Сибирские стратегии: промахи и достижения

Проекты развития транспортной инфраструктуры занимают одно из ведущих мест в перечне ключевых инвестпроектов на территории Сибири
Проекты развития транспортной инфраструктуры занимают одно из ведущих мест в перечне ключевых инвестпроектов на территории Сибири

«КС» запускает новый цикл публикаций «Крупнейшие бизнес-проекты СФО», проводимый при поддержке полномочного представителя президента РФ в Сибирском федеральном округе. Начало этому проекту было положено в 2012 году. В этом выпуске «КС» составил обзор первоочередных инвестиционных проектов СФО, включенных в перечень, утвержденный председателем правительства РФ еще в 2010 году. В последующих выпусках «КС» планирует провести более детальное рассмотрение проектов как из категории «крупных», так и из «средних» с точки зрения объема вложенных инвестиций.

На пути к стратегии

Как известно, развитие столь крупного региона, как Сибирь, немыслимо без перспективной долгосрочной стратегии. От взвешенного наполнения такого документа, сочетающего анализ, прогноз и планирование, во многом зависят настоящие и будущие производственные и экономические процессы.

Более 12 лет назад, 7 июня 2002 года, была принята первая «Стратегия экономического развития Сибири», которая должна была обеспечивать поступательное движение сибирских регионов на многие годы вперед — до 2020 года. Этот документ во многом носил декларативный характер и не содержал в себе перечня конкретных проектов, которые могли бы обеспечить рост сибирского экономического потенциала. Стратегия имела цель «Определение долгосрочных ориентиров экономического развития и принципов государственной экономической политики в отношении Сибири, которые позволили бы реализовать стратегические интересы России», и при ее сегодняшнем прочтении трудно отделаться от мысли, что в самом начале нового века Сибирь по-прежнему рассматривалась, как источник энергоносителей и полезных ископаемых.

Основой сибирской экономики были признано «эффективное освоение природных ресурсов», и этим вопросам посвящена значительная часть стратегии. Многие пункты, предполагавшие развитие транспортной инфраструктуры, были ориентированы лишь на «транспортное обеспечение освоения природных ресурсов». Даже развитие воздушного транспорта и соответствующей инфраструктуры рассматривалось с точки зрения повышения грузооборота и пассажирского потока трансконтинентальных авиамаршрутов Европа–Азия, Азия–Северная Америка. Вопросы реформирования оборонно-промышленного комплекса, реструктуризации металлургических предприятий, развития строительного комплекса СФО, а также реформирование сферы образования, медицинского, социального и культурного обслуживания были обозначены почти в самом конце стратегии. Они были собраны в единой краткий раздел «Решение проблем отдельных отраслей экономики и социальной сферы», который начинался фразой, гласящей, что «в регионе должны решаться проблемы других отраслей экономики и социальной сферы (имеющие в Сибири свои особенности)».

Даже учитывая, что эта стратегия не предполагала конкретного планирования, а являла собой руководство к действию федеральным и региональным органам исполнительной власти, сложно было ожидать прорывного развития сибирских регионов. Оставалось лишь надеяться на исполнение немногого числа конкретных пунктов стратегии, обещающих возведение новых объектов инфраструктуры. К ним можно отнести, помимо работ по строительству нефте- и газопроводов, завершение строительства Нанчхульского железнодорожного тоннеля под второй главный путь в направлении Абакан–Новокузнецк, строительство комплекса аэропорта в г. Омске (Федоровка), а также начало строительства каскада гидроузлов на реке Нижняя Ангара. Из этих проектов в настоящее время до конца исполнен лишь один — Нанчхульский тоннель на линии Абакан–Новокузнецк, который был открыт в сентябре 2009 года, после строительства второй ветки и капитального ремонта первой.

С течением времени стало понятно, что подобная стратегия не способна разрешить все те проблемы, которые стоят на пути ускоренного развития сибирских регионов. И вот 5 июля 2010 года утверждается новый текст стратегии – теперь она имеет цель «Обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения на основе сбалансированной социально-экономической системы инновационного типа, гарантирующей национальную безопасность, динамичное развитие экономики и реализацию стратегических интересов России в мировом сообществе». В тот же день Владимир Путин в должности председателя правительства РФ утверждает «Перечень
первоочередных инвестиционных проектов в Сибирском федеральном округе». Теперь стратегия, заметно расширившаяся и ставшая более конкретной по сравнению со своей предшественницей, получает список из 27 проектов, подавляющая часть которых имеет достаточно сжатые сроки реализации — 2014–2015 годы. Из предыдущей стратегии в новый вариант благополучно перекочевало строительство международного аэропорта Омск-Федоровка.

Новый документ, оставляя за собой статус стратегического, показал конкретные перспективы по регионам Сибири. Базируясь на данных аппарата полномочного представителя президента СФО и информации в открытых источниках, «КС» актуализировал текущую ситуацию с реализацией проектов по основным регионам округа.

В разрезе регионов

На территории Республики Алтай в соответствии со стратегией заложено создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Алтайская долина», которая включает в себя производственно-эксплуатационную базу, искусственное озеро, энергоцентр, обеспечивающий как инженерные объекты зоны, так и объекты резидентов. Это конкретизируется пунктом Перечня «Комплексное развитие Алтайского Приобья и эффективное использование туристско-рекреационных активов юга Сибири» со сроками исполнения до 2020 года, в том числе — более близким проектом строительства Всесезонного горнолыжного комплекса «Манжерок». В части проекта, реализуемой на территории Республики Алтай — «Создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Алтайская Долина», — выполнены все работы по устройству Южного пруда в Майминском районе республики, к концу 2014 года планируется сдать в эксплуатацию весь комплекс «Южный пруд». На уже действующем горнолыжном комплексе «Манжерок» до 2018 года планируются дальнейшие работы — строительство новых гостиниц и подъемников.

В Республике Бурятии основными стратегическими приоритетами социально-экономического развития в 2010–2020 годах заложены комплексное освоение месторождений полезных ископаемых, заготовка и переработка лесных ресурсов, развитие транспортно-логистического потенциала, туристско-рекреационной сферы, мелиорации земель сельскохозяйственного назначения. Во исполнение этой стратегии на байкальском побережье создается особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань», а для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Забайкальского края и Республики Бурятии в Перечень включен пункт о создании соответствующей транспортной инфраструктуры. «Байкальская гавань» уже близка к приему посетителей — за счет федерального и регионального бюджетов построены многие объекты инфраструктуры, включая тепло- и электроснабжение, берегоукрепительные сооружения и набережная озера Байкал. Полное освоение участков первой очереди планируется в 2014–2015 гг. Вторым успехом на пути стратегического развития республики стал ввод в эксплуатацию в конце октября 2013 года после реконструкции и технического перевооружения энергоблока № 4 мощностью 210 МВт на Гусиноозерской ГРЭС. А вот ввод новых мощностей горно-обогатительных предприятий пока видится лишь в перспективе.

Для Республики Хакасии в последние годы наиважнейшими инфраструктурными проектами стали работы, связанные с восстановлением Саяно-Шушенсой ГЭС и строительством новых линий электропередачи, которые которая укрепят связь между энергосистемами Красноярского края и Республики Хакасии. До конца 2014 года на СШ ГЭС будут закончены все работы по восстановлению и реконструкции, а заключительным актом станет введение в строй гидроагрегата № 2 — именно его разрушение привело к аварии 17 августа 2009 года, и этот агрегат получил наибольшие повреждения, затронувшие как оборудование, так и строительные конструкции. В заключительной стадии находится и сооружение высоковольтной линии ВЛ 500 кВ Алюминиевая–Абаканская–Итатская, которая проходит по территории Бейского, Усть-Абаканского, Алтайского, Боградского, Ширинского и Орджоникидзевского районов Хакасии, Ужурского и Шарыповского районов Красноярского края.

Для Республики Тува современная экономическая ситуации с санкциями ЕС и США может неожиданно стать хорошим стимулом экономического роста. Речь идет о железнодорожной линии Кызыл–Курагино, строительство которой в увязке с освоением минерально-сырьевой базы республики внесено в перечень первоочередных инвестпроектов. В связи с наметившейся переориентацией России на китайское направление наряду с необходимостью запуска этой железной дороги появилось мнение о возможности масштабного продолжении дороги в направлении Тува–Монголия–Китай, и далее по всей Азии. На сегодняшний день принято решение о софинансировании строительства дороги из средств Фонда национального благосостояния, подписаны меморандумы с Внешэкономбанком, ВТБ и Сбербанком о выделении средств на проект развития Элегестского угольного месторождения и строительства железной дороги Кызыл-Курагино. Такая серьезная экономическая поддержка говорит о высокой значимости проекта на уровне федеральных властных и финансовых структур.

Алтайский край наряду с Республикой Алтай участвует в программе комплексного развития Алтайского Приобья. Часть программы, реализуемая на территории Алтайского края, состоит из 12 проектов и предусматривает создание в Алтайском крае особо значимой аграрной территории, перевод секторов экономики агропромышленного комплекса на инновационную модель развития. Наиболее крупный проект — строительство и техническое оснащение свиноводческого комплекса на 300 000 голов в год — рассчитан на запуск в 2016 году, следующий по масштабу проект — «Создание птицеводческого комплекса по производству 63 тыс. тонн мяса бройлеров в год» — уже успешно реализован. Закончен и еще один проект — «Модернизация завода по производству подсолнечного масла» — за шесть месяцев 2014 года переработано почти 90 тонн масличного сырья. Большая часть оставшихся проектов находятся в стадии реализации и поиска источников дополнительного финансирования. Еще один крупный инвестиционный проект — особая экономическая зона (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь». Здесь завершены строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Алтайское–Ая–Нижнекаянча–«Бирюзовая Катунь» 14,7 км и двухполосного моста через реку Катунь в районе села Ая протяженностью 198,52 м, закончено строительство газопровода — отвода и газораспределительной станции в районе с. Нижнекаянча. На территории ОЭЗ готова к вводу в эксплуатацию первая очередь объектов внутренней инфраструктуры, которая включает в себя канализационные очистные сооружения, внутриплощадочные дороги, сети наружного освещения и стоянки, сети газо-, электро-, тепло- и водоснабжения. Силами резидентов ОЭЗ введены в эксплуатацию 18 туристских объектов, завершено строительство гостиницы, кафе, первого этапа горнолыжного комплекса, водных горок на искусственном наливном водоеме и объектов пасеки, ведется строительство кафе, гостиничных комплексов на 80 и 140 мест, проводятся внутренние работы в культурно-познавательном центре.

Красноярский край занимает в стратегии развития Сибири одно из первых мест — в крае предполагается реализация нескольких крупных инвестиционных проектов. Наиболее масштабный из них — «Комплексное развитие Нижнего Приангарья», центром которого стала построенная Богучанская ГЭС. В рамках этого проекта, кроме строительства и запуска БоГЭС (введено в эксплуатацию шесть из девяти гидроагрегатов), готовятся к запуску в 2014 году объекты комплекса «Схема выдачи мощности» БоГЭС, выполнены работы по реконструкции и строительству участков автодороги Канск–Абан–Богучаны–Кодинск с сооружением мостового перехода через р. Ангару, на заключительном этапе находится строительство 1-го пускового комплекса железнодорожной линии Карабула–Ярки в Богучанском районе. Кроме того, продолжается возведение объектов первого пускового комплекса Богучанского алюминиевого завода, близок к завершению лесопильный комплекс строящегося Богучанского лесопромышленного комплекса.

Ряд значимых инвестиционных проектов Красноярского края не вошел в стратегию, однако их успешное выполнение позволит существенно поднять экономические показатели края. Речь идет о Комплексной инвестиционной программе (КИП) «Ангаро-Енисейский кластер». В рамках этой программы предполагается сделать шаги к освоению территорий края, лежащих в отдалении от главных магистральных путей — реки Енисей и трассы Красноярск–Иркутск. В первом направлении планируется возведение моста через Енисей в районе поселка Высокогорский, что напротив города Лесосибирска. Это позволит заменить паромные переправы круглогодичным автомобильным движением и значительно ускорить развитие правобережной ангаро-енисейской зоны. Второе направление предусматривает реконструкцию действующих и строительство новых участков автодороги, соединяющей трассу Красноярск–Иркутск с перспективным Кингашским месторождением цветных металлов. Для его разработки запланировано строительство Кингашского горно-обогатительного комбината. Все эти проекты способны существенно дополнить карту Красноярского края новыми дорогами, а экономику — инвестиционными перспективами. Кроме того, в активе красноярцев — уже введенный в действие федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии и развивающийся проект модернизации действующего предприятия по производству раневых покрытий на основе коллаген-хитозановых нанокомплексов в г. Железногорске.

В Иркутской области, согласно стратегии, основными приоритетами развития являются комплексное развитие перерабатывающей промышленности, разработка и внедрение инноваций, а также реализация туристско-рекреационного потенциала. В Перечень первоочередных инвестиционных проектов Сибири вошел один проект Иркутской области в части перерабатывающих производств — и он уже успешно завершен. Лесопильно-деревообрабатывающий комплекс в п. Новая Игирма вышел на плановую мощность, обеспечивая работой почти 400 человек. Через год, в 2015 году, должен быть завершен крупный проект в туристско-рекреационной сфере — создание в рамках особой экономической зоны центра туризма «Гора Соболиная». В числе объектов, сооружаемых в рамках этого проекта, — строительство двух скоростных канатно-кресельных дорог (1250 м и 1850 м). Однако здесь есть и пример неудачного проекта — создание индустриального технопарка высокотехнологичных материалов с базовым инвестпроектом — заводом по производству поликремния. Этот проект поддерживало ОАО «Роснано», но даже такое сотрудничество не уберегло от изменения мировой конъюнктуры — цены на предполагаемую продукцию за время строительства столь существенно упали, что дальнейшая реализация проекта оказалась убыточной. В настоящее время областные власти ищут инвесторов для продолжения работ в технопарке.

Развитие Кемеровской области неотделимо от угледобычи, и стратегия определяет это как «дальнейшее повышение конкурентоспособности региона на внутреннем и внешнем рынках угля, внедрение инновационных технологий по его глубокой переработке». Для этого, в частности, предполагаются строительство угледобывающей шахты на территории участка «Серафимовский» Ушаковского каменноугольного месторождения, строительство обогатительной фабрики с комплексом углеподготовки для энерготехнологического комплекса, строительство энерготехнологического комплекса по глубокой переработке угля, а также создание необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры. Еще один инновационный проект, включенный в правительственный «Перечень первоочередных», предполагает организацию опытно-промышленного освоения добычи метана из угольных пластов Кузбасса. Цель проекта — создание в России нового сегмента ТЭК на основе нетрадиционных ресурсов углеводородного сырья — метана из угольных месторождений, а также повышение безопасности угледобычи. Кузбасс первым в России приступил к извлечению метана из угольных пластов с помощью горизонтального бурения скважин, и к середине 2004 года общий объем добычи газа превысил 30 млн куб. м.

Новосибирской области в стратегии развития Сибири уделено минимальное внимание. Среди конкурентных преимуществ отмечено выгодное географическое положение и статус центра федерального округа, а развиваться предложено в направлении формирования крупных научных и инновационных центров. В качестве примеров упомянуты наукоград Кольцово и Новосибирский Академгородок. Единственный промышленный проект, заявленный в «Перечне первоочередных инвестиционных проектов в Сибирском федеральном округе», — «Создание производства современных литий-ионных батарей» с участием ОАО «Роснано» не оправдал ожиданий по спросу на продукцию. В результате уже запущенный завод стал работать в убыток, и массовый выпуск продукции был остановлен.

Омская область в соответствии со стратегией реализует два крупных проекта — сельскохозяйственный и инфраструктурный. По первому направлению, обозначенному в Перечне как «Строительство комплекса глубокой переработки сельскохозяйственной продукции «Биокомплекс» («Омский агропромышленный кластер»), ведутся работы по пяти проектам. Комбикормовый завод и свиноводческий комплекс могут заработать уже в 2014 году, а мясокомбинат — в 2015 году. По проектам «Птицеводческий комплекс», «Завод БиоЭТБЭ» (предприятие по глубокой переработке зерновых культур и растительной биомассы) осуществляется привлечение финансирования, после чего будут определены сроки ввода в эксплуатацию. С полноценным запуском Омского агропромышленного кластера область сможет добиться не только увеличения производства мясопродуктов, но и значительного роста бюджетных поступлений за счет продажи продукции глубокой переработки с высокой добавочной стоимостью.

Второй проект — очередной подход к многолетней задаче строительства международного аэропорта Омск-Федоровка. В 2014 году исполняется 40 лет с начала проектирования этого аэропорта, однако до сих пор не решено множество вопросов. В их числе — не до конца решенные вопросы с собственностью и отсутствие реального инвестора. Распоряжением губернатора Омской области создана рабочая группа по реализации инвестиционного проекта «Строительство и эксплуатация аэропорта Омск-Федоровка», заключен госконтракт с ГК «Внешэкономбанк» на оказание услуг инвестиционного консультирования по формированию инвестпроекта.

Томская область в соответствии с предначертанными стратегией целеуказаниями будет развиваться в направлениях дальнейшего освоения природных ресурсов (углеводороды, железная руда, лес и т. д.) и развития соответствующих добывающих и перерабатывающих производственных комплексов (нефтегазодобывающего, металлургического, лесопромышленного) на севере Томской области, а также пойдет по пути развития инновационных производств и научно-образовательного комплекса. По крайней мере часть этого пути уже пройдена — в области успешно выполнен проект «Организация производства древесноволокнистых плит средней плотности (плит MDF)», завершившийся открытием завода, и сейчас ведутся работы по наращиванию мощностей и расширению существующего производства.

Большим плюсом стратегии экономического развития Сибири, принятой в 2010 году, явилось сочетание макроэкономическиго анализа и прогнозов с перечнем конкретных проектов. Часть из них выполнена в установленные срок, некоторые показали свою несостоятельность. Однако до 2020 года еще есть немало времени, так что, возможно, на смену выбывшим проектам успеют прийти новые, которые смогут завершиться более успешно.

В последующих выпусках «КС» планирует уделить внимание детальному рассмотрению инвестпроектов, попадающих в категорию «крупных» и «средних». Заявки на участие в проекте присылайте на [email protected].

Деловые люди прежде всего ценят свое личное время, а привязанность к расписаниям и рейсам порой выливается в часы ожидания. Аренда частных самолетов это эффективный и главное быстрый способ решить свои транспортные проблемы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ