Никита Наумов: «Я вижу Новосибирск, как главный центр развития стартапов и науки в России»

Своим видением магистральных векторов развития Новосибирска с «Континентом Сибирь» поделился Никита Наумов – специалист в области создания, развития и поддержки новых стартапов, разработки disruptive-концепций, для обеспечения развития территорий, руководитель в GLOBALIDEAS, а также эксперт Агентства стратегических инициатив по направлению «Предпринимательство и технологии».  

Дискуссия о том, как надо управлять Новосибирском, начатая Александром Зыряновым, наложилась на решение мэра города Анатолия Локтя реорганизовать муниципальный департамент промышленности, инноваций и предпринимательства. Этот шаг градоначальника стал дополнительным поводом обсудить роль муниципальной власти в развитии экономики областного центра. Какова функция мэрии в инновационных и высокотехнологических успехах на территории города? Посягает ли городская администрация на компетенции субъекта федерации, ведя собственную промышленную и инновационную политику? Где пролегает граница ответственности различных звеньев «вертикали власти»? Своё мнение об этом в «Континенте Сибирь» высказал Виктор Толоконский, не один год возглавлявший Новосибирск и Новосибирскую области. В частности, он указал на важность формирования «образа будущего», который должен мотивировать жителей города в трудные кризисные времена. Продолжить дискуссию «Континент Сибирь» пригласил Александра Зырянова и самих новосибирских предпринимателей, работающих в инновационной сфере. С материалами можно ознакомиться на странице по ссылке.

— Никита, что, по-вашему, нужно сегодня сделать в Новосибирске в пределах компетенции муниципальной власти, чтобы в городе было комфортно жить и развивать бизнес?

— Я считаю, что начать необходимо с чёткого позиционирования. С формирования определённой модели или уникальной картины города, к которой мы стремимся. Возьмём генплан Новосибирска. По генплану мы растём. Только из него непонятно, для чего. Непонятно, что хотим получить в итоге. И бизнесу, и инвесторам, в том числе мировым, критически не хватает чёткого позиционирования Новосибирска. Никому не интересно, какое количество квадратных метров жилья мы понастроим, и какой станет численность жителей города. Город является недостаточно привлекательным, потому что непонятна его итоговая концепция.

Никита Наумов Агентство стратегических инициатив
Никита Наумов

Нужно планировать развитие города не с целью обеспечения заказами наших застройщиков. Мы должны создать и продавать инвесторам концепцию города, возможность зарабатывать на капитализации технологических проектов.

Как пример комфортной инфраструктуры очень похожего города – вспомним китайский Харбин. Он был основан примерно тогда же, когда и Новосибирск. Но у этого города уже есть определённая концепция. Там проводится самый масштабный в мире фестиваль ледовых скульптур. И вообще местные власти позиционируют его как зимнюю столицу мира. Исторический центр Харбина «новодел», но выстроен в стиле традиционной китайской архитектуры, как старые города. Там есть и целый район «Европа в Китае» и центры русской культуры. Все объекты и инфраструктура этого города подчиняются некоему единому замыслу. Поэтому город привлекателен для туристов и инвесторов. И сегодня там уже 5 миллионов жителей, а не 1,6 миллиона, как в Новосибирске.

В нашем городе много научных компетенций. И я предлагаю позиционировать Новосибирск, как «центр коммерциализации и научную столицу России». И делать всё для того, чтобы это подтверждалось на практике, а не на словах.

Мэрия может и должна оказать влияние на рост городской экономики. И ориентироваться на это даже при выполнении своих функций по обеспечению жизнедеятельности города. Если ремонтируется дорога – приоритет нужно отдавать не просто отечественному подрядчику, а лучше новосибирскому. Разработку проекта заказывать новосибирскому институту, разработку быстрой и дешёвой технологии ремонта дороги – другому новосибирскому институту.

В производственном сегменте города нужно создать условия для производства именно наукоёмкой продукции. Только новых разработок. Возьмём те же электрозаправки. Почему их покупают в других городах России? Новосибирские заводы не могут освоить выпуск? Могут. Нужно дать им приоритет при заполнении новосибирского рынка. А там они и на общероссийский рынок выйдут, начнут поставлять электрозаправки за рубеж. И создадут новую производственную линию, новые рабочие места. Заплатят новые арендные платежи и новые налоги в городской бюджет.

Или возьмём «умные остановки», о которых сейчас столько говорят. Кто их будет производить? Какие компании будут устанавливать на них видеонаблюдение и другое оборудование? Это должны быть новосибирские компании! Должен быть протекционизм, как в Китае.

Директор АИР Александр Зырянов

Какова должна быть роль муниципалитета в вопросе привлечения инвестиций?

— Какой должна быть городская инфраструктура, чтобы соответствовать такому имиджу?

— Я скажу и об инфраструктуре. Инфраструктура и имидж города, то есть своеобразное сообщение, которое посылается всем видом города в голову бизнес-туриста, практически неразделимы. И о них нужно говорить одновременно, в контексте «экономики впечатлений». Для этого и нужна единая концепция города.

Когда потенциальный инвестор приезжает в город, что он должен увидеть, чтобы неким интуитивным образом почувствовать, понять, что в эту территорию, в этот город и его предприятия нужно инвестировать? Он должен увидеть единый замысел и стиль! Должен испытать удивление и восхищение!

В городе должна быть хотя бы одна территория, одна локация по типу «Сити». Чтобы можно было удобно туда добраться из аэропорта, и там было сразу всё для бизнеса – рестораны, кафе, банки, офисы, парковки. Концентрированно. А лучше, если таких локаций опережающего развития будет несколько.

Вот есть у нас достойный отель «Миротель», на площади Карла Маркса (я бы её переименовал, неофициально, в «MarxCapitalSquare»). Из него выходишь и куда попадаешь? На грязные улицы с серыми зданиями и рынками с раздражающими вывесками? Но там должна быть наша «WallStreet», с небоскрёбами, биржами, центрами исключительного экспорта и технологического брокинга. А на всех прилегающих улицах – Ватутина, Титова, проспекте К. Маркса, и т.д. нужно изменить фасады, за счёт средств инвестора, которые будут в европейском стиле.

Или вспомним Marriott на площади Ленина – микро-парковка, выход в неухоженный сквер позади оперного театра? Почему рядом нет арт-пространств, магазинов топовых мировых брендов, типа Rolex? Даже Starbucks в городе пока нет, а это и есть признак привлекательности.

Мировые бренды и корпорации – обязательно должны быть представлены в городских пространствах, как напоминание инвесторам, что мы в большой игре.

Мэрия Новосибирска
«Вопрос ближайшего месяца»: Локоть рассказал, когда реорганизуют департамент промышленности мэрии Новосибирска

— Каким образом мэр может повлиять на появление в городе магазинов Rolex или кофеен Starbucks? Разве это в его компетенции? И как именно привлечь инвестора для реконструкции фасадов в тематических кварталах, которые вы описываете? Какие здесь должны быть конкретные решения?

— Всё очень легко – в этом плане можно перенимать опыт Москвы или других мировых столиц – центральные улицы не должны содержать магазинов низкого ценового сегмента, им должно быть разрешено размещение только если это суперпопулярный бренд. Как и в отборе концепций на фуд-корты в ТЦ, выбор определяется для привлечения потребителей и увеличения стоимости аренды. Якорные арендаторы получают самую низкую ставку по аренде, но они привлекают самое большое количество покупателей и туристов. А также, первые лица должны ходить в заведения города, чтобы у жителей был интерес посещать эти места… Нужна популяризация и, конечно, эмоции – а они стоят дорого, пользователь готов платить, если уровень ожидания был превышен. Сделайте акцент на покупателей сегмента ближе к премиуму, и, как и на Кузнецком мосту и Тверской, там будут гулять все, и каждой группе жителей и гостей города будет интересно… Тот же ЦУМ, ГУМ в Москве – сотни тысяч отдыхающих любят их и чаще гуляют рядом, а для соседних арендаторов это гарантированная прибыль и стабильный трафик. Есть резервы для привлечения туристов из-за рубежа. Давайте вспомним наш символ города – НОВАТ, мы неоднократно возили туда гостей из Европы и Китая, но на экскурсию запись за месяц, а на английском почти никто не говорит… Туристы готовы тратить деньги… Но им необычайно скучно.

Должны быть районы торговые, районы деловые, районы концентрации научных учреждений, районы концентрации производственных предприятий. Скажем, квартал «Италия в Новосибирске», на улице Мира. Квартал «Китай в Новосибирске», в Дзержинском районе. Туда приглашаются соответствующие концепции района компании, оформление фасадов зданий делается в соответствующем стиле. Район сразу становится понятным по назначению, красивым, привлекательным для туристов.

Если говорить о специфике Новосибирска – город активно развивался в Советском Союзе. Соответственно, нужно построить квартал в советском стиле. Здания, на фронтонах которых изображены серп и молот, и надпись «СССР». Огромные статуи советских людей, космонавтов, супер-людей прошлого или даже в формате «USSR future». И тому подобное. Наполнить этот район компаниями из сферы торговли и сферы услуг, позволяющими почувствовать себя в СССР. Само создание такого квартала уже привлечёт огромное внимание и станет самым обсуждаемым событием: «СССР строится заново!». Мир ахнет и, конечно, поедет смотреть на такое событие.

К нам приедут туристы из Китая, которые любят советскую эпоху. Приедут туристы из других стран. Анатолий Локоть – коммунист. И мэру-коммунисту должна понравиться такая идея. Конечно, это будет большой бизнес, с развлечениями и ночными клубами в стиле советского величия, а также отдушина для миллионов людей – пойти нормально поесть, по ГОСТу и недорого. Вспомните «Столовую №51» в ГУМЕ на Красной площади – очередь там почти постоянно.

Собянин сделал в Москве каждую улицу доходной, где ремонт и реконструкция производятся с возвратом вложенных средств через размещение бизнеса и потребления товаров и услуг туристами. Доходы от туризма там – более 100 млрд в год. Так можем и мы! Вложения в дизайн таких кварталов быстро окупятся за счёт туристической привлекательности. Все станут ездить в Новосибирск, чтобы посмотреть, как выглядит интересно спланированный город, взглянуть на его тематические районы.

Александр Зырянов
Что стоит за критикой Александра Зырянова в адрес мэра Новосибирска?

— Но бюджет самого города в кризисе. Его долг сейчас сопоставим с годовым поступлением средств. Где найти деньги на такую масштабную реконструкцию? Если не из бюджета, а через инвестиции, то где найти инвесторов? Как доказать им, что «веселье окупится»? Не выходим ли мы здесь за границы компетенций мэра Новосибирска?

— А какие предложенные концепции новые вы можете вспомнить? У нас чуть что – «денег в бюджете нет». Эти формулировки должны быть забыты! Деньги есть всегда, город может быть участником и регулятором рынков. Участие – это привлечение капиталоёмких бизнесов. У нас есть биржа? У нас есть Диснейленды (тематические парки)? У нас есть аккредитованные склады для экспортной продукции? Растит ли город доходные бизнесы или только оперирует расходами?

Городу нужно ориентироваться на модель прибыли, а у нас пока самые обсуждаемые статьи пополнения бюджета – аренда земли, аренда недвижимости…

Сейчас компанию производителя в лучшем случае ждут в офисе, чтобы на семинаре сказать: вот рынки, в целом вы можете там продавать… Нужно брать за руку и говорить: мы с вами,  мы будем продавать вашу продукцию и услуги, не оставлять, не отпускать, встраивать в мировой рынок, как в Китае…

— Что вы предлагаете сделать с городскими парками? Прибыли они не приносят. Достаточно ли их в городе?

— Я думаю, что парков в Новосибирске, во-первых, совершенно недостаточно. Их должно быть больше. Они должны быть более равномерно распределены по районам. Чтобы в каждом районе были зелёные зоны для отдыха. Во-вторых, даже правильно организованные парки способны стать не только местом отдыха, но и приносить городу прибыль.

К примеру, есть такая локация, как «Монумент Славы». Сколько денег было выделено на его реконструкцию? Но где единый замысел? Почему здания, прилегающие к парку, не оформлены в едином стиле? Возможно в стиле «милитари», или наоборот в стиле мира. Почему там не созданы условия для открытия тематических бизнесов – военторгов, точек общепита с солдатской кашей или мороженым цвета «хаки»? Почему не организованы в парке, возле военной техники, игровые автоматы танкового или воздушного боя, геймцентры WoT. Я за память павших, но нужно помогать городу содержать инфраструктуру и поддерживать ветеранов.

Вы понимаете идею? Если каждый парк и прилегающая к нему территория строятся на основе единой концепции, эти локации также становятся привлекательными для жителей и туристов. Люди начинают оставлять там деньги. И так парки станут приносить прибыль. Мэрии нужно только сформировать и воплотить концепцию.

Виктор Толоконский - интервью
Как трансформировать развитие инновационной экономики в развитие территории?

— Вчерне идея интересная. И город, через «паспорта фасадов», например, может повлиять на оформление домов, прилегающих к «Монументу Славы». Но вот как с остальным? Не может же мэр заставить предпринимателей открывать тут только военторги или точки только военного питания? Или вы видите для этого какой-то механизм?

— Ешё как может! Горсовет и профильные комитеты рассматривают и утверждают концепцию развития конкретной локации, с обязательной прибыльной финмоделью. После утверждения предпринимателям сообщают о времени изменения концепции и дизайн кода. Или как в Москве – город обновляет инфраструктуру, но контролирует поступление в бюджет от этих локаций, а если у предпринимателей не хватает возможностей для изменения – предлагает более сильному бизнесу выкупить потенциально прибыльную локацию вследствие увеличения трафика. Просто этим нужно заняться.

Вы знаете, какое количество металлических фляжек, с водкой и без, со времён войны покупают туристы в Москве? А сколько шапок-ушанок? У нас военная тематика сейчас в тренде. Помимо этого хорошо зарабатывают военные музеи, тиры, и в целом мужественные бренды – часы, автомобили и техника для Сибири и Крайнего Севера.

— Никита, расскажите о своём видении информационной инфраструктуры муниципалитета. Знают ли потенциальные инвесторы о существующих в городе возможностях и потребностях?

— В информационном сегменте городом должен быть создан, с привлечением той же компании «2gis», цифровой двойник Новосибирска. Его цифровая модель управления и развития. С обновляющимися в реальном времени данными по трафику в разных местах города, данными по налоговым или платёжным транзакциям по районам и разными другими данными, которые будут передаваться оператору этой цифровой модели, агрегироваться им и выдаваться наглядно, на карте.

Нужно, чтобы мэрия имела доступ ко всем показателям этой цифровой модели, а предприниматели и жители – к её несколько усечённой версии. Это позволит мэрии эффективнее планировать застройку районов города, их специализацию, а также связующую инфраструктуру. Успешнее управлять транспортом и работой коммунальных служб.

Например, захотел новый инвестор построить торговый центр на пл. К. Маркса. А мэр по цифровой модели видит, что там уже торговых площадей слишком много. И на удельный квадратный метр торговой площади всё меньше трат жителей приходится. Анатолий Локоть видит эту картину и говорит: « В этой локации нам ТЦ не нужен. Давайте вы ТЦ построите вот в этой локации». Или вообще предлагает вместо ТЦ построить завод. И указывает локацию, где это нужно и сразу обозначает возможности развития, с опорой на показатели и метрики. Вот, каким должен быть современный подход.

А заказ разработки такого проекта «2gis» поможет развить уже до мирового уровня. Вот вам и рост инновационной экономики! И ещё один узнаваемый бренд города. У мэра именно технологические компании должны быть помощниками. Он должен им ставить задачи развития определённых технологий в городской среде.

Кстати, я считаю, что до 10% бюджета города должно тратиться на организацию закупок высокотехнологической продукции, произведённой в городе. Самая реальная поддержка для инновационных компаний – это рынок сбыта.

Валентин Тиунов

Валентин Тиунов: «Чистая и ухоженная дорога – это то, что инвестор и бизнес-турист должен первым видеть в городе»

— Опять же с такой цифровой моделью мы выходим за рамки возможностей муниципалитета, вам не кажется? Кто будет предоставлять городу, и тем более какой-то компании-оператору цифровой модели данные по налоговым поступлениям? ФНС? Пойдут ли банки на раскрытие данных о транзакциях по территории? С постановкой задач негосударственным компаниям тоже вопрос – какой рычаг мотивирует их выполнять поставленную задачу?

— Данные об обороте компаний открытые, реестр собственников – открытый. И большинство сознательных предпринимателей, для реальной эффективности и укрепления экономики, с удовольствием подключатся к системе мониторинга. Раскрывать данные можно без привязки к названиям и персоналиям, это не важная информация. Нужны количественные показатели и аналитика. Это условия необходимости, это бизнес!

— Насколько остро, по-вашему, стоит проблема быстрого согласования муниципалитетом типовых запросов от предпринимателей? Требуется ли городу модифицировать административную структуру? И как?

— Модификация, безусловно, требуется. Но я вижу несколько иную модель административной поддержки, чем простое ускорение обработки запросов. Задача мэрии не только быстро обрабатывать типовые запросы и говорить «приняли к рассмотрению». Задача в том, чтобы говорить «да» в соответствии с цифровой моделью управления экономикой и инфраструктурой города, в соответствии с концепцией его инновационного развития. Как я вам уже приводил пример с ТЦ – бизнесу нужен ориентир, а городу нужен экономический рост.

Соответственно инвестору, даже если у него есть деньги и желание инвестировать, на типовой запрос нужно всегда ответить «да», но выдавать разрешение на строительство только в случае гарантированного роста занятости и поступлений в бюджет от этого проекта для городской и региональной экономики. А вектор применения инвестиционным средствам получать из прогнозной цифровой модели с рекомендациями от экспертов и искусственного интеллекта. Говорить «нет» или делать отписки – это сдерживание развития.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ