«На территории Сибири все проекты будут приоритетными»

В работе энергокомплекса России Сибирь занимает особое значение. После событий на Саяно-Шушенской ГЭС стало очевидным, что одну из основных проблем российской электроэнергетики — проблему износа основных фондов — нужно решать в кратчайшие сроки. Энергетика должна стать опорой для промышленного сектора на этапе выхода из кризиса. О том, какие перемены произойдут в энергокомплексе в ближайшее время, — в эксклюзивном интервью заместителя министра Министерства энергетики России ВЯЧЕСЛАВА СИНЮГИНА.

— Вячеслав Юрьевич, как вы оцениваете сегодняшнее состояние энергокомплекса РФ? Насколько повлиял на него финансовый кризис?

Российская электроэнергетика даже в условиях экономического кризиса демонстрирует высокие показатели устойчивости, несмотря на значительный процент износа основного оборудования отрасли. Хотя влияние кризиса все же проявляется. Он не только отразился на текущем функционировании отрасли, но и выявил необходимость корректирования планов ее развития. Некоторые процессы потребовали как нормативного регулирования, так и «ручного управления» для сохранения сбалансированного и надежного функционирования отрасли. Прошедший год стал своеобразным индикатором проблем в электроэнергетике, особенно во вновь формирующихся механизмах рынка. Были выявлены слабые точки и проблемы действующей модели рынка в условиях экономического кризиса, которые требуют более глубокого анализа и не терпят спешки в их решении.

— Какую роль играет Министерство энергетики в работе энергокомплекса РФ, какими обладает полномочиями, рычагами влияния?

— Минэнерго России создано как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку и реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере топливно-энергетического комплекса. Электроэнергетика претерпела кардинальные изменения в связи с реформированием РАО «ЕЭС России», и вместе с созданием новой структуры электроэнергетической отрасли принципиально изменилась система ее регулирования. Поэтому основной задачей, стоящей перед Министерством энергетики РФ в прошлом году, было формирование новой системы регулирования в электроэнергетике, управления, контроля и развития отрасли, а также обеспечение надежного функционирования единой энергосистемы, особенно в период прохождения осенне-зимнего сезона. Были созданы новые структуры — Правительственная комиссия (федеральный штаб) и региональные штабы по обеспечению надежного энергоснабжения потребителей, Правительственная комиссия по развитию электроэнергетики, налажена межведомственная кооперация. Сейчас предстоит реанимировать прежнюю базу в области обеспечения технологической безопасности в электроэнергетике, переформатировать ее уже в рамках федерального законодательства. Это позволит усилить контроль со стороны федерального центра за функционированием энергетических систем на уровне технологических регламентов, эксплуатационной документации.

— Назовите особенности подготовки к предстоящей зиме. Что делается для обеспечения надежного энергоснабжения в Сибирском регионе?

— Напомню, что после реорганизации РАО «ЕЭС России» Минэнерго контролирует в полном объеме подготовку энергетики уже ко второму отопительному сезону. Подготовка к ОЗП 2009–2010 годов ведется в плановом режиме, в соответствии с утвержденными графиками выполнения работ, как в Минэнерго, так и в самих энергокомпаниях на основе нормативных актов, а также прошлогоднего наработанного опыта. В прошлом году, как я уже говорил, началось формирование новой системы регулирования отрасли, и она показала свою жизнеспособность. В этом году в соответствии с данной системой обеспечен правительственный, ведомственный и региональный контроль за функционированием электроэнергетики. Подготовка регионов и предприятий к зиме находится на контроле Минэнерго. В еженедельном режиме заседает межведомственная рабочая группа, проводятся всероссийские селекторные совещания. Идет проверка готовности энергообъектов к работе в зимних условиях.

Основным фактором, повлиявшим на подготовку отрасли к ОЗП и в целом на работу единой энергосистемы страны, стала трагедия на Саяно-Шушенской ГЭС. Сразу после аварии Минэнерго России был разработан план дополнительных мероприятий по подготовке ОЭС Сибири к предстоящему осенне-зимнему периоду. Он предусматривает как технические мероприятия по повышению надежности энергообъектов, так и меры организационного характера. Особое внимание уделяется сетевому хозяйству, поскольку на сети в ОЭС Сибири легла увеличенная нагрузка в связи с организацией межрегиональных перетоков электроэнергии. ФСК необходимо обеспечить установку источников реактивной мощности на подстанциях 500 киловольт. Это позволит в послеаварийных режимах при отключении линии электропередачи 500 киловольт избежать ввода графиков аварийного ограничения режима потребления в объеме до 500 МВт. Предусмотрено введение в работу до конца 2009 года линии электропередачи 220 киловольт Аскиз–Бея. Линия необходима для передачи мощности в Хакасскую энергосистему. Также ведется работа с ОАО «РЖД» по вводу батарей статических компенсаторов на подстанциях тягового транзита «Кузбасс–Хакасия» и «Красноярск–Хакасия». В среднесрочной перспективе ключевым мероприятием для обеспечения надежной работы Хакасской энергосистемы является строительство ВЛ 500 Итат–Абакан–Алюминиевая. Эта работа должна быть завершена до конца 2012 года. Соответствующие изменения внесены в инвестиционную программу ФСК, работы развернуты.

— Какие «узкие места» в энергокомплексе вскрыла авария на Саяно-Шушенской ГЭС? Насколько они характерны для всех энергосистем, не только сибирской?

— После аварии на Саяно-Шушенской ГЭС в Сибири произошло перераспределение потоков электроэнергии. Выбытие станции привело к дополнительным нагрузкам на генерирующие, и особенно на сетевые объекты ОЭС Сибири. Выпавшие мощности были возмещены станциями, которые находились на консервации, за счет загрузки тепловой генерации, а также за счет обеспечения межрегиональных перетоков электроэнергии. Основная нагрузка легла на сетевое хозяйство региона, обеспечивающего межсистемные перетоки. К сожалению, сегодня одной из основных проблем российской электроэнергетики является проблема износа основных фондов. На данный момент этот показатель в среднем по отрасли составляет более 60%. Поэтому сейчас ведется работа по усилению в ОЭС Сибири данных объектов для несения дополнительной нагрузки. Однако проблема актуальна для всех регионов, и с каждым годом она становится все критичнее. Поэтому снижение процента износа, модернизация и обновление оборудования, введение новых мощностей являются приоритетными задачами Минэнерго России для общего повышения надежности единой энергосистемы страны.

— Как вы оцениваете инвестиционную активность частных компаний, владеющих генерирующими станциями?

— Иностранные инвесторы, которые пришли в российскую электроэнергетику, купив акции ряда генерирующих компаний, сегодня показывают себя как наиболее добросовестные владельцы энергоактивов. Среди них, например, итальянская компания Enel. Они в своей работе неукоснительно следуют действующим нормам нашего законодательства, в настоящее время прилагают серьезные усилия для выполнения своих инвестиционных обязательств — наиболее активная работа сейчас ведется именно на их строительных объектах.

Надеюсь, что эти темпы сохранятся, их инвестиционные программы будут реализованы в полном объеме, и новые объекты будут введены в эксплуатацию своевременно. Вместе с тем они также в условиях кризиса испытывают трудности и обращаются к нам с предложениями по корректировке инвестиционных программ, например, в отношении переноса сроков ввода новых объектов, по вопросам подключения генерирующих мощностей к сетям. Мы внимательно рассматриваем данные обращения и готовим соответствующие предложения правительству Российской Федерации.

— Насколько эффективен и необходим сегодня оптовый рынок энергии (мощности)? Какие изменения в его деятельность необходимо вносить как в тактическом плане, так и в стратегическом?

— Оптовый рынок электроэнергии сегодня совершенно адекватно реагирует на изменения спроса и предложений, на объективно складывающуюся ситуацию в электроэнергетике. И в этом смысле он дает объективные рыночные сигналы для формирования справедливой цены на электроэнергию. Другое дело, что у нас сегодня не все механизмы рынка функционируют в полном объеме, некоторые требуют доработки в новых условиях. В частности, сегодня необходимо доработать механизмы синхронизации ценообразования на оптовом и розничном рынках электроэнергии, запустить долгосрочный рынок мощности, разработать новый продукт — рынок системных услуг, и многое другое.
Нынешний экономический кризис также сыграл немалую роль в коррекции механизмов рынка электроэнергии, вынеся на поверхность те вопросы, правильность которых раньше не подвергалась участниками рынка даже сомнению. Поэтому, конечно, рынок электроэнергии — это не застывший памятник, а сфера, которая реагирует на изменения ситуации, должна и будет корректироваться с учетом изменившихся условий.

— Насколько, на ваш взгляд, существующие тарифы на электрическую и тепловую энергию, а также на их транспортировку адекватны задачам воспроизводства и технического перевооружения имеющихся мощностей и создания новых?

— Тарифы в электроэнергетике долгое время не отражали реальных потребностей отрасли в инвестициях, отсюда и такой процент износа основных фондов. Ситуацию надо кардинально менять. Но сегодня 50% цены на электроэнергию у нас формирует свободный рынок. Однако наша задача — запустить главный механизм, который будет обеспечивать возврат инвестиций и способствовать развитию и обновлению отрасли. Я говорю о рынке мощности. Документ сложный, поскольку затрагивает интересы многих участников процесса, но решение должно быть найдено по всем спорным вопросам.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ