Тендер прошел. Победители в раздумьях

20 июня стали известны итоги ежегодного тендера на поставку в Алтайский край топлива — 225 тысяч тонн угля до конца 2005 года. Всего в нем приняли участие 17 компаний из Алтайского края, Новосибирской, Кемеровской областей и Москвы. Среди восьми победителей оказались организации, ранее не принимавшие участия в тендерах и даже не имеющие опыта поставок угля вообще. Такие крупные поставщики угля, как СУЭК и «РАТМ-Алтай», были сняты с аукциона. Результаты тендера не прибавили ясности поставщикам и не вселили надежд общественности на благополучное прохождение отопительного сезона.

Среди победителей, которых можно отнести к традиционным, — ЗАО «Алтайпрофсервис», ООО «Транзитуглеснаб», ЗАО «Алтайлестоппром». Остальные счастливчики — компании, ранее не участвовавшие в тендерах или не осуществлявшие поставки углей в регион: ООО «ЭН-КОМ», ООО «Центр бизнеса и торговли «Алтай», ООО «Сибпром».

Ситуация с конкурсом едва не повторила прошлогоднюю. Напомним, что ЗАО «Сибирьэнергоуглеснаб» (СЭУС), которое до прихода новой администрации края под руководством Михаила Евдокимова в 2004 году завозила до 80% от всех объемов угля в край, в прошлом году не попала в число победителей тендера. Однако в конечном итоге администрация края вынуждена была обратиться в СЭУС и привлечь его к работе. В результате СЭУС в прошлом сезоне поставил в край до 700 тыс. тонн угля.

В первоначальном списке победителей тендера СЭУСа не оказалось и на этот раз. Но под давлением депутатов крайсовета, вошедших в конкурсную комиссию (зампредседателя комитета по аграрной политике и природопользованию Сергея Серова и зампредседателя комитет по бюджету, налоговой и кредитной политике Владимира Вагнера), СЭУС все же был внесен в число победителей. «СЭУС имеет самую мощную сеть собственных площадок под разгрузку углей и обладает огромным опытом и прочными связям с угольщиками, а значит, сможет обеспечить и стабильность поставок, и их значительные объемы поставок», — говорит Сергей Серов.

А вот у компаний СУЭК и «РАТМ-Алтай» достойного лобби не оказалось. Они были сняты с конкурса — у «РАТМ-Алтая» в заявке отсутствовало приложение с указанием цены, а СУЭК, заявляя цену, сделала это в расширенном, а не усредненном варианте, что и стало причиной снятия ее с гонки.

Итоги тендера не добавили ясности по поставкам в край угля. По словам руководителей компаний-поставщиков, нерешенными остались важнейшие вопросы. По информации заместителя генерального директора ЗАО «СЭУС» Владимира Францена, «финансовых средств, запланированных на текущий год в краевом бюджете, на топливо недостаточно. К тому же бюджет еще не расплатился с поставщиками за завершившийся сезон, есть долги прошлых лет, да и сам бюджет сверстан со значительным дефицитом (478 млн руб. — «КС»). Не ошибусь, если скажу, что это обстоятельство не внушает оптимизма поставщикам, поскольку работа по тендеру предполагает наличие значительных оборотных средств у компаний-поставщиков для покрытия кассовых разрывов».

По мнению Сергея Серова, «среди победителей тендера есть совершенно неизвестные компании. Мы не знаем, кто за ними стоит, есть ли у них договоры с угольщиками на достаточный объем. Я впервые слышу о такой компании, как «Центр бизнеса и торговли «Алтай», непонятно, как будет осуществлять поставки ГУП АК «Концерн Алтайресурсы», которое ранее этими вопросами вообще не занималось. У меня серьезные сомнения на счет компании «Сибпром», которая по балансу имеет оборот за I квартал 2005 года всего 10 тыс. рублей».

Кроме того, опрошенных «КС» руководителей компаний-победителей не устраивает, что тендер не предусматривал квотирования поставок для каждой компании, нет графика поставок. У депутатов крайсовета оказались серьезные претензии к тому, на каких условиях администрация края предлагает заключать эти договоры. Так, по словам Сергея Серова, пока в текстах не прописаны условия, при которых цены могут быть изменены: «При таком подходе заявленные на тендере цены практически не имеют никакого смысла, поскольку могут быть изменены в процессе заключения договоров. Например, в прошлом году, несмотря на договоренности с поставщиками не повышать цены, в течение сезона они изменялись в строну увеличения дважды. У меня есть серьезные опасения относительно предстоящего сезона. Наличие большего, чем обычно, числа поставщиков служит некоторой страховкой, что проблема кассовых разрывов будет решаться несколько проще, но отсутствие у некоторых компаний опыта и собственных разгрузочных площадок может поставить под угрозу бесперебойность поставок».

В администрации края уверены, что все упреки беспочвенны. Руководитель комитета по ТЭК администрации края Сергей Евдокимов заявил корреспонденту «КС»: «Гарантией стабильного сотрудничества с поставщиками вне зависимости от срока их работы на рынке поставок топлива будет являться выполнение договорных обязательств». Сергей Евдокимов также подчеркнул, что договоры на поставку топлива с каждым поставщиком заключает непосредственно каждое муниципальное образование. Из этого следует, что определение поставщиков — прерогатива краевой исполнительной власти, а значит, ответственность будут нести муниципалитеты и поставщики углей.

По словам руководителя комитета, конкурс носит «рекомендательный характер», в связи с чем администрация края, опираясь на его итоги, планирует разослать по краю информацию о победителях конкурса, но главы выбирать поставщика главы районов вольны сами.

Другого мнения придерживаются поставщики углей. Объясняя свой повышенный интерес к участию в рекомендательном тендере, они отмечают, что он имеет самое непосредственное практическое значение. «Совершенно очевидно, что поскольку в районы деньги отправляются из краевого бюджета, у исполнительной власти всегда есть возможность «придержать» одни районы (не согласившиеся работать с рекомендованным поставщиком) и в первоочередном порядке перечислить деньги в те из них, которые готовы играть по неписанным правилам», — сообщил «КС» один из победителей конкурса.

Впрочем, часть поставщиков топлива готова к налаживанию и прямых отношений с муниципалитетами, невзирая на итоги конкурса. Так, руководитель компании «Зенит-Алтай», не вошедшей в число победителей тендера по углю, Владимир Кандауров в интервью «КС» отметил: «Наша компания не смогла победить в угольной части тендера, но мы все равно намерены завести в край угля не менее 200 тыс. тонн по прямым договорам с муниципалитетами».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ