Правительство НСО пока не смогло ответить на все вопросы депутатов по четвертому мосту

Правительство Новосибирской области опубликовало ряд документов, поясняющих аспекты обоснования и финансирования проекта строительства четвертого моста через Обь. Это было сделано после того, как участники круглого стола 14 июля, среди которых были депутаты законодательного собрания НСО и городского совета, потребовали дать подробные публичные разъяснения по целому ряду положений озвученной модели. Документы представлены, но вопросы у депутатов остались. В чем они заключаются, и что планируется делать с проектом моста дальше, разбирался «КС».

1 августа состоялось заседание комитета по транспортной, промышленной и информационной политике законодательного собрания Новосибирской области, на котором был согласован проект изменений государственной программы «Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в Новосибирской области в 2015-2022 годах». Как рассказал «КС» председатель комитета Федор Николаев, в рамках этого мероприятия министру транспорта и дорожного хозяйства области Сергею Титову был задан вопрос о том, когда будут исполнены рекомендации круглого стола от 14 июля по изменению финансово-экономической модели проекта строительства четвертого моста через Обь. Министр заявил, что уточненная финансово-экономическая модель будет направлена депутатам в течение двух недель. А Федор Николаев сказал «КС», что пока данный документ не будет представлен, он не станет комментировать эту тему.

Напомним, по итогам круглого стола от 14 июля депутаты законодательного собрания Новосибирской области рекомендовали правительству НСО опубликовать в СМИ материалы социологического исследования и подробное финансово-экономическое обоснование проекта четвертого моста через Обь с разъяснениями о получении концессионером в течение 25 лет 91 млрд руб. при вложенных 6 млрд руб. собственных средств, а также представить в региональный парламент финансовую модель проекта. Также требовалось произвести перерасчет начальной максимальной цены для привлечения консультантов по сопровождению концессионного конкурса в связи с несоответствием ее средней рыночной стоимости услуг. Кроме того, депутаты предложили возложить риск неполучения платежей на концессионера (а не на областной бюджет, как предполагалось в проекте). В решениях присутствует еще несколько пунктов, последний из которых предполагает, что в дальнейшем все крупные инвестиционные проекты должны будут обсуждаться с депутатами на начальном этапе (в данном случае обсуждение, по мнению депутатов, произошло слишком поздно).

Когда указанные в рекомендациях круглого стола сроки прошли, «КС» сделал запрос в правительство НСО, чтобы понять, в какой степени требования депутатов были выполнены. Министр транспорта и дорожного хозяйства региона Сергей Титов ответил, что подробная информация о проведенном ЗАО «Институт Стройпроект» социальном опросе для уточнения мнения жителей области о возможности эксплуатации планируемого к строительству моста на платной основе размещена на официальном сайте министерства и на сайте ОАО «Центральный мост». Также министерство транспорта НСО сообщило «КС», что заксобрание и горсовет были в установленные сроки проинформированы письмами о причинах удорожания разработки проектной документации проекта строительства моста, о формировании начальной максимальной цены контракта по подготовке и сопровождению концессионного конкурса, а также о размещении материалов социологического опроса в СМИ.

Заместитель председателя комитета заксобрания по транспортной, промышленной и информационной политике Сергей Титков подтвердил «КС», что по результатам круглого стола в комитет действительно был направлен официальный документ, в котором правительство области сообщило о запланированных действиях по развитию проекта четвертого моста. «Процесс еще идет, потому что они не отказались от самой идеи строительства моста на озвученных условиях. Посмотрим, какими будут следующие шаги, какие варианты правительство сможет предложить», — добавил он.

После получения ответа «КС» обратился к депутату законодательного собрания Юрию Зозуле, который озвучивал основные претензии парламентариев на круглом столе. Оказалось, что депутат не был уведомлен о том, что документы уже размещены в публичном доступе. Корреспондент «КС» вместе с Юрием Зозулей просмотрели представленные документы и обнаружили несколько положений, которые вызвали дополнительные вопросы к проекту.

Например, в публичном технологическом и ценовом аудите инвестиционного проекта «мостовой переход через р. Обь в створе ул. Ипподромской г. Новосибирска», выполненном АО «НЭО Центр» говорится: «Исполнитель отмечает, что согласно социологическому опросу средний тариф для легковых автомобилей составил 60 руб. В транспортную же модель заложен рекомендованный тариф 100 руб. Увеличение стоимости проезда по платному участку дороги относительно ожиданий пользователей транспортных средств может привести к снижению прогнозируемой интенсивности движения, что в свою очередь отразится на общей доходности платного участка автодороги». Как отметил Юрий Зозуля, из данного заключения следует, что представленные правительством цифры сомнительны. «Получается, что даже эксперты, привлеченные проектировщиком, ставят под сомнение публично заявленную правительством области финансовую модель. В документе четко указано, что увеличение стоимости проезда может привести к снижению прогнозируемого трафика, что отразится на общей доходности моста. И, как следствие, к необходимости покрывать доходность концессионера из бюджета. Поэтому проект продолжает вызывать вопросы», — сказал он.

Стоит отметить, что приведенные в социологическом исследовании цены вообще значительно отличаются от представленных в итоговой финансовой модели. Так, для грузовых автомобилей разной грузоподъемности ожидаемая водителями цена составила от 50 до 100 руб., тогда как проект предполагает 700 руб.

Сомнения у депутата вызвали и другие аспекты. В этом же документе сказано: «В результате анализа Исполнителем выявлено значительное превышение стоимости основных ценообразующих материалов, принятых в соответствии со сборниками ФССЦ, по отношению к рыночному уровню цен с учетом проектных данных на 48%». Об этом Юрий Зозуля сказал: «Нужны пояснения и по поводу этого увеличения цены: чем оно вызвано?»

Транспортная эффективность объекта также под вопросом. В документах представлена подробная схема моста.

Схема четвертого моста в Новосибирске (правый берег)
Схема четвертого моста в Новосибирске (правый берег). Источник: проектная документация АО «Институт «Стройпроект»

«По этой схеме видно, что заехать на мост можно будет только с улицы Ипподромской, а с Красного проспекта и Большевистской — нет. Поэтому сразу возникает вопрос: насколько мост поможет разгрузить движение по близлежащим улицам? По хорошему, необходимо сделать профессиональный прогноз и рассказать о полученных результатах, чтобы постараться снять имеющиеся у людей вопросы», — прокомментировал схему Юрий Зозуля.

В ответе министерства транспорта области также сообщалось, что доработанная с учетом рекомендаций депутатов законодательного собрания финансово-экономическая модель проекта будет предоставлена для публичного ознакомления после ее доработки и получения положительного заключения внешнего консультанта. Кроме того уточняется, что документы необходимо будет доработать и с точки зрения требований к структурированию финансово- экономической модели в соответствии с методическими рекомендациями по отбору региональных проектов в сфере дорожного хозяйства, реализуемых на основе концессионных соглашений, разработанными Правительством РФ. В настоящее время эти рекомендации находятся на согласовании в Министерстве финансов РФ. По информации регионального минтранса, именно для проведения такой актуализации была предусмотрена необходимость привлечения квалифицированного инвестиционного консультанта. С этой целью объявлен открытый конкурс по подготовке и сопровождению концессии (техническое задание имеется в распоряжении редакции).

В итоге, подробно рассмотрев все представленные документы, Юрий Зозуля сказал, что вопросов осталось множество и отметил необходимость повторного публичного обсуждения проекта, которое можно было бы сделать на новом круглом столе.

«История с четвертым мостом — показательный пример необходимости широкого профессионального и общественного обсуждения на ранних этапах масштабных проектов. Не постфактум, после опубликования Постановления правительства области, а тогда, когда проект только готовится. Иначе появляются обвинения власти в попытках продать область. К сожалению, вопросы по данному проекту по-прежнему не сняты. И очень хочется увидеть ответы на вопросы круглого стола — ведь пока это напоминает известную ситуацию : «А Васька слушает, да ест», — подытожил Юрий Зозуля.

Кстати, ещё после круглого стола Сергей Титков подчеркивал: «До принятия бюджета все вопросы должны быть урегулированы». Можно отметить, что времени на выяснение необходимых аспектов осталось не так много, ведь бюджет должен быть принят во втором чтении уже на декабрьской сессии заксобрания.

А между тем новосибирское отделение партии «Родина» планирует инициировать референдум, чтобы узнать, нужен ли вообще жителям Новосибирска четвертый мост. Об этом на круглом столе по проекту заявлял независимый депутат городского совета и руководитель регионального отделения партии Вячеслав Илюхин. 28 июля состоялось собрание внепартийной инициативной группы по проведению референдума. Его планируется сделать областным, а вопрос сформулировать следующим образом: «Считаете ли Вы необходимым строительство в городе Новосибирске мостового перехода через реку Обь в створе улицы Ипподромской и его эксплуатацию на платной основе при условии, что плата за проезд за одну поездку составит для легкового автомобиля более 30 рублей?». А 3 августа организован пикет в поддержку этой идеи.

«КС» будет следить за обсуждением проекта четвертого моста в Новосибирске и призывает всех заинтересованных участников процесса к обмену мнениями. Вы можете озвучить свою точку зрения в комментариях к этому материалу, а также в эккаунтах издания в социальных сетях Facebook и ВКонтакте.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@sibpress.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

5 КОММЕНТАРИИ

  1. Интересные дела… Если у них даже документация выпонена так, что ее просят доработать в соответствии с методическими рекомендациями — кто и как им вообще все это делал? Или сами нарисовали, в последний день на коленке?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ