Корреспондент «Континента Сибирь»

«Урок Колкера», или Операция по расчеловечиванию

Вот и не осталось сомнений – вслед за экономическим кризисом в нашей стране начался кризис нравственный. А параллельно с импортозамещением происходит замещение прежних норм морали. Причём подвержены этому процессу оказались все без исключения – начиная от простого, ни на что не влияющего, горожанина, и заканчивая системными функционерами — теми, кто принимает решения. Например, о судебном преследовании глубоко больного человека, который этого преследования не выдерживает… Сразу оговорюсь, эта колонка – не об отношении к «спецоперации» России на Украине, это попытка осмыслить те нравственные коллизии, которые происходят сегодня в нашем обществе.

Пожалуй, сейчас как никогда актуален тезис родоначальника исторического материализма Карла Маркса о бытие, определяющем сознание. Жёсткая реальность диктует свои правила, даёт свои готовые ответы и отрицает любую возможность нравственного выбора. Именно это мы все ясно увидели, получив новость о смерти новосибирского учёного Дмитрия Колкера. Был ли выбор у его судей, выдавших предписание на арест человека, только что прошедшего лечение от 4-й стадии рака? Впрочем, наверное, был, но…

Произошло то, что произошло – учёного по факту выдернули прямо с больничной койки медучреждения, где он проходил реабилитацию после химиотерапии. Увезли в московскую тюрьму, где Дмитрий Борисович Колкер и скончался 2 июля. Оговорка – скончался он в больнице. Но и без этой оговорки не трудно догадаться, что свои последние часы в тюрьме он, вероятно, не был обеспечен всем необходимым в его состоянии. Ускорило ли это кончину 54-летнего учёного? Теперь остаётся только гадать.

Но смерть учёного – дело не только его семьи. Сегодня многие новосибирцы, да и не только, задаются вопросами: чем мог навредить родине человек, будь он хоть трижды государственным изменником, которого ещё вчера кормили через «трубочку»? Почему нельзя было подождать для предъявления обвинения до тех пор, пока он не пойдёт на поправку и сможет хотя бы самостоятельно передвигаться? К чему была эта спешка? Вопросы, на которые мы вряд ли получим ответы.

Сегодня коллеги и друзья Дмитрия Колкера называют его в соцсетях и интервью рано ушедшим выдающимся учёным, аристократом, многогранной личностью. И это не просто слова – Дмитрий Колкер, помимо науки, увлекался музыкой – играл на органе (окончил до срочной службы в армии Новосибирский музыкальный колледж им. А. Ф. Мурова по классу «фортепиано»). Его можно смело было причислить к научной и творческой интеллигенции Новосибирска — цвету нашего общества.

Фото из аккаунта Дмитрия Колкера
Фото из аккаунта Дмитрия Колкера в социальной сети «ВКонтакте»

Когда страдает или погибает человек, в отношении которого совершена явная жестокость, всегда срабатывает рефлекс, глубинное чувство справедливости и желание наказать обидчика. Это чувство есть в каждом из нас. Только вслед за рефлексом всегда следует рефлексия. Мы обдумываем, как этот вопиющий факт касается лично нас, можем ли мы заявить о нём открыто и потребовать объяснений? Или из соображений безопасности, служебных интересов, а то и «интересов общества», лучше замылить, затереть и приуменьшить значение этого факта. И тогда он просто затеряется в информационной повестке «более значимых для страны событий».

Так вот – этот факт не должен «замылиться», и важно, чтобы ему были даны объяснения!

Арестован еще один новосибирский ученый, подозреваемый в госизмене

Академик РАН прокомментировал аресты новосибирских ученых

Мы не знаем, сколько бы ещё прожил учёный, не случись того, что случилось. По крайней мере, он бы мог уйти в мир иной в окружении близких ему людей.

Замечу, что история Дмитрия Колкера – это лишь отдельный пример, лакмусовая бумажка общего морального состояния нашего общества. Никогда раньше у нас не было такого разделения на «своих» и «чужих», никогда так не поощрялось доносительство, а политика не рушила семьи, не ссорила лучших друзей. Ан нет – были такие времена, неужели они вернулись?

Теперь за иное мнение о происходящем тебя могут запросто подвергнуть жёсткому буллингу даже самые близкие. «Удар в спину» от таких людей – это страшнее любого судебного преследования и штрафа. Когда для родного по крови человека ты становишься «предателем», а для друга «мразью и ничтожеством».

Да, именно это неприятное, унижающее слово «мразь» бьёт все рекорды употребления по отношению к тем, кто сейчас думает иначе. Что это, как не признак тотальной дегуманизации? Ведь надо понимать, что «спецоперация» когда-нибудь закончится, нам объявят об её итогах и покажут «светлое будущее». А какое будущее ждёт тех, для кого связь с авторитетами и государственные интересы стали выше и важнее родственных уз?

Здесь вспоминается интервью Марии Машковой – дочери актера Владимира Машкова, которое она дала Юрию Дудю* (признан в России СМИ-иноагентом). В разговоре с корреспондентом актриса сетует на разрыв со своей семьей и ссоре с отцом по идеологическим причинам. Убеждена, немало подобных историй может наблюдать рядом с собой каждый из нас.

В Новосибирске суд избрал меру пресечения задержанному по делу о госизмене ученому

И уж если мы так легко готовы ненавидеть самых близких, что уж говорить об отношении к представителям «вражеского» народа? Здесь на память приходит совершенно уничижительный и поразительный в своём цинизме комментарий одного новосибирца к видео с плачущим украинским спортсменом. На записи с пресс-конференции молодой футболист рассказывает о «главной мечте украинских детей сегодня». Видимо, комментатору невдомек, что наивысшим проявлением милосердия всегда считалось милосердие к поверженному врагу. Не важно – поверженному физически или морально…

Но, к счастью, расцвет нравственной «оппозиции» различим уже сейчас. Его ростки – в каждом из нас. В тех усилиях, которые мы делаем, чтобы сохранить себя и поддерживать отношения с близкими людьми иных взглядов. А признаки светлого будущего можно увидеть, просто посмотрев по сторонам. Например, на обнимающиеся парочки — их, кажется, с началом «спецоперации» стало только больше на квадратный метр вагона метро.

Надежду на возрождение гуманности можно увидеть и в способности прощать – и этим противостоять жесткости и бескомпромиссности бытия. Примером такой гуманности могут стать строчки из стихотворения супруги ушедшего учёного, Натальи Колкер, которое она опубликовала в соцсети на смерть любимого человека. Вот отрывок из него:

Прости их, тех,
Кто в детстве бабочкам
По очереди ножки отрывал
И крылышки по одному — и наблюдал,
Как будет двигаться истерзанное тело.
Лишь голод движет каждой тварью.
Но ни одно животное не станет
Другого убивать без цели оголтело.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ