Валентин Тиунов: «Чистая и ухоженная дорога – это то, что инвестор и бизнес-турист должен первым видеть в городе»

Директор группы компаний «Система», специализирующейся в области девелопмента, инвестиций в недвижимость и строительства, а также председатель ассоциации выпускников Сибирского института управления «Спутник» ВАЛЕНТИН ТИУНОВ поделился своей картиной будущего Новосибирска в продолжение дискуссии, начатой на страницах «Континента Сибирь».

— Валентин, давайте начнём наш разговор с обсуждения инфраструктуры жизнедеятельности города. Что вам нужно от города, как его жителю и как бизнесмену, в плане городской инфраструктуры: качества дорог, их чистоты, создания рекреационных зон, возможности парковать транспорт и не попадать под него на дорогах? Что нужно для обеспечения комфортных условий жизнедеятельности?

Дискуссия о том, как надо управлять Новосибирском, начатая Александром Зыряновым, наложилась на решение мэра города Анатолия Локтя реорганизовать муниципальный департамент промышленности, инноваций и предпринимательства. Этот шаг градоначальника стал дополнительным поводом обсудить роль муниципальной власти в развитии экономики областного центра. Какова функция мэрии в инновационных и высокотехнологических успехах на территории города? Посягает ли городская администрация на компетенции субъекта федерации, ведя собственную промышленную и инновационную политику? Где пролегает граница ответственности различных звеньев «вертикали власти»? Своё мнение об этом в «Континенте Сибирь» высказал Виктор Толоконский, не один год возглавлявший Новосибирск и Новосибирскую области. В частности, он указал на важность формирования «образа будущего», который должен мотивировать жителей города в трудные кризисные времена. Продолжить дискуссию «Континент Сибирь» пригласил Александра Зырянова и самих новосибирских предпринимателей, работающих в инновационной сфере. С материалами можно ознакомиться на странице по ссылке.

— Для начала скажу об общем впечатлении. Чего на мой взгляд, не хватает Новосибирску, так это заботы! Заботы и любви к городу со стороны тех, кто по должности должен его опекать и развивать: элементарной чистоты, зелени, благоустройства. Всего того, без чего немыслимо развитие нашего города, как административно-финансового центра, наукополиса, комфортного места для жизни и учебы, центра притяжения для людей, ищущих возможность для самореализации и приложения сил, знаний, собственного и привлеченного капитала. Ведь город – это, прежде всего, городское хозяйство!

А что мы видим сегодня? Несмотря на то, что со стороны федерального центра имеются некие посулы по поводу проведения молодёжного чемпионата мира по хоккею и формирования некоторых других проектов, нет ощущения прогресса. Наблюдается некий ступор.

Никита Наумов

Никита Наумов: «Я вижу Новосибирск, как главный центр развития стартапов и науки в России»

Город становится во многом перевалочным хабом. Из более депрессивных регионов он собирает специалистов, а наши отличные специалисты  во множестве переезжают в Москву и Санкт-Петербург, где больше экономических возможностей и комфортнее условия для жизни.

Я считаю, что муниципалитету недостаёт ресурсного обеспечения. В том числе из-за недостаточно эффективного управления. Пример – всем известная и наболевшая проблема со взиманием арендной платы за земельные участки.

Нам не хватает ровных дорог, по которым можно ездить, не боясь, что отвалятся колёса, парков и скверов для отдыха, отсутствия бесконечных рекламных растяжек и баннеров. Особенно не хватает позитивной повестки, которая бы служила ориентиром и объединяющей идеей для горожан и городских управленцев, понимания основного вектора развития города.

На мой взгляд, основные амбиции города могут состоять в его интенсивном развитии, именно, как места, в котором хотелось бы жить, куда люди планировали бы приезжать, понимая что, именно здесь может быть благополучное сочетание условия для жизни и ведения бизнеса.

— Вы несколько опередили меня с двумя из следующих вопросов. К цельной картине мы обязательно вернёмся чуть позже, как и к имиджу города. А пока я предлагаю выделить некоторые конкретные шаги именно муниципального уровня власти, которые могут помочь изменить городскую среду. Что нужно сделать с городской инфраструктурой, помимо более качественного ремонта дорог и ликвидации засилья рекламных конструкций, чтобы приблизиться к действительному комфорту?

— Новосибирску нужна развитая система городского транспорта, особенно продолжение строительства метро. Для этого необходима работа с крупными инвесторами на уровне мэра города и его ключевых заместителей.

Я считаю, что вопрос привлечения инвестиций для развития города, в условиях недостатка бюджетных средств, имеет первостепенную важность. На мой взгляд, это уровень отдельного заместителя мэра, который должен с утра и до ночи заниматься только привлечением инвестиций. А может быть главу уже существующего департамента инвестиций просто необходимо поднять в статусе до уровня заместителя мэра. Раз уж он в Новосибирске вопросом инвестиций занимается. И сделать акцент в его деятельности именно на этот вопрос.

Мэрия Новосибирска

«Вопрос ближайшего месяца»: Локоть рассказал, когда реорганизуют департамент промышленности мэрии Новосибирска

Транспортные проблемы нашего города, на мой взгляд, невозможно решить без развития общественного транспорта, и прежде всего метрополитена с одновременным развитием сети платных автопарковок и единым подходом к нормированию количества парковочных мест у застройщиков, для которых мэр должен установить единые правила.

Градоначальник должен постоянно демонстрировать заинтересованность города в развитии бизнеса, постоянно вовлекать город в реализацию федеральных программ для привлечения финансирования.

Прежде всего, необходимо привести в порядок уже действующие дороги. Это позволит увеличить скорость автомобильного трафика в городе. Основной акцент также должен быть сделан на строительстве Восточного и Южного обходов, что позволит вывести из города львиную долю транзитного транспорта, создающего избыточную нагрузку на дорожную сеть Новосибирска.

Нужно соединить новой магистралью Восточный обход города с Бугринским мостом, а второй конец этого моста – с аэропортом и Омским трактом. Это разгрузит центр города. Естественно, средства на эти проекты в основном потребуется выбивать в федеральном центре или привлекать через инвесторов в качестве концессии.

Нам нужен и пятый автомобильный мост – в районе улицы Дуси Ковальчук с выходом на северное  направление левобережья. Где-то в районе 2-й Станционной улицы. И вот тогда жители спальных микрорайонов правобережья действительно смогут ехать в аэропорт в обход центра города. И интенсивность автомобильных потоков в центре, опять же, спадёт.

Возможно, нам нужен и второй железнодорожный мост на Транссибе, чтобы можно было интенсивнее использовать пригородные электрички и развить систему кольцевых электричек вокруг города. Конечно, здесь должны быть задействованы и региональные власти, и федеральные, и руководство РЖД. Но и Анатолий Локоть, как мэр, должен постоянно стучаться во все двери. Его интенсивные запросы и аргументированные предложения в этом случае – не последнее дело.

Валентин Тиунов и Виктор Толоконский

Ещё город нуждается в развитии Заельцовского и в полной реконструкции Центрального парков, как мест основного притяжения для горожан. В качественном и количественном развитии сети районных зелёных зон, скверов. А для нормализации экологической обстановки в городе необходимо перевести на газовое топливо, как чистый источник тепла и электричества, все городские ТЭЦ. Пока наши ТЭЦ работают на угле, они осуществляют значительные выбросы золы, окислов серы и дают большой объем золошлаковых отходов. Это, в прямом смысле, очень плохо влияет на атмосферу в городе.

Без реализации этих проектов и мер, мы рискуем свалиться в дальнейшую деградацию города и эмиграцию из него наиболее активной, профессиональной и творческой части горожан, без которых и развитие современного мегаполиса невозможно.

— А как насчёт железнодорожных переездов? Насколько это приоритетная задача?

— Намекаете на то, что множество пересечений автомобильных и железных дорог в одном уровне, особенно на Транссибе, серьёзно тормозят развитие города? Об этом сейчас и без меня много говорят. Но я присоединяюсь!

Но здесь, раз уж вы ставите вопросы в зависимость от компетенций мэра, требуется синхронизация работы властей разных уровней. Как и в случае с городской электричкой и вторым железнодорожным мостом – это не сфера его единоличного решения. Но влиять, безусловно, он на это может и это должен быть один из его важнейших приоритетов. В городской черте я вижу возможность разгрузки трафика автомобилей вокруг Транссиба лишь в строительстве виадуков и дальнейшем выносе промышленных площадок за черту города.

Александр Зырянов

Что стоит за критикой Александра Зырянова в адрес мэра Новосибирска?

— Валентин, давайте обсудим следующий аспект инфраструктуры. Имиджевый. Вы за единый замысел и архитектурный стиль в облике города? Как можно всем видом Новосибирска транслировать на приезжающих сюда инвесторов и бизнес-туристов, что это удачное место для жизни, вложения средств и развития своего дела? Что здесь может муниципалитет?

— Я за единый замысел и стиль. Но я реалист. В нашем городе уже много точечной застройки, много чересполосицы стилей, немало пустырей. Точечная застройка на сегодня – это естественный элемент развития города. И в обозримом будущем от него не избавиться. Ведь мы же не будем сносить только что построенные высотки? А пустыри будут исчезать по мере нормализации экономики.

Но упорядочивать строительство конечно нужно. И если единого облика всего города сегодня добиться нереально, то вот единый стиль районов или кварталов вполне достижим. Когда сразу несколько зданий на одной улице оформлены в «сталинском ампире», каком-нибудь из европейских стилей или «неорусском» стиле, это всегда смотрится более гармонично и респектабельно, чем откровенный разнобой.

— Сейчас чего-то подобного городские власти пытаются добиться через «паспорта фасадов». Быть может, нужно просто распространить эту практику шире?

— Думаю, это несколько утопично. Паспорта фасадов – это огромный объём работы. Может быть, здесь нужно действовать как-то по-другому. Утверждая один типовой фасад для некоего квартала и меру возможных отступлений от стандарта. Отдавая под застройку или реконструкцию сразу квартал, чтобы подрядчик сам формировал единый стиль и только утверждал его в мэрии. Но всё-таки даже такое единообразие – проблема не первой важности для городского имиджа.

Виктор Толоконский - интервью

Как трансформировать развитие инновационной экономики в развитие территории?

Лучшим стилем города будет являться его чистота и отсутствие наружной рекламы в таком ужасающем количестве, как сейчас. Об этом сейчас все говорят, и я могу только повторить: снег нужно из города вывозить быстрее, дороги ремонтировать лучше и в больших объёмах. Контролировать ситуацию с чистотой плотнее.

Пока состояние дорог безобразнейшее. Ощущение от нашего Октябрьского моста – что я еду по нему после налёта авиации. После бомбёжки.

А ведь чистая и ухоженная дорога – это то, что инвестор и бизнес-турист должен первым видеть в городе. Затем поворачивать голову и видеть чистые и ухоженные газоны, деревья и тротуары. А за ними – фасады зданий с умеренным количеством рекламы. И в этом случае он уже получит положительное впечатление от города.

— Есть мнение, что бизнесу и жителям Новосибирска не хватает ориентирующих их информационных инструментов. Со списком субсидий, льгот и мер поддержки. Но на сайте мэрии буквально в два клика можно провалиться в раздел, где представлены порталы «Мой бизнес», «Бизнес навигатор МСП» и «Госуслуги». И там много полезной информации. Как вы оцениваете достаточность информационной структуры мэрии?

— Здесь я считаю, что информационного ресурса нам пока достаточно. Сайт «Госуслуги» весьма удобен.

Полезные ссылки, которые вы упомянули, есть не только на сайте мэрии Новосибирска. На сайте правительства области их меры поддержки также отыскать достаточно просто. Бизнес на то и бизнес чтобы находить решения, уметь эффективно работать с информацией, отыскивать себе новые возможности и точки роста.

Если кому-то лень зайти на сайт муниципалитета и посмотреть по генплану планируемые к развитию городские локации, в которые он может вложиться, это не проблема мэрии. Не нужно пытаться переложить на неё несвойственные ей задачи. По продвижению на рынке собственного производства или продукции, например.

— Ещё среди часто встречающихся в инфополе жалоб на муниципалитет можно выделить долгую обработку типовых запросов, как простых обывателей, так и бизнесменов. Например, затягивание выдачи разрешений на строительство. Это реальная проблема?

— С одной стороны, ситуация с обработкой запросов всегда нуждается в модернизации. Но с другой, административные регламенты с выдачей разрешений на строительство вполне соблюдаются. Возможные проблемы в согласовании могут быть связаны с исходной документацией заявителей.

Директор АИР Александр Зырянов

Какова должна быть роль муниципалитета в вопросе привлечения инвестиций?

Из реальных возможностей ускорения обработки запросов мне видится только полный переход на электронный документооборот. Когда все файлы можно будет отправить кликом мыши – скорость обработки заметно возрастёт. Пандемия и связанная с ней удалённая работа, кстати, обнажили перед нами это поле возможностей.

— Валентин, в завершение нашего разговора давайте вернемся к вопросу о картине будущего. Какой должен быть определяющий вектор развития нашего города? Какие технологии нужно применить для создания комфортной городской среды?

— В моем представлении, Новосибирск должен развиваться по пути административно-финансового и научно-образовательно центра, города с развитой сервисной экономкой. Историческим преимуществом Новосибирска является и его расположение на пересечении нескольких транспортных артерий. Так что развитие города как транспортно-логистического хаба тоже приоритетно.

Если говорить об организации дорожной сети и управлении транспортными потоками, здесь нужна действующая транспортная модель. Если не ошибаюсь, её уже делают, но пока не могут довести до ума.

Нужно более пристальное внимание обратить на строительство набережных и прибрежные рекреационные зоны вдоль Оби.

Как один из важных моментов развития, в том числе, «гостевой» инфраструктуры могла бы быть пущена электричка от центра города до аэропорта Толмачево. Хотя бы обычная, а не скоростная. Доехать до аэропорта пусть не совсем уж быстро, но без пробок, дорогого стоит!

А ещё больше для ускоренного развития Новосибирска и создания комфортной городской среды нужна открытая конкурентная политическая система. Но развивая эту тему, мы уйдём уже в совсем другую дискуссию.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ