«Нас именно об этом и просили»: кто будет строить в Новосибирске «умные и комфортные» остановки

Несмотря на то, что концессионное соглашение по проекту «умных остановок» не было заключено по причине отсутствия желающих, мэрия Новосибирска по-прежнему планирует к началу Молодежного чемпионата мира по хоккею обновить остановочные павильоны по гостевым маршрутам. 3 ноября на круглом столе депутатам горсовета и бизнес-сообществу был предложен альтернативный вариант того, как это можно сделать.

Комфорт – не всегда значит тепло

После того, как проект перешел от Александра Люлько его преемнику Виталию Витухину, само его название было изменено: вместо «умных» остановок их стали обозначать как «комфортные», а «чрезмерная умность» показалась новому руководителю департамента инвестиций не только малополезной, но и отчасти вредной. «Мы прорабатывали вопрос не повторного предложения по концессии на тех же условиях, а новые варианты, изменений довольно много было, – прокомментировал он в ходе круглого стола. – В том числе и по «излишней умности», которая в глазах некоторых депутатов вызывала недоумение: зачем это нужно, эти вещи все равно не используют, они, кроме удорожания проекта, ничего не дают».

Стоимость каждого «умного блока», по оценке Виталия Витухина, составляет порядка 500 тысяч рублей. И необходимости вставлять его в каждый из обновленных павильонов смысла нет.

Он напомнил о том, что вместо одного универсального типа «умной/комфортной» остановки (или двух, как в несостоявшемся концессионном соглашении) будет принято три. Вариант первый, базовый, будет представлять собой отдельно стоящий навес с минимальным набором функций: кнопка вызова «службы 112», точка Wi-Fi, зарядка для смартфонов и цифровое табло, указывающее время прибытия транспорта. Во втором варианте все эти вещи заменяются тем самым «умным блоком», который будет показывать движение общественного транспорта в реальном времени. Вариант номер три – то же самое, плюс блок для коммерческого использования.

Заместитель руководителя департамента инвестиций, потребительского рынка, инноваций и предпринимательства мэрии Денис Колмаков

Точного соотношения между «полностью умными» и «частично умными» остановками пока нет. На круглом столе было сказано, что остановок второго и третьего типа появится около ста или чуть больше – они будут либо находиться на важных участках, либо совмещаться с торговыми помещениями.

остановка транспорта
Как интересы новосибирского бизнеса и чиновников разошлись на «умной остановке»?

Первым спорным вопросом стало то, будут ли «комфортные» остановки отапливаться.

«Я настаивал на том, что они должны быть теплыми – и продолжаю на этом настаивать – высказался член комиссии по градостроительству новосибирского горсовета Ростислав Антонов. – Потому что не сказать, что в Новосибирске общественный транспорт ходит хорошо и регулярно. И «умные остановки» что-то не очень ему помогают. Но если мы хоть уважаем новосибирцев, остановки должны отапливаться. По крайней мере, в отдаленных районах, где транспорт ходит действительно редко и ждать его приходится долго».

Заместитель главы администрации по экономике и доходам Первомайского района Новосибирска Артем Роговский согласился с доводами депутата, но напомнил о том, что этим же путем в свое время пошел Омск, где мэрия установила сто теплых остановок, которые очень быстро превратились в то, что участники круглого стола назвали «стихийными общежитиями». «Мы видим, что полиция в Омске бомжей не выгоняет – и у нас, наверное, тоже не будет – пояснил он. – Украли «умный блок» на Звездной – так и не нашли. Тот же инвестор поставил такой же на КСМ – разломали. Тоже не нашли никого».

Заместитель главы администрации по экономике и доходам Первомайского района Новосибирска Артем Роговский (в центре)

Виталий Витухин добавил, что все 250 новых остановок утеплить невозможно просто физически. «Мы уже думали над этим. Мои подчиненные вместе с ГЦОДДовцами все остановки обмерили рулеткой, обмерили тротуары, обмерили подъездные карманы. Там полно мест, где не то что теплые, обычные навесы некуда воткнуть. Места нет», – заявил он.

Андрей Любавский

«В чем их «умность»?»: в горсовете Новосибирска объяснили предложение остановить конкурс на заключение концессии по остановкам

Из 250 объектов на гостевых маршрутах нашлось всего 44, куда по ГОСТу можно поставить теплый павильон. «И мы обязательно поставим», – заверил Виталий Витухин.

Концессия против инвестиций – можно ли совместить?

Застопорившаяся концессия «умных» остановок идет в одной связке с конфликтом вокруг прилегающих к ним торговых точек. Мэрия рассматривала вариант договориться с их владельцами так, чтобы они организовали на базе своих мини-магазинов «комфортные» павильоны. Вот только таких на девятнадцати гостевых маршрутах нашлось всего 94 из 250 объектов. И тогда департамент инвестиций, потребительского рынка, инноваций и предпринимательства мэрии Новосибирска предложил вариант, который, по словам Виталия Витухина, уже реализовывался в некоторых городах.

Если коротко, он заключается в том, что остановочный павильон, по сути, приравнивается к объекту инвестиционной деятельности. И вместо единого лота на 250 точек мэрия предложила альтернативный вариант. «Мы совместно с департаментом правовой и кадровой работы мэрии разработали следующие условия: предприниматель, желающий организовать торговлю на базе остановочного павильона, оборудует еще две остановки первого и второго типа, что называется, «в нагрузку» с передачей их городу. Нас именно об этом и просили: найти вариант, чтобы в этот проект мог войти каждый предприниматель».

Член комиссии горсовета Новосибирска по научно-производственному развитию и предпринимательству Александр Бурмистров

Сами владельцы торговых точек на круглом столе не присутствовали (хотя, по словам главы департамента инвестиций, их приглашали) – интересы бизнеса представляли аппарат бизнес-омбудсмена, «Опора России», районные Советы предпринимателей и депутаты горсовета. Так, например, член комиссии горсовета Новосибирска по научно-производственному развитию и предпринимательству Александр Бурмистров усомнился в том, что рассматриваемое предложение найдет поддержку среди предпринимателей.

«Нам нужна простая крыша над головой»: новосибирцы выступили с критикой проекта «умных» остановок

«Посчитаем: средняя стоимость аренды земли для торговых объектов – 400 рублей в месяц за квадратный метр. 18 квадратов – это 7,2 тысячи рублей в месяц или 86,4 тысячи в год, – высказался он. – «Комфортная» остановка в минимальном варианте, без блока, стоит примерно 800 тысяч. Много ли предпринимателей готовы понести единовременную нагрузку в размере арендной платы за двадцать лет?»

Виталий Витухин возразил, сказав, что двадцатилетняя окупаемость вложения – нормальная мировая практика. «Мы раньше часто слышали претензии: зачем нам что-то делать, улучшать, если вы все равно через два года разорвете договор и нас выгоните. Дайте нам надежности. Вот мы и дали. Двадцать лет работайте. Предприниматели сами просили нас об этом – и мы их услышали. Теперь в проект могут войти не только те, кто готов выложить 250-300 миллионов», – отметил Виталий Витухин.

Руководитель комиссии по городскому хозяйству горсовета Новосибирска Игорь Кудин (справа) и заместитель главы администрации по экономике и доходам Первомайского района Новосибирска Артем Роговский

На предложение Александра Бурмистрова организовывать «комфортные» остановки самим, на деньги от той же аренды земли владельцами павильонов – это почти 8 млн рублей в год – глава департамента ответил, что при таком варианте проект затянется на много лет, а он должен быть закончен к 2023 году. Также он напомнил, что у мэрии уже есть свой участок работы – на организацию подъездных карманов и прочей инфраструктуры предполагается выделить около 50 млн рублей.

Умная остановка Ватутина
Почему в Новосибирске не состоялся конкурс по «умным остановкам»?

Участники встречи обсудили еще один важный вопрос – видеонаблюдение. Если «умные» экраны появятся не везде, то видеокамеры должны стоять на каждой остановке. Однако, когда концессионное соглашение еще готовилась, единого центра, куда будет собираться весь видеопоток, в городе и в области не было. Нет его и сейчас. Поэтому департамент предложил компромиссный вариант. «Мы не можем требовать у предпринимателей передавать все данные каким-то третьим лицам. Но мы допускаем, что предприниматель, выигравший лот, возьмет на себя обязательство хранить записи в течение месяца, – сообщил Виталий Витухин. – Нас бы это устроило и полицию тоже».

Что скажут сами предприниматели

«То, что появилась альтернатива, для нас, конечно, приятный сюрприз, – отметила председатель Совета предпринимателей Октябрьского района Новосибирска Наталья Безрученкова. – Безусловно, мы все хотим красивые комфортные остановки, Новосибирск их заслуживает. И они должны быть, но не в ущерб малому и среднему бизнесу. Нужно исходить из того, чтобы оставить предпринимателей на местах. И то, в каком плачевном состоянии сейчас находятся многие остановки – во многом результат того, что владельцы мини-магазинов не чувствовали никакой защиты своих инвестиций. Никто не хотел вкладываться туда, откуда его могут в любой момент выгнать».

Руководитель департамента инвестиций, потребительского рынка, инноваций и предпринимательства мэрии Виталий Витухин

Между тем Виталий Витухин отметил, что некоторые совмещенные с остановочными павильонами торговые точки все же придется ликвидировать. «Я знаю несколько мест, где к остановке пристроен не один, а пять, шесть, семь объектов. Жители уже сами жалуются, их невозможно обойти. Я уважаю бизнес, но так нельзя».

По мнению руководителя бюро по защите прав предпринимателей и инвесторов новосибирского отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Натальи Пинигиной, двадцать лет окупаемости, о которых упомянул Александр Бурмистров – слишком оптимистичная оценка. Потому что здесь не учитывается стоимость содержания таких остановок, которую мэрия предполагает возложить на тех же предпринимателей. Как и ответственность за возможные поломки, кражи, вандализм и так далее. «Даже если предположить, что найдется тот, кто вложится в ремонт двух остановок помимо своей торговой точки, я не знаю, найдется ли в Новосибирске так много предпринимателей с опытом организации остановочных павильонов и работы с ними, – высказалась она. – Если мы будем просто ждать, пока они появятся, мы рискуем не успеть к чемпионату».

"умные" остановки

Новую концепцию «умных» остановок разработали в Новосибирске

В качестве еще одной альтернативы, более эффективной, по ее мнению, Наталья Пинигина предложила заменить «натуральную» повинность в виде строительства остановок «денежной», то есть разовым финансовым взносом. А обслуживание отдать мэрии. Тем более, что места для размещения «нагрузочных» остановок, скорее всего, будет выбирать именно она. Иначе есть риск столкнуться с той же проблемой, что и в организации общественного транспорта, когда на одних маршрутах желающих предостаточно, а на другие никто даже не смотрит.

Депутат горсовета Новосибирска Андрей Любавский, член комиссии по градостроительству и, по словам Виталия Витухина, один из главных критиков концессионного проекта, напомнил о том, что Новосибирск – это не 250 «парадных» остановок, а более двух тысяч, некоторые из которых обозначены просто торчащим из земли дорожным знаком. Он предложил активизировать работу с администрациями районов, которые хорошо знают, кто что у кого арендует, кто как выполняет взятые обязательства и так далее. «Концессия концессией, а город у нас большой и остановок в нем много, – подчеркнул депутат. – Сосредотачивайтесь на гостевых маршрутах, но не забывайте и про остальную его часть».

По его словам, торговые точки на остановках сейчас переживают не самое лучшее время. Несмотря на то, что они располагаются в достаточно удачных местах, торговля все больше перемещается в крупные магазины – особенно после того, как из павильонов убрали некоторые группы товаров. Чего нельзя сказать об информационных продуктах, для которых такие узлы трафика по-прежнему актуальны. Поэтому к работе над проектом можно подключить и рекламные агентства. «Думаю, они бы не отказались», – добавил он.

Подводя итоги круглого стола, Виталий Витухин подчеркнул, что концессионный вариант остается актуальным и департамент продолжает над ним работать. Однако для предпринимателей, по его мнению, предпочтительнее вариант инвестиционный, с малыми лотами.

До конца ноября муниципалитет планирует детально проработать условия обоих вариантов.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. «До конца ноября муниципалитет планирует детально проработать условия обоих вариантов»- вопросов и решений от второго круга не уменьшились. Большие сомнения невольно возникают по реализации планов по поиску «инвестора», а точнее по поиску мальчиков для битья. Права Наталия Пинигина и Андрей Любавский , в том , что решать надо комплексно и без затычек. Мэрия должна оставлять за собой расходы на приобретение и обслуживанию объектов транспортной инфраструктуры. Если хозяина не будет — будет дикая анархия . Мы это проходили, когда с 1996 года наша компания DESFOR , взяла на себя ответственность за перестроечный город в части дизайна , выбора конструкции и самого производства, тогда городские и районные архитекторы не мешали нам , а лишь признавали за нашей компанией статус лидера в этой отрасли. Сегодня ситуация изменилась — стихийные процессы сегодня неактуальны , нужен системный подход и реальные деньги сформированные в расходную часть городского бюджета… иначе даже при замене Люлько на Витухина , ничего путнего не получится!(((

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ