же, в России есть понятная инфраструктура, включая медицину. Есть родственники, которые могут подстраховать в случае чего.

Кстати, часто хают нашу медицину, но мне кажется, ковидные времена показали, что она реально спасала жизнь людям, причем абсолютно бесплатно. По моему опыту, и анализы можно было сдать, и лекарства можно было получить на дому… У меня язык не поворачивается ругать сферу здравоохранения. Исключения, конечно, есть, но опираясь на свой опыт, опыт моих друзей и знакомых, я благодарен нашей медицине.

Олег Лупиков

«Санкции легко вводятся, а снимаются зачастую десяти­летиями»: что ожидает сибирскую сферу ИТ в новых условиях?

Кажется, что все это мои догадки? Но в конце мая я выступал на крупнейшей сибирской IT конференции. И общался с ребятами из IT сферы, обменялся мнениями и видением ситуации. И вот, что могу резюмировать: да, было много людей, которые эмигрировали в начале марта. Но пожив в другой стране, они вернулись домой.

Кто-то понял, что не хочет жить за границей, и дома нравится больше. Такие люди уезжать больше не собираются. Кто-то столкнулся с языковым барьером. Эти специалисты поделились на 2 группы: одни решили подтянуть английский и попытать удачу вновь, другие больше не поедут. Тем более, что работы и в России достаточно много. У компаний дефицит буквально во всех специалистах – разработчиках Java, C++, PHP, Frontend, Backend, тестировщиках, и т.д. Плюс ко всему, сейчас есть большой дефицит системных аналитиков, бизнес аналитиков.

В связи с тем, что люди всё больше предпочитают удаленку, управлять процессами и людьми становится сложнее. И как следствие, стало на порядок сложнее правильно сформулировать, что нужно делать программисту, и какие изменения внедрять.

Программисты не всегда могут “снять” задачу с заказчика хорошо и особенно удаленно. Поэтому в компаниях становится всё более востребована позиция аналитика. Который может пойти к заказчику, даже внутреннему, и выяснить у него боли, потребности. Потом грамотно описать или даже придумать решение, а позже прийти к программисту и сказать: “Бро, сделай так-то и так-то”.

Эта потребность породила и повышение зарплат. Найти системного аналитика уровня senior уже за 300 тысяч рублей является большой проблемой. Хотя раньше такого специалиста можно было найти от 100 до 150 тысяч рублей.

Однако, не весь рынок успел перестроиться. Из последних кейсов: разговаривал с заказчиками, которые находятся в поиске инженера на вторую линию поддержки. Говорю: “Ребята, у вас очень высокие требования и очень низкие зарплаты”. На что мне руководитель сказал, что зарплату они установили на уровне своей аналитики и не видят смысла платить больше. Хотя список требуемых знаний в описании вакансии внушающий – ребята, опираясь на него, обычно просят зарплату ближе к 120-150 тысячам рублей в месяц. А найти инженера второй линии за 80 тысячам рублей в Новосибирске сейчас просто нереально.

отечественная ИТ-отрасль
Какое будущее ждет отечественную ИТ-отрасль, и помогут ли ей меры господдержки?

Спустя время после начала пандемии люди поняли, что мы перешли в новые реалии, и это все надолго. С этим придется учиться жить. Удаленка, которую внедрили в большинстве компаний, послужила определенным видом спасения. Потому что если раньше нужно было физически перевозить человека например в Москву, то сейчас он может спокойно работать из любой точки мира и получать зарплату на карту.

И ты даже не всегда знаешь, в каком городе он находится, потому что это не имеет значения. Главное – то, что человек есть, он выходит на связь, делает свою работу, а это то, что нужно компании. При этом тебе не нужно платить за офис, покупать печеньки, чаи, устанавливать игровые автоматы.

Кроме того, удаленка вызвала рост зарплат специалистов по России. Резкий скачок спроса на айтишников в регионах послужил причиной очень резкого роста зарплат в стране.

Так, до этого специалисту в Москве могли платить 300 тысяч рублей. А в Новосибирске за эту же работу платили например 200 тысяч рублей. Теперь работодатель из Москвы мог спокойно платить новосибирскому программисту 280 тысяч. И местный рынок вынужден был подтягиваться до этого же уровня дохода. И все эти факторы безусловно важно принимать во внимание про анализе ситуации с кадрами.

Резюмируя: программисты, а также другие специалисты и раньше покидали страну. В момент паники поуезжало много ребят, потом еще часть перевезли сами IT-компании. Но спустя время, часть из них вернулось по разным причинам. Если мы проанализируем тех, кто покинул страну, то речь шла не об основной части IT-специалистов. Они не изменили радикально рынок, хоть их отъезд и был чувствительным. Будем реалистами – специалисты сферы IT будут уезжать и дальше – с этим пока ничего не сделать. Но я, как многие из моих коллег из сферы HR, программистов и их руководителей, уверен, что исходя из всех перечисленных выше факторов, потребности уезжать из страны нет. Поэтому нет сомнений, что бОльшая часть ребят в итоге вернется в Россию.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ