Депутаты посчитали бюджет Новосибирской области

Одними из основных вопросов 23-й сессии Законодательного собрания, прошедшей сегодня 7 июля, стали проекты законов об исполнении бюджета Новосибирской области за 2021 год и о внесении изменений в бюджет области на 2022. Депутаты не только задавали острые вопросы региональному правительству по итогам прошлого года, но и изменили параметры бюджета на 2022 год.

По вопросам, связанным с бюджетом, депутатам докладывал заместитель председателя правительства Новосибирской области – министр финансов и налоговой политики Новосибирской области Виталий Голубенко. Доходы областного бюджета Новосибирской области в 2021 году исполнены в объеме 237,7 млрд рублей, что на 4,7 млрд руб. или на 2,0 % выше прогноза. При этом по сравнению с 2020 годом они выросли на 42,1 млрд рублей. Расходы составили 222,2 млрд руб. или на 94,6 % к плану. Профицит бюджета – 15,4 млрд рублей или 5,8% от общего объема расходов бюджета. Среди причин, повлиявших на увеличение профицита, – перевыполнение плана по собственным доходам на 5,5 млрд рублей и не освоение бюджетных средств на 9 млрд (подрядчики не успели актуализировать проектно-сметную документацию, сложности с прохождением экспертизы).

Профицит бюджета, как и во время общественных слушаний об исполнении бюджета 2021 года, состоявшихся 9 июня, снова вызвал вопросы у депутатского корпуса. Так депутат Вячеслав Илюхин отметил, что при профиците в 15 млрд рублей объем капитальных вложений снизился. «Ситуация очевидно ухудшается. В чем проблема? Почему никто не несет наказание? Более того, правительство Новосибирской области по результатам работы в 2021 году получает премию в размере 144 млн рублей», – задал вопрос депутат. Виталий Голубенко отметил, что основная причина в усилении инфляционных процессов, которые заставили корректировать договоры и контракты в части цен из-за чего сроки реализации проектов удлинились. Что же касается поощрений, то, по мнению министра финансов, правительство сделало все, чтобы регион без особых потерь прошел постковидный период в сложных экономических условиях.

«Если посмотреть по структуре профицита, то более 4 млрд рублей – это пересмотр проектно-сметной документации, еще почти 3 млрд – проблемы с контрагентами и отсутствие заявок на выплаты. Это не значит ли, что распорядители бюджетных средств плохо работают? Ведь если торги не состоялись, а они проходят до марта-апреля, наверное, можно было деньги перераспределить?» – задал вопросы зампред комитета по строительству Вадим Агеенко.

В обсуждение пришлось вмешаться губернатору Новосибирской области Андрею Травникову. По его словам, профицит сложился, в том числе из-за неосвоения средств. «Но значительная его часть – это дополнительные неплановые доходы, которые мы получили преимущественно в третьем и четвертом кварталах 2021 года, часть вообще поступила накануне Нового 2022 года. Мы их просто не успели потратить. Эти деньги нам позволили принимать новые обязательства по дополнительным социальным выплатам в 2022 году. Давайте четко работать с цифрами и не бросаться суммой в 15 млрд налево и направо», – пояснил глава региона.

Депутат Яков Новоселов сыронизировал, что в августе депутаты должны принимать на своих округах новые поликлиники, которые сегодня только на бумаге. «У нас смертность превысила рождаемость на 30%. Медицина просто захлебнулась в проблемах и пошла ко дну. Вместо поликлиник у нас концессионные скандалы, удорожание объектов и срыв строительства социальной инфраструктуры. Профицита хватило бы, чтобы самим построить все эти поликлиники. Я предлагаю разобраться в причинах неэффективной социально-экономической политики области. И собрать совещание с депутатами и правительством, чтобы разобраться в ситуации и выработать систему мер по возвращению управляемости», – сказал Яков Новоселов. Он также попросил уточнить, сколько сегодня стоит строительство семи поликлиник по концессии.

Председатель Заксобрания Новосибирской области Андрей Шимкив предложил на этот вопрос ответить первому заместителю председателя правительства области Владимиру Знаткову. «Когда мы говорим о стоимости, то надо понимать, что она увеличивается только на инфляционную составляющую. Не более того. Сегодня три поликлиники строятся, четыре выходят из экспертизы. Точную стоимость поликлиник мы представим в Законодательное собрание на следующей неделе, чтобы не быть голословными», – пояснил Владимир Знатков.

Как прокомментировал обсуждение закона об исполнении областного бюджета за 2021 год Андрей Шимкив в перерыве сессии, «бурное обсуждение депутатов вызвало неисполнение бюджета по строительству». «Можно искать разные причины – ковид, проектно-сметная документация, – тем не менее, всех интересуют сроки ввода социально значимых объектов. Об этом говорилось и на публичных слушаниях, и на заседаниях комитетов Законодательного собрания. Нормальная реакция депутатов: когда есть невыполнение, неосвоенные деньги, мы задаем вопросы», – отметил спикер Заксобрания.

Следующий «бюджетный» вопрос касался изменений в бюджет области на 2022 год. По словам Виталия Голубенко, проектом закона доходы областного бюджета Новосибирской области на 2022 год предлагается увеличить на 31 млрд рублей, в том числе на 23,3 млрд за счет налоговых и неналоговых поступлений и на 7,8 млрд за счет безвозмездных поступлений. Из 6,4 млрд рублей федеральной поддержки 4,2 млрд рублей планируется направить на дорожное хозяйство: 1 млрд рублей – на продолжение строительства 4-го моста, около 1,1 млрд руб. – на обеспечение сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, на финансирование иных расходов дорожного хозяйства – 2 млрд руб. Также расходы предусмотрены на строительство и капремонт школ, на закупку медизделий и медикаментов для системы здравоохранения.

Комментируя доходную часть бюджета, Виталий Голубенко отметил, что размер резервного фонда правительство предлагает увеличить до 26 млрд рублей. С этой точкой зрения депутаты не согласились. Председатель комитета Заксобрания по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Федор Николаев рассказал, что при подготовке проекта закона ко второму чтению было решено уменьшить резервный фонд до 5,3 млрд рублей. «Снижение произошло в основном за счет высвобождения резервов, предусмотренных на индексацию заработной платы, мер социальной поддержки и материальных затрат государственных и муниципальных учреждений», – рассказал председатель бюджетного комитета.

Кроме того, по словам Федора Николаева, при подготовке проекта закона ко второму чтению изменился общий объем доходов в 2022 году, с учетом изменений он составит 258,1 млрд рублей. Доходы бюджета планируются к увеличению за счет дотации (гранта) за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ в сумме 671,8 млн рублей. Общий объем расходов областного бюджета в 2022 году также увеличится и составит с учетом поправок 283,2 млрд руб. (увеличение между чтениями на 2,8 млрд рублей). Дефицит областного бюджета запланирован в объеме 25,1 млрд рублей.

«Для исключения спекуляций вокруг несговорчивого Заксобрания, чтобы все понимали – вот губернатор внес поправку на горячее питание для школьников льготных категорий – понятно сколько, понятно куда. Внес на индексацию зарплат бюджетников – понятно сколько, понятно куда. А 26 млрд одной строкой без назначения – это нонсенс. Мы снизили ко второму чтению сумму резервного фонда до 5,3 млрд и понимаем, в чем необходимость именно такой суммы, что это за деньги. Сколько на ликвидацию ЧС, сколько на преодоление иных чрезвычайных последствий. А еще 20 миллиардов – извините, это не тысячи. Это миллиарды. И спасибо правительству, что оно согласилось с доводами депутатов», – прокомментировал принятие бюджета на 2022 год Андрей Шимкив.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту [email protected] или через нашу группу в ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ