Станислав Болотов о том, как Новосибирский инновационный фонд помогает технопредпринимателям, студенческим стартапам и крупным компаниям

Как привести инновации в реальный сектор и заинтересовать крупные компании в сотрудничестве с местными разработчиками технологий? Сколько денег положено инноватору? Чем занимаются в Новосибирском областном инновационном фонде, кому и как готовы помогать? Новый директор фонда рассказал «Континенту Сибирь» обо всём этом, планах развития и направлениях работы.

Новосибирский областной инновационный фонд является центром инновационного развития для всех субъектов инновационной деятельности региона: научных институтов, образовательных организаций, инновационных компаний и предпринимателей, физических лиц, создающих инновации и иной инновационной инфраструктуры.

Основные направления деятельности фонда: консультирование по вопросам привлечения финансирования в инновационные проекты; содействие в привлечении инвестиций; поиск индустриальных партнёров для пилотного внедрения; продвижение проектов на российский и международные рынки.

Напомним, что осенью 2023 года в министерстве науки и инновационной политики Новосибирской области приняли решение не продлевать контракт с прежним руководителем Государственного автономного учреждения Новосибирской области «Новосибирский областной фонд поддержки науки и инновационной деятельности» Александром Николаенко и назначили на эту должность бывшего заместителя генерального директора по инфраструктурным проектам Агентства инвестиционного развития Новосибирской области (в настоящее время – Корпорации развития Новосибирской области) Станислава Болотова.

 — Станислав Юрьевич, что побудило вас перейти на работу в Новосибирский областной инновационный фонд из Агентства инвестиционного развития (АИР)?  Какие личные цели вы ставите перед собой на посту руководителя фонда?

— Я получил предложение, которое вижу очень ответственным и интересным. Сегодня инновации — это важная сфера, где работают увлечённые и талантливые люди, стоят серьезные задачи. В том, что касается целей, считаю себя государственником. Так получилось, что здесь всё связано и органично переплетено. По своим убеждениям и прежнему месту работы всегда заинтересован в развитии новых компаний, реализации перспективных проектов. Именно такие задачи призван решать и наш фонд.

— Какой видите дальнейшую работу фонда? Что является ключевым приоритетом?

— Начну с того, что, на мой взгляд, по своему функционалу это не в полной мере фонд. Такое название не совсем отражает суть деятельности учреждения. Мы скорее агентство инновационного развития. Поэтому сегодня переформатируем работу в соответствии с заявленными целями. И здесь у нас три направления работы, три базовых проекта. В настоящий момент они окончательно формируются и по готовности будут представлены в миннауки Новосибирской области. Первое — содействие развитию инновационных проектов в сфере промышленности, второе — инновационные проекты в сфере ИТ, третье — биомедицинские проекты. Это три ключевых блока, и вся основная деятельность нашей организации будет направлена на то, чтобы по этим трем направлениям оказывать специализированную поддержку технологическим предпринимателям.

Какой стратегии будет придерживаться фонд при работе с инновационными компаниями? Будут ли изменения в этом направлении?

— Наша задача прежняя — способствовать тому, чтобы каждый технологический проект при содействии фонда переходил на следующую стадию, развивался и в конечном счете выходил на массовое или мелкосерийное производство и тем самым способствовал росту внутреннего регионального продукта (ВРП) Новосибирской области.

А изменения будут, и они уже происходят. Мы приняли решение стать центром компетенций для инноваторов. До последнего времени фонд был региональным представителем нескольких федеральных структур, в числе которых Фонд содействия инновациям, Фонд Сколково (Группа ВЭБ.РФ), Агентство технологического развития. Считаю, что на сегодня этого недостаточно. Наши технологические предприниматели ведь не только инноваторы, но и бизнесмены. Поэтому они должны получать от нас абсолютно исчерпывающую информацию и о возможностях получения всего спектра мер поддержки для любых предпринимателей, которые доступны непосредственно в нашем регионе. Для того, чтобы качественно доносить такую информацию мы, по сути, сегодня должны стать представителями структур центра «Мой бизнес», АИРа, Торгово-промышленной палаты и другой инфраструктуры поддержки бизнеса. Таким образом мы растем как центр компетенций в сфере господдержки.

Ведь если правительство области ставит перед нашей структурой задачу стать единым окном, то мы должны быть сконцентрированным источником по предоставлению информации нашим клиентам: чтобы они пришли в одно окно и получили всеобъемлющую информацию по всему спектру услуг.

— А кто они — ваши клиенты? И по каким вопросам в Новосибирский областной инновационный фонд может обращаться конкретный предприниматель?

— У нас два типа клиентов.  Это крупные компании, о которых я расскажу ниже, и  технологические предприниматели, держатели различных инновационных проектов. Они либо начинают, либо уже ведут какие-то новые разработки, у них есть свои конструкторские бюро либо просто идеи. С этой категорией фонд работает давно и постоянно совершенствует эту работу.

Инновационные проекты имеют несколько этапов развития, начиная от идеи и заканчивая производством и массовым производством. Мы работаем с каждым проектом, сопровождаем, консультируем: и с теми, у кого пока только идеи, и с теми, кто уже выпускает свою продукцию. И каждому, в силу его специфики, нужен индивидуальный подход. Если у клиента есть только идея, и ему нужно понять, как зарегистрировать компанию, где взять первые деньги, получить заем фонда микрофинансирования, первоначально в нашем регионе это сумма от 30 тысяч до пяти миллионов рублей, то мы даем такую входную информацию. А есть проекты, которые вправе претендовать на другой уровень поддержки, например, гранты Фонда содействия инновациям в размере до 50 миллионов рублей, уже на производство и содействие выпуску новых видов продукции. И мы эту информацию доносим и рассказываем, как и что сделать, чтобы получить эту поддержку.

Например, мы помогли инновационной компании «Папийон», разработчику медицинских кроватей, получить субсидию министерства науки и инновационной политики Новосибирской области в размере 6 миллионов рублей и грант от Фонда содействия инновациям 12 миллионов рублей. Компания является резидентом «Сколково» и победителем питч-шоу XVII Сибирской венчурной ярмарки.

Форм поддержки технопредпринимателей достаточно много, только не все о них знают. Для резидентов «Сколково» предусмотрены налоговые и таможенные льготы, что на определенной стадии развития проектов становится одним из факторов их интенсивного роста.

Руководитель Новосибирского фонда инноваций рассказал о финансовой поддержке стартапов. Фото: Михаил Периков

— Как ещё, не имея возможности напрямую финансировать проекты, вы планируете поддерживать стартапы?

— Здесь мы должны двигаться по двум направлениям. Во-первых, становиться тем самым центром компетенций. И во-вторых, иметь собственные формы поддержки, в том числе, финансовые. Неправильно говорить, что у нас совсем нет возможности финансовой поддержки стартапов. Она есть. Например, у нас есть определенный бюджет, в рамках которого мы вывозим инноваторов, прошедших конкурсный отбор, на федеральные площадки, где они могут представлять свои разработки широкому спектру потенциальных клиентов. В «Сколково» проходят очень большие и представительные выставки, там невероятный поток людей. Это эффективно — многие наши инноваторы находят там своих клиентов.

Например, в 2023 году мы организовали поездку шести новосибирских компаний — НПО «Гормаш», «Медикрафт», «Нейроламбер», «РусИнТех Сервис», «Виталанг», «Тьюбот» на международную конференцию «Startup Village».

Наша текущая организационно-правовая форма не дает нам финансовой мобильности в этом направлении, хотя на практике существуют другие зарекомендовавшие себя формы. В будущем возможно организовать работу таким образом, чтобы мы сами зарабатывали определенные средства и реинвестировали их в уставную деятельность, но это вопросы, которые нужно решать с учредителем.

— Кто является учредителем фонда? Какие задачи им поставлены и по каким показателям оценивается деятельность?

— Нашим учредителем является региональное министерство науки и инновационной политики. Задача фонда не менялась: мы должны своей деятельностью обеспечивать рост ВРП за счет увеличения количества компаний и выпускаемого ими объема продукции. На сегодня мы формулируем новые оценочные показатели. Исходим из того, что в течение года через взаимодействие с фондом прошли несколько сотен инновационных проектов, которым оказано более полутора тысяч консультаций. На базе этого объема будем выстраивать целевые показатели. В январе подаем их на оценку учредителю.

После обращения клиента в наш фонд мы регистрируем исходные данные проекта, а его держатель попадает в наш реестр, и мы начинаем с ним сопроводительную консультационную работу. Задача состоит в том, чтобы максимальное количество компаний о нас узнало и обратилось в фонд. Также принципиально обеспечить рост в этапах развития проектов. Здесь есть свои критерии, проводим оценку, выезжаем на место.

— И что, на выходе столько же инноваторов, сколько и на входе?

— Нет, конечно. В силу объективных причин это нереально. Пока процент невысок, потому что это достаточно широкая и неоднородная аудитория, от держателей реальных проектов до студентов с идеями, и даже изобретателей вечных двигателей. И мы проводим, в числе прочего, работу по их сортировке, вычленяем потенциальные, перспективные проекты, присваиваем определенную категорию в зависимости от стадии проекта. После этого наши клиенты погружаются в специализированное информационное пространство, инновационное сообщество, как мы его называем. И мы делимся всей той информацией, которой владеем, посредством своих ресурсов и посредством тех мероприятий, которые организуем.

— А каков верхний потолок масштаба структуры, которая может к вам обратиться?

— По сути, его нет. Здесь хотелось бы рассказать, где мы планируем прирастать, помимо того, чтобы стать центром компетенций для сообщества технопредпринимателей. Это как раз тот самый второй тип наших клиентов. Или ещё одно направление — работа с крупными индустриальными заказчиками. В прошлом году Фонд уже сделал первые шаги в этом направлении, а в текущем году увеличим фокус внимания на этой работе и постараемся сделать её системной.

В нашей базе есть очень много разработок, которые мы пытаемся предложить к внедрению у конкретных потенциальных заказчиков или инвесторов, однако зачастую предложения инноватора не в полной мере подходят под какую-то конкретную технологическую задачу заказчика. Поэтому это направление работы выстраиваем так, чтобы «идти от заказчика», от понимания его задачи, чтобы оптимизировать не абстрактные, а конкретные бизнес-процессы и технологические цепочки заказчика. Планируем выявлять такие потребности на предприятиях региона и не только региона, выяснять, какие запросы есть у крупных компаний и предлагать их к решению нашим инноваторам.

Развитие этого направления недавно обсудили с министром промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Андреем Гончаровым. На текущем этапе необходимо понимание того, какие из предприятий региона действительно в этом нуждаются. Возможно, это заводы оборонного комплекса. По сути ищем для инноваторов рынок сбыта новых решений.

— С какой-то из крупных компаний уже удалось начать такую работу?

— Да, мы этот путь уже начали. Не так давно прошло первое серьезное мероприятие с РЖД. В компании сформулировали свои пожелания, начиная от оптимизации снятия информации с электросчетчиков, которых у них очень много, и заканчивая рабочим местом дежурного по станции, где стоит задача внедрить искусственный интеллект на определенных этапах принятия управленческих решений. Мы подобрали под заранее оглашенные задачи тех инноваторов, кто мог бы потенциально их решить – это компании «Элрон», «Епишин Автоматика», «Арти-Электроникс», «Юнисофт плюс», «Стрекоза», и они, уже с возможными вариантами решений, выступили перед представителями РЖД. Идеи были оглашены, инноваторы их представили на этом мероприятии, комиссия выслушала и заявила о готовности продолжать обсуждение. С РЖД сейчас работа на этапе доработки и конкретизации технического задания со стороны заказчика. Плюс ждем от них обратной связи по другим презентованным проектам, и уже есть желание в определенных направлениях поработать с нашими инноваторами.

Здесь надо отметить, что продвигать технопроекты достаточно трудоемкая работа, потому что одно дело презентовать свою сформировавшуюся идею, а другое — трансформировать её под конкретный заказ.

— Станислав Юрьевич, у вас нет ощущения, что это просто такой модный тренд со стороны крупных компаний, дань веяниям времени и не более того?

— Как говорят, срастается, когда есть тот, кому надо, и есть тот, кто может. Преимущество текущего момента в том, что на самом деле все ещё в начале пути: и крупные заказчики с их декларируемым интересом к инновациям и сами инноваторы. Наша задача — развивать процесс взаимодействия этих сторон и помогать инновационным решениям находить свое практическое применение на производстве и в других сферах.

— Вы в свое время были соорганизатором форума «Интерра». Это было заметное событие в сфере науки, инноваций и креативных индустрий федерального масштаба. Нет желания реанимировать этот форум?

— В свое время, когда «Интерра» ушла, было принято решение заменить её другим форумом. Такой площадкой стал «Технопром». Он регулярно проводится, решает свои задачи. Думаю, что есть смысл усилить определенные мероприятия в рамках этого форума с участием инновационных компаний.

Сибирская венчурная ярмарка, проходившая в 2023 году в рамках форума  «Технопром»,  начала работу в направлении развития молодежного технологического предпринимательства. Будет ли продолжена эта работа?

 — Ярмарка проходит не один год. Инициатором её проведения является правительство Новосибирской области. Я вижу целесообразность в её проведении. Тем более, что она постоянно трансформируется, находится в поиске повышения эффективности. Пока, в большей степени, это презентация тех инновационных проектов, которые мы уже сопровождаем.

Концепция XVIII Сибирской венчурной ярмарки находится в проработке, и идея о молодежном блоке также рассматривается. Мы обязательно поделимся информацией.

Но и вне Ярмарки мы активно поддерживаем молодежные технопроекты. Например, проект «Онкоаналитика», победитель молодежного трека Сибирской венчурной ярмарки также получил награду нашего фонда «Иннокуб», как лучший инновационный биомедицинский проект года.

─ В целом как фонд планирует работу со студенческими маленькими проектами? Какие инициативы с вашей стороны возможно будут предложены в этом направлении в ближайшее время?

— Студенческие стартапы — это, как правило, категория проектов на стадии идей. Есть, конечно, студенческие стартапы и более серьёзной степени проработки. У фонда серьёзные планы по выстраиванию совместной работы с вузовскими акселераторами и стартап-студиями региона. Мы принимаем участие в мероприятиях вузов в качестве экспертов, рассматриваем проекты и рекомендуем для них определённые грантовые конкурсы. Например, в 2023 году на конкурс ФСИ «Студенческий стартап» было подано от Новосибирской области 144 заявки, из которых 50 получили по 1 миллиону рублей. В текущем году планируем привлечь ещё большее количество участников, а также планируем совместные мероприятия с вузами в «Точке кипения – Новосибирск».

Фронт-офис Новосибирского фонда инноваций находится в Академпарке. Фото: Михаил Периков

─ А из каких вузов приходит больше инноваторов?

— В силу нашей территориальной расположенности, фронт-офис у нас в Академгородке, это в большей части студенты НГУ, но не только. Много интересных проектов из НГТУ, Аграрного университета, других вузов. Вот мы недавно работали в Университете путей сообщения и привезли оттуда несколько проектов, которые уже получили поддержку и перспективы развития.

─ 2023 год стал годом беспилотников. Какие планы на текущий год по этому направлению?

— У нас в регионе есть решение о создании специализированной структуры, которая объединит действующие предприятия этой сферы и их усилия по разработке и созданию беспилотных летательных аппаратов. Мы в этом направлении также ведем работу, знаем компании, чьи решения могут быть востребованы, со всеми уже провели встречи. У нас в фонде работает специально выделенный сотрудник, который обобщает и систематизирует их опыт и возможности и формирует предложения для соответствующей структуры.

─ Какие дальнейшие планы работы по направлениям Сибирского биотехнологического научно-образовательного центра (СиббиоНОЦ)?

— В последнее время деятельность СиббиоНОЦ нацелена не только на академические достижения, но и на получение конкретных результатов, в связи с чем приоритетное внимание сосредоточено именно на трансфере научных разработок в реальный сектор экономики. Запланированы выездные мероприятия в муниципальные районы Новосибирской области по популяризации, демонстрации и внедрению инновационных продуктовых решений, разработанных участниками СиббиоНОЦ.

Также будет продолжено межрегиональное взаимодействие. Учитывая, что биотехнологическая (медицинская) специализация не представлена ни одним из 15 уже созданных научно-образовательных центров мирового уровня в России, СиббиоНОЦ становится привлекательным для организаций других субъектов Российской Федерации. В связи с чем участниками СиббиоНОЦ становятся организации из других регионов. Например, Пермский государственный университет.

─ Какие ещё задачи и вызовы стоят перед Новосибирским областным инновационным фондом?

— Есть тема, о которой пока не принято широко говорить, но она вскоре может стать одним из таких вызовов: регионы страны сегодня активно борются между собой «за мозги». Есть примеры усилий не только по сохранению местных инноваторских кадров и компаний, но и тенденции к их перетягиванию. Предлагаются резидентства в особых экономических территориях, под крупного заказчика могут предложить переехать. Московская, Кемеровская области активно работают в этом плане, Красноярский край. Новосибирская область в целом сохраняет положение одного из регионов-лидеров — отсюда трудно переманить. Однако надо работать над укреплением этих позиций.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ