Валерий Печейкин: «Говорить о творческом результате можно только увидев его»

В новосибирском театре «Старый дом» готовы объявить второй набор проекта «Дисциплины». Результаты первого известны. 24 декабря театр выпустит спектакль «Наизнанку» по пьесе Карины Бесолти. Режиссером выступит Джемма Аветисян, которая впервые представила драму на читках проекта. А премьера пьесы «Наташа» Марины Крапивиной в режиссуре Юлии Ауг переносится на год — зрители увидят ее в июне 2022 года.

«Дисциплина» — фабрика нарративного театра, основная задача которого — создание под руководством опытных наставников увлекательных пьес о сегодняшней жизни. По замыслу кураторов — драматурга Александра Молчанова, режиссера Андрея Прикотенко, театральных критиков Оксаны Ефременко и Антона Хитрова, — лучшие тексты должны попасть на сцену «Старого дома». Кураторы рассмотрели 423 заявки и выбрали 11 драматургов — как опытных, так и начинающих. Авторы все лето занимались драматургией с Александром Молчановым и к осени закончили свои тексты. Следующим этапом проекта «Дисциплина» стали публичные читки, позволяющие выбрать пьесу, которая войдет в репертуар театра. Выбирали из 11 пьес, написанных специально для театра «Старый дом» русскоязычными драматургами из России, Беларуси, Германии и Азербайджана.

Результаты первого круга «Дисциплины» мы обсудили с ВАЛЕРИЕМ ПЕЧЕЙКИНЫМ, драматургом и куратором «Гоголь-центра», лектором, журналистом, колумнистом и педагогом.

— Процедура отбора пьесы для сценической жизни позади. Вы довольны выбором высокого жюри? Как вы оцениваете результаты «Дисциплины» — появился новый герой или новый взгляд на привычные вещи?

— Новый герой появляется, когда возникает новый тип биографии. Когда сам драматург или его окружение переживает новый опыт. Это происходит в ситуациях, где есть движение исторического времени. Какое-то национальное или мировое событие. А лучше сразу оба. Таким мировым событие стал коронавирус. Осталось дождаться национального, и новый герой сразу появится.

— Вы только что подарили российскому миру «новую версию» Одоевского. Это здорово ложится на болезненный поиск отечественного героя, в том числе современного. Для достижения качества абсолютного героя, как теперь говорят, нужна концентрация, выбор магистрали, твердость удара в одну точку. Одоевский явно не планировал жертвовать даже гастрономией — писал, философствовал, готовил. Современная литература и драматургия поставляет монологических героев или это мы уже сами не готовы гоняться за человеками эпохи Возрождения?

— Одоевский не был похож на героя в привычном смысле. Поэтому сегодня, если вы найдете в России улицу или проезд Одоевского, то он назван в честь не Владимира Федоровича, а Александра Ивановича. Это другой Одоевский. Поэт-декабрист, человек, который выходил на Сенатскую площадь. В русской литературе очень сильный внелитературный фактор. Биография автора имеет значение не меньшее, чем то, что он писал. Монолог возможен там, где есть манифест. Там, где есть биография. Поэтому я показал Одоевского как человека, у которого самое интересное произошло не при жизни земного тела, а у его души. У героя в привычном смысле все происходит наоборот. Здесь и сейчас.

Валерий Печейкин: «Говорить о творческом результате можно только увидев его» - Фотография

Директором нового новосибирского театра стал Виктор Старков

— В Новосибирске маленький театральный скандал. Создан новый театр, которым управлять будут два весьма ярких депутата. Впрочем, за плечами одного из них режиссерские курсы. Искусство имеет функцию самоочистки? Должна ли общественность требовать формального соответствия неким эстетическим требованиям арт-лагеря — пока мы не видели продукт этого дуэта?

— Цель искусства всегда одна — это произведение искусства. Оно совсем не похоже на такси, где вам важно, чтобы вас и довезли до адреса, и в машине было тепло, приятно пахло, не играл шансон. Искусство же это такое такси, в котором вас могут даже побить, но цель одна — это произведение. Поэтому говорить о творческом результате можно только увидев его.

— Драматург — современник, по нему проходит перекресток божьего провидения и мирских обстоятельств. Нужно ли драматургу выдерживать дистанцию, отстраняться от взглядов социологов-журналистов, политологов и «общественников», стараясь обеспечить следующий уровень обобщения и осмысления действительности?

— Кому-то это, наверное, помогает. Одна моя подруга регулярно полностью отключает «Фейсбук» — это помогает ей сохранить душевное спокойствие, необходимое для творчества. Такой своеобразный детокс. У меня с этим проблем почти нет. Я читаю новости, и мне они не мешают, а, наоборот, помогают. Кажется, Луис Бунюэль говорил, что после смерти хочет хотя бы раз в сто лет вставать из могилы, идти к киоску, покупать газету и читать новости. Я тоже мечтаю об этом.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ