«15 миллиардов рублей — лишние?»: в Заксобрании Новосибирской области озадачены рекордным неисполнением бюджета

Публичные слушания об исполнении бюджета Новосибирской области за 2021 год состоялись в Заксобрании Новосибирской области 9 июня. Согласно отчётам чиновников, в прошлом году из расходной части бюджета не были освоены 15 млрд. рублей. Депутаты попытались выяснить, откуда взялась такая внушительная сумма.

На публичных слушаниях по отчёту об исполнении расходной части бюджета региона за 2021 год перед депутатами Заксобрания Новосибирской области выступили заместитель председателя правительства региона – министр финансов и налоговой политики Виталий Голубенко и министр экономического развития Лев Решетников. По их информации, в 2021 году региону удалось освоить только 94,6% расходной части бюджета. Огромная сумма – 15 млрд. рублей – так и не была потрачена на создание важных объектов – прежде всего, в строительной отрасли.

«Мы видим фактическое неисполнение бюджета в 2021 году. Колоссальная цифра порядка 15 млрд. рублей. Можно ещё понять то, почему мы не истратили бюджетные деньги на школьное питание в пандемию, когда дети реже ходили в школу. Но есть моменты, которые депутаты требуют им объяснить. Откуда взялась такая огромная сумма неисполнения бюджета? И если у нас есть свободные деньги, зачем нам, к примеру, ГЧП? Нам часто говорят, что инфляция «съедает» все средства. Но тут мы имеем дело с ситуацией, что деньги просто не расходуются на какие-то проекты и от этого обесцениваются», — обратился к министрам председатель Заксобрания Новосибирской области Андрей Шимкив.

Подобные вопросы возникли и у других депутатов, которых волновал перечень дорогостоящих проектов, которые так и не удалось реализовать в регионе за 2021 год.

«Это не частные инвестиции, которые не дошли до нас, это наши бюджетные средства… Не нужно стесняться. Назовите крупные проекты, концессии, которые не удалось реализовать, что именно не удалось построить из запланированного», — поддержал обращение председателя депутат Вадим Агеенко.

депутат Вадим Агеенко
Депутат Законодательного собрания Новосибирской области Вадим Агеенко призвал назвать крупные проекты, концессии, которые не удалось реализовать

Виталий Голубенко, отвечая на вопросы парламентариев, перечислил несколько направлений, по которым в регионе сложилась экономия средств и назвал основные причины неисполнения бюджета.

Так, экономия около 2 млрд. рублей, с его слов, была получена по результатам проведенных правительством торгов. Также значительную долю от суммы неисполнения составили переходящие финансовые обязательства правительства с 2021 года на 2022 год. Они связаны с неготовностью некоторых поставщиков и подрядчиков выполнять работы. В первую очередь, это касается объектов капитального строительства. Дело в том, что в связи с изменившимися экономическими условиями исполнители были вынуждены пересчитывать сметы расходов – а правительство, в свою очередь, перенести оплату услуг.

Всего по направлению регионального минстроя не удалось освоить более 1,6 млрд. рублей. Не получилось также вложить в строительство новой инфекционной больницы под Новосибирском 2 млрд. рублей, выделенных области из федерального бюджета в рамках ГЧП.

Более, чем на 1,6 млрд рублей были сокращены и расходы министерства транспорта и дорожного хозяйства. Об этом депутатам сообщил министр Анатолий Костылевский. Среди факторов, повлиявших на фактическое неиспользование средств областного бюджета министр назвал существенную экономию при подготовке площадки строительства 4-го моста, а также то, что в конце года регион получил федеральные средства на ряд объектов реконструкции. В связи с этим не были использованы соответствующие областные средства.

Одна из самых крупных сумм, которая перейдёт на следующий финансовый период – почти 8 млрд. рублей – должна была быть направлена в 2021 году на дорожное строительство. По мнению депутата ЗС Фёдора Николаева, в текущем году сумма может вырасти наполовину из-за удорожания материалов для дорожных работ.

Особое внимание депутаты Заксобрания на прошедших слушаниях по исполнению бюджета обратили на приостановку выполнения многих важных наказов избирателей в прошедшем году.

«Были наказы, которые перенесли с 2021 года. Мы думали, что они войдут автоматически в 2022 год, однако не видим их в планах ни на 2023-й, ни на 2024-й, ни на 2025-й годы. Такая же ситуация и с наказами 2022 года… В целом, претензий по выделенным средствам на наказы у нас нет, есть вопросы по структуре наказов. Хотелось бы, чтобы ситуация была исправлена, — подчеркнул депутат Заксобрания Александр Шпикельман. – Почему, допустим, если у нас есть лишние деньги, были отозваны 70 млн рублей на строительство стадиона в Мошково? Почему стадион не захотели построить?».

Министр финансов и налоговой политики Новосибирской области Виталий Голубенко представил депутатам Заксобрания отчёт об исполнении расходной части регионального бюджета за 2021 год

Первый вице-спикер Заксобрания Новосибирской области Андрей Панфёров, в свою очередь, поднял вопрос о ремонтах сельских школ. Количество наказов по этой теме, отметил депутат, составляет до 20% всех наказов селян.

«Каждый раз при принятии бюджета на следующий год эти вопросы поднимаются. В перспективе на 2023 год мы сможем увеличить финансирование на ремонты сельских школ? Учитывая, что это будет уже вторая половина срока действующего созыва депутатов…», — поставил вопрос вице-спикер.

«Можно ответить кратко? Мы будем стараться», — ответил Виталий Голубенко. Говоря о проблемах исполнения бюджета в целом, он связал их с «концентрированностью» региона на первостепенных задачах, поставленных перед руководством области федеральным руководством.

«Геополитические изменения принесли в нашу жизнь некие вызовы, и мы должны понимать, что есть федеральные задачи, поставленные перед регионом… В связи с этим все остальные задачи уходят на второй ряд», — признал министр.

В сложившихся непростых экономических условиях депутаты предложили способы получения экономической выгоды для региона. Одним из них может стать отказ от некоторых концессий, уверен депутат Заксобрания Дмитрий Козловский. Он назвал объявленный накануне конкурс на концессию по строительству двух мусороперерабатывающих заводов в области преждевременным и предложил подумать о том, чтобы строить заводы на собственные средства областного бюджета.

«Почему бы нам за три года не построить свои заводы, чтобы потом их экономика работала на Новосибирскую область? Почему правительство уже приняло решение о строительстве заводов по очередной концессии? Вторым этапом мусорной реформы я бы предложил создать собственного «мусорного» регионального оператора, который бы не тревожил наших жителей мусорными коллапсами и также работал на экономику региона», — сказал депутат.

Заместитель губернатора Новосибирской области Сергей Сёмка напомнил депутатам, что решение передать строительство мусоросортировочных заводов на концессию принято уже давно, поэтому и была начата конкурсная процедура. В качестве решения ситуации участники обсуждения пришли к выводу о необходимости дополнительного рассмотрения вопроса на ближайшем совместном заседании бюджетного и строительного комитетов, где депутаты представят свои предложения по теме.

Подводя итоги публичных слушаний, председатель комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Федор Николаев подчеркнул, что все предложения парламентариев, направленные на повышение эффективности бюджетных вложений, внесены в перечень рекомендаций, которые в ближайшее время будут направлены в правительство Новосибирской области.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ