Прямая речь

Изменится ли конкуренция с открытием филиалов
иностранных банков?

Тамара Дмитриева, старший вице-президент, директор по развитию корпоративного бизнеса Альфа-банка:

— Условия конкуренции, безусловно, изменятся. На новосибирский банковский рынок приходят крупные финансовые игроки с большим и серьезным опытом работы. Главный вопрос — уровень подготовки кадров, которые будут работать на этих площадках. Ведь в основном это будут люди, имевшие опыт работы в местных филиалах или региональных банках. Вероятно, западные банки будут проводить адаптационные и обучающие занятия для своего персонала, работающего в регионах. А конкуренция проявится везде — на рынке корпоративных клиентов и на розничном рынке. Что касается процентных ставок западных банков, то, на мой взгляд, они не являются конкурентными. Многие российские крупные банки, в том числе их филиалы, работающие в Новосибирске, предлагают физическим лицам подобные условия. Хотя отдельным плюсом для западного банка в том числе будет его брэнд.

Светлана Барановская, директор Новосибирского филиала Банка Москвы:

— Условия на банковском рынке уже изменились. Идет жесткая конкуренция на рынке активных операций. Появляются все новые банки.

Михаил Нагаев, начальник финансового отдела Новосибирского филиала Банка Москвы:

— Региональные банковские структуры, а также «старые» филиалы федеральных банков вынуждены приспосабливаться к усилившейся конкуренции, приводя условия предоставления своих банковских продуктов к новому рыночному уровню. Например, в Новосибирском филиале Банка Москвы проведена работа по согласованию с головной организаций новых условий кредитования корпоративных клиентов, выражающихся в снижении уровня ставок кредитования, увеличении лимита риска на одного заемщика, сокращении величины залоговых дисконтов и т. д., результатом которой должно стать увеличение кредитного портфеля филиала до 4 млрд рублей к концу II — началу III квартала текущего года.

Владимир Зборовский, начальник отдела казначейских операций Новосибирского филиала РОСБАНКа:

— Открытие филиала любого банка, будь то российский или иностранный, однозначно изменяет условия конкуренции, естественно, при условии полноценного развития таких филиалов. Думаю, что в случае с иностранными банками запуск и развитие филиалов не будет быстрым в силу жестких условий работы с заемщиками и невысоких процентных ставок по привлекаемым средствам.

Владимир Вовкудан, заместитель управляющего филиалом ОАО «УРАЛСИБ» в Новосибирске:

— Конечно, мы ожидаем конкуренции со стороны иностранных банков, которые придут на рынок с дешевыми ресурсами и современными технологиями. Но мы — тоже не новички на банковском рынке и, честно говоря, готовились к их приходу — отлаживали новые технологии продаж основных продуктов, изучали современный опыт и внедряли его в производственный процесс.

Владимир Женов, генеральный директор Новосибирского Муниципального банка:

— Любое увеличение количества игроков на рынке, тем более владеющих высокими технологиями обслуживания клиентов, меняет условия конкуренции, повышает качество предоставляемых услуг, стимулирует спрос на данные услуги. Открытие филиалов иностранных банков повысит, с одной стороны, спрос на банковские услуги, с другой стороны — активность действующих кредитных организаций, прежде всего в части улучшения качества обслуживания клиентов, и в конечном итоге повысит привлекательность банковского сектора в целом.

Кредитуете ли Вы «новую экономику»?

Артем Рохлин, начальник отдела кредитных операций Новосибирского филиала РОСБАНКа:

— В настоящее время РОСБАНК отдает предпочтение финансированию существующего бизнеса предприятий (их текущей деятельности) либо нового бизнеса при условии наличия уже успешно работающего альтернативного. Кредитование инвестиционной деятельности предприятий чаще всего связано с переоборудованием уже действующего производства (в случае, если результаты анализа подтверждают окупаемость планируемых инвестиций). Рассмотрение инвестиционных проектов, связанных с созданием нового бизнеса или налаживанием нового производства, учитывая более высокие риски их нереализации по сравнению с другими проектами, возможно только при условии предложения клиентом приемлемых гарантий. Кроме того, доля участия заемщика в проекте должна составлять примерно 30-40% от общей стоимости инвестиционного проекта.

Владимир Женов, генеральный директор Новосибирского муниципального банка:

— Инвестиционное и венчурное финансирование могут позволить себе только те банки, которые обладают достаточно высоким запасом достаточности капитала. Для региональных банков активное участие в подобных проектах связано с высокой степенью риска, так как это прежде всего «длинные» сроки и большие суммы кредитования, высокая рискованность вложений.

Максим Соколов, заместитель руководителя по розничному бизнесу Сибирско-Дальневосточной региональной дирекции «УРАЛСИБа»:

— Мы активно работаем с реальным сектором экономики, вкладывая большие ресурсы в развитие предприятий и регионов. Финансовая корпорация «УРАЛСИБ» активно занимается инвестиционным и венчурным финансированием, но делаем мы это не через банковские структуры, а путем создания закрытых паевых инвестиционных фондов (ПИФы недвижимости «Строительные инвестиции» и ПИФы акций «Перспективные инвестиции»).

Возможно ли появление «поточных» технологий
кредитования малого бизнеса?

Людмила Радченко, первый вице-президент Новосибирсквнешторгбанка:

— Думаю, что «поточные» технологии кредитования малого бизнеса невозможны, возможна унификация требований к бизнесу и отдельным заемщикам, что ускорит процессы кредитования, хотя причина не в банках, а в самих условиях функционирования предприятий малого бизнеса (их реальные доходы не соответствуют данным деклараций).

Вячеслав Безруков, заместитель управляющего Новосибирским филиалом МДМ-Банка:

— Появление «поточных» технологий кредитования малого бизнеса не просто возможно, но и уже существует. В прошлом году МДМ-Банком была разработана и успешно внедрена на региональном уровне программа кредитования малых предприятий (скоринг) — это кредиты на пополнение оборотных средств под залог как оборотных, так и внеоборотных активов, а также беззалоговый овердрафт. Основные отличия данного продукта в максимально быстром рассмотрении кредита (3-7 дней) и минимальном количестве документов, необходимых для установления лимита кредитования. Если предприятие удовлетворяет определенным нами критериям, то процесс установления лимита и выдачи кредита происходит автоматически.

Вячеслав Рохлин, начальник отдела кредитных операций Новосибирского филиала РОСБАНКа:

— Думаю, что упрощенная система кредитования предприятий малого бизнеса появится уже в объединенном банке — после завершения консолидации бизнеса РОСБАНКа и Группы О.В.К.

Что вообще мешает появлению «поточных» технологий кредитования малого бизнеса и предпринимательства? Низкая прозрачность бизнеса малых предприятий. Основным документом, которым руководствуются банки при отборе клиентов, является инструкция ЦБ N 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности». На основании этой инструкции банки уже сейчас отбирают клиентов еще жестче, потому что никому не хочется создавать большие резервы. Требования ЦБ и коммерческих банков в этом случае послужат толчком к выходу малого бизнеса «из тени».

Также для организации «поточной» технологии кредитования малого бизнеса необходимо упростить методику оценки кредитного риска. При существующем подходе оценки кредитоспособности необходимо увеличить количество кредитных экспертов, выделить им площади для организации рабочего места и обеспечить каждого сотрудника столом, компьютером, принтером и т. п. Выиграют те банки, которые найдут золотую середину в сложившейся ситуации в условиях конкуренции, банковского законодательства и нормативных актов ЦБ РФ.

Светлана Барановская, директор Новосибирского филиала Банка Москвы:

— В Банке Москвы в ближайшее время будет внедрен «Порядок кредитования малого бизнеса».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ