Ветки растут на восток

Железная дорога Курагино-Кызыл может быть продлена до Китая и Индии – такой проект прорабатывается на уровне правительства РФ. Опрошенные «КС» эксперты полагают, что это возможность спасти проект разработки тувинских угольных месторождений в условиях затоваренности местного рынка.

Проект строительства железнодорожной линии Курагино-Кызыл может претерпеть серьезные изменения. Министр обороны РФ Сергей Шойгу в рамках заседания правительства страны предложил продлить эту ветку до Китая, а затем и до Индии.

«У нас в программе есть строительство железной дороги из Курагина на юг, на Кызыл, и от Кызыла это могло бы пойти дальше через западную Монголию на Урумчи, на Китай, оттуда уже в любую сторону: Пакистан, Индия, куда угодно. Тогда у нас появлялась бы довольно серьёзная разгрузка этой центральной части, о которой мы так много говорим, что нам надо грузопотоки переориентировать, в частности по углю. Если бы такой проект мог бы быть принят и разработан вместе с китайскими коллегами, они бы, на мой взгляд, приняли бы в этом самое активное участие», — отметил он.

Премьер-министр Дмитрий Медведев предложение одобрил и взял его в «проработку».
Дорога длиной в 410 км прокладывается к расположенному в Тыве Элегестскому угольному месторождению. Объем инвестиций – 156 млрд рублей. По последней информации, запустить ее в эксплуатацию планируется в 2018 году. Реализацией проекта сейчас занимается ООО «Тувинская энергетическая промышленная компания» предпринимателя Руслана Байсарова. Впрочем, как сообщал «КС», реализация проекта долгое время сталкивалась с различными трудностями. Первоначально реализовывать его намеревалось ЗАО «Енисейская промышленная компания» предпринимателя Сергея Пугачева. В 2011 году он продал предприятие совладельцам Русской медной компании Игорю Алтушкину и Руслану Байсарову. А год спустя последний покинул ЕПК, заявив о создании новой компании, которая постарается перехватить проект, что в дальнейшем и произошло.

Руководитель красноярского отделения инвестиционной компании «Финам» Элвис Марламов полагает, что продление дороги до Китая и выход на местный рынок является попыткой сохранить проект.

«В России сейчас рынок затоварен, особенно после реализации проектов угольных месторождений в Якутии. Украина как рынок сбыта скорее всего выпадет виду внешнеполитических событий. В свою очередь Китай сейчас является главным производителем стали в мире, и соответственно имеет потребность в коксующихся углях. Это может быть шансом на сохранение проекта, хотя в условиях, когда цены на уголь сейчас находятся на семилетних минимумах, вообще встает вопрос о целесообразности его разработки», — полагает он.

Экс-помощник бывшего спикера Законодательной палаты Великого Хурала, а ныне издатель местной газеты «Риск» Сергей Конвиз оценивает перспективы проекта скептически.

«Проект строительства железной дороги используется Шойгу для освоения средств через Байсарова. Сам этот предприниматель ничего в своей жизни не построил. И сейчас речь идет о привлечении средств из Фонда национального благосостояния, на что федеральный центр идет неохотно. Потому, ради убеждения Шойгу готов заявлять о амбициозных планах продления железнодорожной ветки хоть до Китая, хоть до Пакистана», — полагает он.

По оценке Конвиза, проект изначально был несостоятелен, поскольку качество угля значительно уступает даже кузбасскому, который сам испытывает проблемы со сбытом. По той же причине разработка Элегестского месторождения фактически не ведется, на объекте остались только сторожа.

«Если бы в тувинском угле была потребность, то китайцы бы сами давно пришли с проектом по его освоению», — добавил эксперт.

Периодически появляются задачи по широкоформатной печати требующие особого подхода?Компания Автопак поможет решить задачу практически любой сложности.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ